«Главное – не опозориться». Какие выводы можно сделать из интервью Владимира Васильева, и вернется ли он в Тверскую область

20.02.2018, 13:57

В Дагестане уроженец города Клин и бывший депутат Госдумы от Тверской области генерал Владимир Васильев продолжает «перезагрузку» региона. Там арестована большая группа высокопоставленных чиновников, формируется новое правительство.

Еще одна горячая новость из республики: в дагестанском городе Кизляре празднование Масленицы 18 февраля обернулось трагедией. Террорист с криками «Аллах акбар» расстрелял в упор из охотничьего ружья прихожанок православного храма, которые отмечали Прощеное воскресенье. Согласно последним данным, погибло пять человек, еще несколько получили ранения. Сам преступник был ликвидирован ответным огнем полицейских. Убитый террорист опознан как Халил Халилов, проживавший в селе Рассвет Тарумовского района Дагестана. Исполняющий обязанности главы республики Владимир Васильев заявил: «Выражаю самые глубокие соболезнования родным и близким погибших и желаю всем пострадавшим скорейшего выздоровления. Мною приняты доклады руководителей МВД по РД, МЧС Дагестана и Минздрава республики. Министры внутренних дел и здравоохранения находятся на месте событий».

А 16 февраля губернатор Московской области Андрей Воробьев и премьер-министр Дагестана Артем Здунов приняли участие в совещании с главами регионов на тему «О развитии межбюджетных отношений и лучших практик реализации приоритетных проектов в субъектах РФ». Мероприятие прошло в рамках форума «Сочи-2018» под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Где в это время был губернатор Тверской области Игорь Руденя, журналистам выяснить не удалось, среди глав регионов в Сочи он замечен не был. Это только усилило слухи, что Руденя отрабатывает в регионе последние месяцы. В Твери в этом уверены практически все. Характерно, что от Тверской области в работе форума приняли участие заместители председателя регионального правительства Александр Меньщиков и Павел Мигулев, министр экономического развития Ольга Павлова. Аналитики заговорили, что кто-то из них может возглавить Тверской регион после отставки Игоря Рудени.

В это же время и.о. главы Дагестана Владимир Васильев в беседе с ведущим программы «Известия. Главное» Евгением Гусевым рассказал о своей миссии в регионе. Интервью получило большой общественный резонанс. Васильев произнес слова, которые подхватили все информагентства: «Главное – не опозориться».

Мы попросили историка, исследователя древности, и одновременно инициатора многих инновационных проектов в сфере цифровой экономики и умного производства Геннадия Климова поделиться впечатлениями. Мы знаем, что Геннадий Климов и Владимир Васильев давно дружат – они не единожды вместе совершали служебные поездки в Казахстан и Киргизию. Кому, как не им, знать, чем отличается ментальность западных и восточных культур, чем отличаются традиции и жизненные уклады. Насколько возможно сблизить культуры Запада и Востока? Об этом сегодня разговор с Геннадием Климовым.

 

Курс на культуру и образование

– Геннадий Андреевич, многие эксперты называют Васильева антикризисным менеджером, который разворошил осиное гнездо и должен решить ворох проблем, накопившихся в республике. При этом сам Васильев, врио главы Республики Дагестан, говорит: «Я сейчас, наверное, ощущаю себя человеком немолодым, который оказался весьма в непростой ситуации, и надежды людей, обращенные к нему, весьма высоки. И я, конечно, задаю себе вопрос: «А я не ввожу людей в заблуждение? Смогу ли я выполнить эти задачи?». Ваше мнение: миссия Владимира Васильева выполнима?

– Надо понимать, что народы Дагестана очень древние. Здесь центр зарождения многих древнейших цивилизаций. При этом, как говорит Васильев, дагестанский народ действительно вызывает уважение. Это талантливые люди, амбициозные, умеющие побеждать, и не только борясь на ковре, они вообще борцы по жизни. Сегодня главной задачей, которую, как я понимаю, ставит Васильев, – это быстрое и качественное улучшение в республике системы народного образования. Дагестанцы с присущим им упорством должны стремиться к победам не только в спорте, но и в науке, в бизнесе. Надо создать систему качественного образования, которое базируется на мировой культуре и науке. Это непростая задача, но решаемая.

 Откуда берется сегодня религиозный экстремизм? Разве ислам – одна из четырех мировых религий единобожия, созданная пророком Мухаммедом, – предполагает насилие? Пророк Мухаммед создал религию прогресса и миролюбия. Мы же знаем, какой всплеск культуры был в той же Бухаре, когда среднеазиатские народы приняли ислам. Но потом некоторые необразованные люди стали искажать слово пророка, толковать неправильно. Поэтому мы и видим сегодня войны, терроризм.

