Председатель Тверской городской думы известный тверской врач Евгений Пичуев принял участие в сессии европейской сети «Здоровые города», действующей в рамках Всемирной организации здравоохранения ООН. Он вернулся из Копенгагена, где прошел саммит мэров здоровых городов, с мыслями о том, как принципиально изменить жизнь в Твери, чтобы люди жили дольше и дольше времени сохраняли здоровье.
В саммите мэров принимали участие более тридцати глав городов Европы, а также 60 политиков из разных частей мира. Все вместе они представляли 46 миллионов человек. 420 тысяч человек – это Тверь, от лица которой делал доклад на саммите Евгений Пичуев.
Велосипедов гораздо больше, чем машин
– Евгений Евгеньевич, в чем заключается цель «Здоровых городов»?
– Сеть «Здоровые города» в этом году отмечает 30 лет со дня основания. Смысл ее существования – создание благоприятной среды для человека. Это и городская инфраструктура – от зеленых зон до велодорожек. Это и справедливое общество, в котором каждому гарантирован равный доступ к качественному здравоохранению. Надо минимизировать различия между слоями населения с разной материальной обеспеченностью, чтобы люди в равной степени могли пользоваться возможностями города для поддержания здоровья и физической формы.
Особые требования предъявляются к качеству жилья, к экологии. Важнейшая часть – безопасность на дорогах, предотвращение ДТП. У властей городов, которые входят в эту ассоциацию, должен поменяться угол зрения. Во всем и всегда они должны думать именно о том, как то или иное решение повлияет на здоровье горожан. Пребывание в городе должно быть направлено именно на комфорт и здоровье.
– Неудивительно, что встреча мэров состоялась именно в Копенгагене. Этот город пользуется репутацией самого здорового города мира с самыми счастливыми жителями. Решать проблему с лишним весом и малоподвижным образом жизни горожан там начали еще в конце 1960-х годов, пересадив людей с машин на велосипеды.
– Да, и сейчас там велосипедов гораздо больше, чем машин. Даже мэр Копенгагена, приятная молодая женщина, рассказала нам, что предпочитает пользоваться велосипедом, конечно, если на улице нет сильного дождя. Там есть все условия для безопасной езды на велосипеде, по всему городу проложены широкие велодорожки, на которые нельзя выходить пешеходам. У велосипедистов положение самых привилегированных участников дорожного движения. Соответственно, в городе очень немного машин. Велосипед для датчан сейчас – основное средство передвижения. А еще повсюду есть спортивные центры, где люди целенаправленно занимаются поддержанием физической формы – у этих центров, как правило, прозрачные стены, поэтому все видно с улицы. Формируется культура здорового питания, новая датская кухня – это приоритет местных сезонных овощей и фруктов, морепродукты, обязательная проверка на экологическую безопасность. Ну и, конечно, чистота на улицах идеальная.
Властям Твери нужно изменить угол зрения
– Что можно сделать на уровне Твери, чтобы приблизиться к такому уровню заботы о здоровье горожан?
– Конечно, все зависит от бюджетных возможностей города. Бюджет Копенгагена несопоставимо велик по отношению к бюджету Твери. Но двигаться в этом направлении можно и нужно. Ни в коем случае нельзя решить, что все, ничего сделать невозможно, и сложить руки. Надо каждый день заниматься приближением цели, строить спортивные площадки, устанавливать уличные тренажеры. Кстати, вы знаете, что в Твери за последние несколько лет построено и реконструировано порядка тридцати стадионов и спортивных площадок? Пусть небольших, школьных и дворовых, но они есть, и горожане ими активно пользуются.
Ассоциация «Здоровые города» считает, что в этом вопросе необходим тройственный союз местной власти, вузов и бизнеса. Только так можно сдвинуть дело с мертвой точки. Общественные организации без поддержки этого тройственного союза не справятся, поскольку надо нести серьезные финансовые затраты на то же обустройство велодорожек или стадионов.
Мы можем давать особые преференции инвесторам, которые собираются развивать в городе бизнес, связанный со здоровьем, благоприятно влияющий на экологию. Это в силах муниципальной власти. Такому бизнесу надо идти навстречу, помогать ему землей, коммунальными возможностями. Любой руководитель, живущий в Твери, должен думать о качестве городской среды, о том, какой он оставит Тверь потомкам.
Важная часть форума – это живое общение. Вот, например, от наших коллег мы узнали, что в Ульяновске сейчас очень много делается для развития спортивной инфраструктуры, строятся новые бассейны и стадионы. Так начинает формироваться понимание, куда надо двигаться.
– Да, одно дело – Копенгаген, а другое – Ульяновск, город точно не богаче Твери. Сколько российских городов входят в сеть «Здоровые города» ВОЗ?
– Для России квота на участие невелика, это всего 16 городов, причем разного масштаба. Например, наравне с Москвой и Санкт-Петербургом туда входят Клин и Великий Устюг, Чебоксары, тот же Ульяновск. Казань подала заявку, и на саммите присутствовал заместитель мэра Казани. Твери очень повезло, что нас пригласили. В прошлом году представители российских городов – участников сети «Здоровые города» проводили в нашем городе семинар.
– Будет ли в рамках участия Твери в сети «Здоровые города» принята какая-либо стратегия по развитию оздоровительной инфраструктуры? Например, проложить столько-то километров велодорожек, привлечь бизнес к открытию лодочных станций на Волге, найти инвестора для строительства нового бассейна, а еще лучше – аквапарка? У наших соседей в Финляндии, и даже в странах Прибалтики, город уровня Твери давно имеет свои аквапарки, и это помогает финнам переживать темную холодную зиму, а также сокращает потребление спиртного.
– Вы, конечно, правы, Твери нужны современные бассейны и аквапарки. Тут, я думаю, должны работать механизмы частно-государственного партнерства. Уникальные возможности Твери, связанные с Волгой, Тверцой и Тьмакой, тоже надо активнее использовать для досуга и оздоровления граждан. Мы будем работать над такой стратегией. Но главное, повторю, надо изменить угол зрения на город. Здоровье жителей должно быть в приоритете.
Мария Орлова