Приговор куплен за пять миллионов? Дело соучредителя Краснохолмского завода будет рассматриваться в Европейском суде по правам человека

06.03.2018, 13:34

1 марта в Тверском областном суде рассматривалась апелляционная жалоба по делу соучредителя Краснохолмского электромеханического завода, осужденного ранее по статьям 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»), 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство») на 5,5 лет лишения свободы.

Заседание носило формальный характер – почти все ходатайства защиты были отклонены. Прокурором была совсем молоденькая девушка, которая, видимо, даже не читала дело – никаких конкретных возражений она не озвучивала, лишь твердила заученные фразы типа «оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет». Коллегия из трех судей, напоминавших трех сестер Мойр из греческой мифологии, так и поступила. Но на этом история не закончилась: поскольку состязательность процесса была нарушена и вина подсудимого, по мнению защиты, не доказана, в Европейском суде по правам человека будет инициировано дело «Куница против России». Кроме того, дело будет рассмотрено в кассационной инстанции и Верховном суде РФ. «Караван» разбирался, почему небольшой завод в Красном Холме может стать эмблемой коррупции в России и Тверской области.

 

Корпоративная этика выше правосудия

«Вам хорошо меня слышно?» – спрашивал осужденный Сергей Куница по видеосвязи. «Прекрасно!» – отвечали три сестры Мойры. «Это хорошо, а то в Красном Холме меня судья совсем не слышала. Надеюсь на вашу беспристрастность», – говорил Сергей Куница.

 Мы внимательно отслеживали ход этого дела, начиная с процесса в Красном Холме, и, чтобы сильно не повторяться, в нескольких предложениях изложим суть проблемы. Сергей Куница и его партнер Андрей Наркевич поровну владеют Краснохолмским электромеханическим заводом, у которого из-за долгов были арестованы счета, что не позволяло вести нормальную деятельность. Тогда на его территории было создано совместное предприятие «Промупаковка», а впоследствии появилось и собственное предприятие Сергея Куницы с одноименным названием КХЭМЗ, но зарегистрированное в Череповце. Фактически оборудование и штат сотрудников остались на месте, и завод, как бы он ни назывался, благодаря этим мерам получил возможность для развития. Андрей Наркевич как соучредитель КХЭМЗа и «Промупаковки» был причастен к этим действиям, по словам свидетелей, но после личностного конфликта с Сергеем Куницей перевел хозяйственный спор в уголовную плоскость. В то время как Куница находился в СИЗО, территория завода была занята дружественной Наркевичу компанией «Агора», которая сейчас ведет там свою деятельность.

Краснохолмский суд не принял во внимание доводы защиты об отсутствии преступления и заказном характере дела. На апелляции осужденный и адвокат заявляли ходатайства, просили судей внимательно изучить финансовую экспертизу, в которой множество фактических, логических и арифметических ошибок, понятных любому школьнику, – но видно было, что коллегия судей совещается не о том, удовлетворить или отклонить ходатайство, а на каком основании его отклонить. «Три сестры Мойры», исполнив свои формальные обязательства, удалились гуськом в совещательную комнату и через 15 минут напряженного интеллектуального труда вышли с решением – оставить приговор Краснохолмского суда без изменений. Тот самый 124-страничный приговор, который краснохолмская судья Наталья Павлова умудрилась набрать за четыре часа, что свидетельствует либо о ее гениальности и феноменальной скорости набора, недоступной простому смертному, либо, что более вероятно, о нарушении тайны совещательной комнаты и бездумном копировании обвинения. Более точно установит экспертиза, которая сейчас проводится в Москве.

– Оправдательный приговор в России воспринимается как поражение судебной системы, и это наследие советского правосудия, которое подстраивалось под обвинение. Уважаемая коллегия судей, судьба человека, который безвинно находится в заключении уже год, выше корпоративной этики, – это предупреждение адвоката Марины Симановой осталось без внимания.

Точно так же как и последнее слово Сергея Куницы:

– Обвинение должно доказывать, что человек виновен. Я же, наоборот, был поставлен в ситуацию, когда я был вынужден доказывать свою невиновность, при этом все мои ходатайства о проведении объективной и грамотной экспертизы были отклонены. Я прошу суд мотивировать свое решение и объяснить мне, откуда взялось преступление, из чего складывается сумма ущерба Краснохолмского электромеханического завода. До сих пор я ответа не получил ни от прокурора, ни от Краснохолмского суда. Приговор основывается на предположениях, а не на фактах и доказательствах. Дело шито белыми нитками по принципу «и так сойдет».

