В предыдущих публикациях о судьбе тверской деревни «Караван» писал о численности сельского населения Тверской области и о производстве сельхозпродукции с полей и пашен – они неумолимо сокращаются. С 1970 по 2010 год, то есть за 30 лет, посевная площадь у нас сократилась с 1494 тыс. га до 639 тыс. га, то есть в 2,3 раза. Правда, площадь кормовых культур практически не изменилась: была равной 518 тыс. га, стала 526 тыс. га. Как это понимать, не совсем ясно. Посмотрим, что происходит у нас с важнейшей отраслью хозяйства – с животноводством (таблица 1).
На основе этих данных можно прийти к выводу: животноводство идет на спад. Не вызывают опасения графы «Свиньи» и «Лошади». До революции и в первые десятилетия советской власти основной тягловой и транспортной силой была лошадь. Безлошадный мужик считался бедняком, а ему ведь надо было свой надел пахать, заготавливать сено, дрова зимой, съездить на ярмарку, в церковь. Лошадь была членом крестьянской семьи.
С появлением на селе тракторов, грузовых автомобилей, разной другой техники (жатки, косилки, сеялки и т.п.) роль лошади стала снижаться, особенно с возникновением колхозов. Теперь в XXI веке неудивительно, если у мелкого фермера или частника есть свой трактор, автомобиль. Лошадь уже не нужна, существует она на некоторых конезаводах, которыми руководят удачливые бизнесмены. Есть ли такие у нас? Последние лошадки, кои еще жили в отдельных домохозяйствах в отдельных районах, закончили свою трудовую жизнь так, как гласит наш заголовок. И это не юмор, поверьте.
А вот графы «Коровы» и «Овцы и козы» вызывают тревогу, так как они говорят о снижении производства продуктов питания – молока, говядины, баранины. Резкое падение произошло с крахом колхозной системы в 2000 году, и сейчас коров и овец в Тверской области насчитывается по 40 с небольшим тысяч голов. Это на 300 тысяч сельчан!
Поголовье свиней сохранилось оттого, что их легче выращивать в больших объемах, что доступно более или менее крупным фермерским хозяйствам, хотя свинушку или боровка выращивают и в личных подворьях. Но таких мало.
Вот как выглядит по районам процесс катастрофического снижения поголовья скота и свиней за последние 50 лет (таблицы 2 и 3).
Если вы покупаете молоко и молочные продукты в магазине (а где же еще?), обратите внимание на место изготовления продукта: наши тверские теряются среди названий из других мест. Причина – нехватка собственной продукции, и это печально. А в крупных селах по 2–4 коровы содержат лишь 2–3 семьи и продают соседям или вывозят на рынок в районный центр по цене от 60 до 80 рублей за литр. Спрос есть. В деревнях такое увидишь реже. Кстати, нехватка экологически чистой продукции тоже влияет на отток людей из деревень и сел.
Положение со своим мясом – свининой – у нас еще хуже, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.
Поголовная или почти полная ликвидация свиней в отдельных районах происходит по разным причинам: сильная конкуренция извне, недостаток кредитов, свиной грипп, банкротство. Да и то посудить – можно ли организовать современный свинарник в отдаленной деревне, куда и дорог-то хороших нет. А чем их кормить? Дело рискованное.
Но есть и хорошие примеры – смотрите данные по Калининскому и Конаковскому районам. В Бежецком районе идет строительство и ввод в эксплуатацию свиноводческого комплекса «Коралл». Может быть, это первые ласточки, они появятся и в других местах? Что по этому поводу думает министерство сельского хозяйства правительства Тверской области? Проблески надежд на увеличение производства продуктов животноводства у нас все-таки есть.
За последнее время (2015–2017 годы) начало расти производство мяса скота и птицы в сельскохозяйственных организациях (таблица 4).
Как понять эти данные? Возьмем, к примеру, 2017 год. 214,1 тыс. тонн молока для 1,3 млн человек области хватает или нет? Призовем на помощь школьную арифметику: поделим тонны в килограммах на число жителей, затем на число дней в году, получим число около 0,5 кг в день – столько приходится молока и его продуктов на одного жителя области в день. Вполне реальное число. Та же операция с мясом скота и птицы даст то же число – около 0,5 кг в день, яиц 6–7 штук в месяц, хлеба 200 граммов, картофеля аж 700 граммов в день. Разумеется, эти числа неточные, однако их величина не слишком отличается от официальных статистических данных. К примеру, в 2013 году постановлением правительства РФ определен список продуктов минимального уровня для обеспечения питания среднестатистического жителя России в день: хлеб и хлебопродукты – 346 г; картофель – 275 г; овощи – 314 г; мясопродукты – 160 г; молоко и молокопродукты – 800 г; яйца – 6 штук в 10 дней. То есть голод нам в Тверской области не грозит: уменьшение производства продуктов животноводства идет параллельно с сокращением численности сельского населения, а городское выживет привозом продовольствия из других мест.
Людмила Титова, Борис Ершов