В православии, кстати, происходят те же процессы. Ровно тысячу лет назад усилиями князя Владимира на Верхней Волге в Торжке высадились первые христианские пилигримы, которые несли веру в единого бога, которые учили людей ценить человеческую жизнь, быть благоразумными, любить ближнего. И что мы видим через тысячу лет? Одни христиане убивают других христиан в Украине. И никого не удивляет сама абсурдность войны русских и украинцев.

Спросите нынешних русских и украинских православных, как звучит имя их Бога, – большинство назовут Матрону или Николая Угодника… Митрополиты превратились в фарисеев, а храмы в коммерческие лавки. Это моральное разложение и потеря веры в единого бога называется язычеством. Оно принимает разные формы, может рядиться в ислам, а может в христианство, иудаизм. Но это всегда кровь и культурная деградация. Причиной терроризма всегда является моральное разложение и отклонение от истинной веры.

Часто причина религиозного экстремизма лежит в самой церкви и в политике власти. Когда простые люди, живущие в природе, где все разумно и чисто, видят ложь, лицемерие, неискренность, то они негодуют. Иногда у слабых людей это негодование принимает экстремистские формы.

Поэтому успех миссии Васильева лежит в сфере умной культурной и образовательной политики, в изменении самой нравственной атмосферы в высших сословиях Дагестана. Собственно, Владимир Абдуалиевич и начал реализацию такого плана – в этом я с ним абсолютно согласен.

– Многие говорят о том, что клановость в республике – это мощнейшая структура, которая держит порядок. Уничтожение кланов, затеянное Васильевым, порядок в республике может обрушить. Есть такая угроза?

– Владимир Абдуалиевич сам ответил на этот вопрос, ибо не надо все валить в одну кучу. Его взгляд сводится к двум принципам. С одной стороны, есть религиозные лжепророки, которые искажают слова Аллаха, которые Он передал через откровения Мухаммеда. Большая беда дагестанского народа, что общество позволило некоторых своих сынов и дочерей увести лживым пророкам и сделать из них врагов нации, которые бездумно взрывали людей. Эти «лжепророки» тянут народ в архаику, к гибели. Сейчас ситуацию в основном контролируют силовые структуры, но впереди еще самая тяжелая, самая длительная, но и самая благородная и полезная работа – работа с людьми.

В дагестанском обществе есть элита, которая понимает это, которая хотела бы своему народу участи не архаичного, а успешного и передового отряда современного человечества. Действуя в этом направлении, Васильев назначил министром образования Уммупазиль Омарову, она до этого девять лет работала правозащитником, работала до этого в правительстве – очень известный человек с большими возможностями. Кстати, ее дед был одним из тех, кто создавал систему образования в Дагестане.

Васильев говорит: «…сегодня начнем это делать, усиленно, с утроенной энергией с получения аттестата зрелости, чтобы человек выходил в жизнь не с аттестатом, который куплен или подарен… Так вот, чтобы этого не было, чтобы они выходили со знанием, способностью быть конкурентными и чтобы они нашли достойное место в этой жизни и были счастливы, и еще самое главное, прославили свою семью, свою малую родину и получили от этого удовольствие, дай Бог!»

 

Восток и Запад, архаика и молодежь

– Однако мы видим, что во многих азиатских странах архаические традиции являются путами, которые приводят к культурной и экономической отсталости. Как бороться с этими пережитками?

– Владимир Абдуалиевич еще до своего назначения в Дагестан приглашал меня несколько раз в поездки в Среднюю Азию. Так сказать, для расширения кругозора в моих исследованиях древней истории. В прошлый раз мы ездили в Астану вместе с Николаем Валуевым и Александром Карелиным. У меня рост 180 сантиметров, как и у Васильева, – рост приличный по нынешним временам. Но иногда в Астане мы себе казались гномами рядом с великанами. Кстати, в главном православном храме Астаны в подвале установлены тренажерные залы, а местный дьякон Илюша – настоящий Илья Муромец.

Николай Валуев рассказал историю из молодости, когда в одной из среднеазиатских республик на соревнованиях к нему приехала с гор делегация аксакалов и привезла молоденькую красивую девушку. Старики привезли ее ему, чтобы родился батыр. Жениться было не обязательно. Не очень понятно, что делать европейцу на Востоке в таких случаях. Эта традиция тянется еще из  древнейшего арийского прошлого. Архаичные традиции сохраняются часто на Востоке до сих пор. В этом мире надо уметь жить деликатно, не нарушая традиций.

Между тем мы видим пример азиатской Японии, Кореи, Сингапура, где, сохраняя традиционную культуру, они являются мировыми экономическими лидерами. Мы должны понимать, что время течет и его нельзя остановить, всегда надо соответствовать времени, но и уважать традиции тоже надо.