Нет, не услышали.

 

На откровенные глупости закрывают глаза

Одно из главных ходатайств Сергея Куницы, которое суд проигнорировал, касалось проведения новой финансово-экономической экспертизы. Обвинение основывалось во многом на анализе, который выполнен частным лицом Ольгой Федоровой, получившей удостоверение Минюста СССР в 1984 году и с тех пор не проходившей повышения квалификации. Вдобавок к серьезным недостаткам экспертизы, обвинение неправильно ее интерпретировало и сделало ложные выводы.

Так, следствие задавало вопрос о затратах, которые понес завод в определенный период. Эксперт ответил, но в обвинении и приговоре эта сумма почему-то фигурирует как ущерб, связанный с «паразитированием» на предприятии иных фирм. Ольгу Федорову вызывали в Краснохолмский суд, и она подтвердила, что имела в виду все затраты, которые несло предприятие, включая налоги на прибыль, что никак нельзя интерпретировать как ущерб заводу. Таким образом, обвинение исказило слова эксперта и подогнало их под необходимый вывод.

Точно так же 7 миллионов за лизинг оборудования, указанные в экспертизе, трансформировались в 9 миллионов в обвинении и, соответственно, приговоре.

– Я могу предположить, что следователь прибавил 2 миллиона, которые заплатила фирма КТК и которые она может истребовать с КХЭМЗа, – сказал представитель «потерпевшего» Яковлев в Тверском областном суде.

– Вы сами-то слышите, что говорите: «предположительно», «может истребовать»? Это не гадание на кофейной гуще, а приговор суда, – отреагировал Сергей Куница.

Ко всему прочему в ущерб заводу записана продажа устаревших станков за 10 млн рублей, несмотря на решение Арбитражного суда о признании этой сделки мнимой, то есть станки никуда не уходили, деньги не передавались, соответственно, и ущерба никакого нет.

– Сделка мнимая, то есть не имеет значения, но ее учитывают. Лизинг стоит 7 миллионов, а пишут девять. Зачем все проверять? И так сойдет! Обвинение абсолютно произвольно и небрежно обращается с фактами, – заметила адвокат Марина Симанова.

В подсчетах Ольги Федоровой, согласно выводу Сергея Куницы, есть легкопроверяемые арифметические ошибки. Однако суд, несмотря на ряд примеров, отказал стороне защиты в проведении новой экспертизы.

Единственное ходатайство, которое было удовлетворено, касалось положительных характеристик Сергея Куницы со стороны коллег, сослуживцев, деловых партнеров и руководителей детского коррекционного центра, которому он оказывал благотворительную помощь.

 

Разгул коррупции в Тверской области

– Это дело является беспрецедентным в России. Я хочу напомнить судьям, что Сергею Кунице принадлежит 50% доли в Краснохолмском электромеханическом заводе, другие 50% принадлежат его бывшему другу и партнеру Андрею Наркевичу, – подчеркнула адвокат. – Они вместе руководили предприятием и одинаково несут ответственность за все, что на нем происходило, однако обвинение упрямо игнорирует этот факт и не учитывает показания свидетелей. Между партнерами произошел конфликт, Наркевич захотел продать свою долю за 10 млн рублей, но Куница настоял на том, что перед продажей нужно погасить половину долгов предприятия. Они не договорились, и Наркевич написал заявление на Куницу. Вскоре после ареста Сергея Анатольевича территория предприятия была занята ООО «Агора», которое оформило в свою собственность здания, набрало сотрудников и продолжает работать при участии Андрея Наркевича. Учредителем «Агоры» является Соколовский, который, по озвученным в суде данным свидетелей, является гражданским мужем свидетеля обвинения Майи Крыловой, носившей ранее фамилию Соколовская (они обменялись фамилиями: Соколовский носил фамилию Крылов, опять же по данным свидетелей. – Прим. ред.). Получается, суд основывается на показаниях «хозяйки» «Агоры», которой выгодно посадить Сергея Куницу и пользоваться его налаженным бизнесом. В этом деле есть признаки рейдерского захвата, и это тревожный сигнал для всего предпринимательского сообщества в Тверской области.