Кстати, Васильев уже давно окружает себя молодежью, еще в Твери это начал делать. Он честно говорит, что не обладает многими современными компетенциями и надеется на помощь молодого поколения, которому готов помогать. И это правильно. Иногда проблемы, не решаемые годами, можно легко решить пустяковой новацией. Часто привожу пример: все губернаторы и мэры, и даже сам президент Путин, не могут победить коррупцию в ЖКХ, управляющих компаниях. А дело-то пустяковое, которое может сделать любой продвинутый первокурсник: надо написать мобильное приложение для смартфонов, с помощью которого жители могли бы оценивать качество обслуживания дома. И все это связать с расчетно-кассовыми центрами. Очевидно, такие задачи можно решать, если сотрудничать разным поколениям. Васильев понимает это и старается приблизить к себе молодежь.

Не всегда в Твери у него, правда, получалось правильно, ибо у нас продвинутая молодежь страдает эйджизмом. Это явление проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста. Нынешняя тверская молодежь, выросшая в уверенности, что магазины, набитые товарами, были всегда, как и сотовые телефоны и социальные сети, не склонна верить даже в гипотетическую возможность, что однажды им придется взять ответственность за страну. И если они окажутся недостаточно мудрыми, то все изобилие разом может исчезнуть, а их мир обвалится в дикость и архаику.

В Твери, как и в Дагестане, только в иной форме, наблюдается конфликт поколений. К сожалению, последние годы вокруг уважаемого Владимира Абдуалиевича в Твери вилась в основном какая-то сомнительная молодежная карьеристская шобла. Это не настоящая молодежь. В отношениях как к продвижению молодежи, так и к архаичным традициям главный принцип – не навреди.

 

Перспективы для Дагестана и Твери

– У любой региональной элиты масса экономических интересов, которые часто противоречат общественному развитию. Как тут быть?

– Как я понимаю, у Владимира Васильева в роли врио главы Республики Дагестан даже к арестованным дагестанским чиновникам отношение, как у истинного патриарха. Разве большинство из местных коррупционеров хотело вреда Дагестану? Они могли бы эффективно и честно работать, если бы была создана другая атмосфера, другая система координат, когда на вершину попадают лучшие и честные. До этого вход в элиту был предоставлен только тем, кто займет свое место в системе незаконного распила, незаконного распределения, участия в создании теневых схем разворовывания бюджета. С этим надо, по мнению Васильева, заканчивать всем. Те же экзамены ЕГЭ дети должны проходить без коррупции, честно дальше жить в правовом поле. Вот эту задачу в первую очередь ставит Васильев.

Тем не менее бизнесу надо развиваться сегодня. У Дагестана огромные нереализованные экономические возможности. Очень важна стратегия интеграции с остальной Россией и с мировой экономикой. Мы видим процесс начавшегося сотрудничества с Татарстаном, который сегодня экономический лидер России. Еще недавно заметную долю населения в Дагестане составляли евреи и немцы. Надо это использовать. Дагестан всегда был интернациональным. Это мультикультурная республика, своеобразный перекресток всех цивилизаций. Такую роль он и должен играть. Сейчас заявлено о нескольких глобальных проектах, которые создадут новые очаги экономического притяжения. Например, строительство базы военно-морского флота в Каспийском море. Со стороны Китая через Казахстан построены уже хорошие дороги и порты нового Великого шелкового пути в Западную Европу. Если сегодня действовать ответственно и энергично, то можно получить свою долю в мировом разделении труда. Это перспектива для Дагестана. Кстати, и для Твери это тоже важная перспектива, ибо караваны судов река – море с китайскими товарами скоро могут двинуться вверх по Волге, где самый верхний порт находится в Твери.

– Некоторые околовластные журналисты утверждают, что после Дагестана Васильев может быть направлен губернатором в Тверь, на свою родину и историческую родину президента Путина, которая до сих пор находится в удручающем положении. Это так?

– В Твери Васильева на губернаторство ждут с 2003 года. Но надо понимать, что он выполняет поручение президента Владимира Путина. Пока кавказская политика для Путина важнее ситуации в вымирающих русских регионах, которые не создают видимых угроз для Кремля. Хотя на самом деле депопуляция региона между Москвой и Петербургом – это бомба, заложенная под будущее России. Но это отложенная проблема, поэтому серьезно ею никто не занимается. Поэтому, на мой взгляд, перспектив получить в качестве губернатора Владимира Васильева у Тверской области немного. Хотя сам он на вопрос, будет ли он избираться главой Дагестана или эту должность аннулируют, ответил как-то туманно, мол, «вариантов всегда больше, мы о них тоже говорили – всякое может быть в этой жизни, но поживем – увидим. Я пришел сюда, еще раз подчеркиваю, не потому что хотел карьеры, не потому что я хотел чего-то еще для себя и своей семьи, я пришел по поручению человека, которому не мог отказать…».

Записала Мария Орлова

37 0
Лента новостей
Прокрутить вверх