Слова адвоката подтверждаются картиной, свидетелем которой был корреспондент «Каравана» в Твери на День предпринимателя в 2017 году: под вывеской «Агора» продукцию завода представляли Майя Крылова и другой свидетель обвинения Зинаида Божикова, ранее давшая признательные показания по обвинению в преднамеренном банкротстве КХЭМЗа и с легким пенсионерским сердцем согласившаяся с ущербом в 58 млн рублей. По нашему предположению, она дала признание в обмен на условное ограничение свободы и продвижение по карьерной лестнице на предприятии «Агора». Зинаида Божикова была лишь разменной монетой в этой игре, главной целью которой было убрать с пути Сергея Куницу. Соучредителя завода обвинили в организации того преступления, в котором, по нашему мнению, небескорыстно оклеветала себя Зинаида Божикова.

– С Зинаиды Божиковой взыскано 58 млн рублей, при этом арест на ее имущество не наложен. Точно такую же сумму, то есть второй раз за один и тот же «ущерб» заводу, пытаются взыскать с Сергея Куницы, при этом суд арестовывает все его имущество, – адвокат указала на странности, свидетельствующие о коррупционном сговоре. 

Сергей Куница сообщил, что о приговоре Краснохолмского суда ему стало известно за месяц до официального решения: 5,5 лет лишения свободы. Стоило это, по его данным, 5 миллионов рублей. Неудивительно, что даже полиция оказала содействие «Агоре» в том, что в народе, насколько нам известно, прозвали рейдерским захватом: правоохранители не пускали рабочих на территорию КХЭМЗа и предлагали им оформляться на «Агору», по свидетельству сотрудников. Большинство последовало этому совету, поскольку работы в Красном Холме днем с огнем не сыскать.

Как озвучивали свидетели в суде, новые собственники на территории предприятия с согласия правоохранительных органов стали эксплуатировать оборудование, принадлежащее другим юридическим лицам: КХЭМЗу, зарегистрированному в Красном Холме, одноименному заводу, зарегистрированному в Череповце, «Промупаковке», в учредителях которых был Сергей Куница.

Надо не только не слышать, но и не видеть, чтобы не заметить здесь ничего подозрительного.

На процессе присутствовал представитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в Тверской области – дело находится на контроле Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», в президиум которого входит федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Дело соучредителя Краснохолмского электромеханического завода крайне важно для понимания того, что происходит в Тверской области в сфере бизнеса и борьбы с коррупцией.

Рассмотрение дела продолжится теперь уже в Европейском суде по правам человека, кассационном и Верховном суде РФ. «Караван» следит за развитием событий.


Мошенникам из «Тверской генерации» за хищение более миллиарда рублей дали условный срок

Любопытно сравнить дело Сергея Куницы, который вместе с партнером владел небольшим заводом в Красном Холме и получил реальный срок 5,5 лет, с делом бывшего учредителя скандально известной «Тверской генерации», отделавшегося условным сроком.

Игорь Кулешов был признан виновным в предоставлении 385,5 млн рублей, принадлежащих «Тверской генерации», аффилированной фирме «Промтехлит»; причинении ущерба «Газпром Межрегионгаз Тверь» в размере 1,1 млрд рублей. Таким образом, более полутора миллиарда, собранных с жителей Твери, были похищены.

Игорь Кулешов признан виновным в организации преступлений, предусмотренных статьями УК РФ «Злоупотребление полномочиями» и «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». При этом ему назначено наказание в виде… 2,5 лет лишения свободы условно.

А теперь сравним эту ситуацию с Краснохолмским электромеханическим заводом, который в инкриминируемый Сергею Кунице период был уже в предбанкротном состоянии и имел множество долгов, согласно показаниям свидетелей, в том числе представителя межрайонной ИФНС. И тем не менее ни один рабочий не потерял работу, предприятие, как бы оно ни называлось, продолжило свою деятельность. Кто же здесь потерпевший? Таковым себя, видимо, считает второй учредитель завода Андрей Наркевич, житель Череповца.

Кто он, извините, такой, чтобы человека, который мешает его бизнесу, сажали на 5,5 лет? Ущерб, инкриминируемый Сергею Кунице, составляет 58 миллионов, хотя, как доказывает защита, это надуманная и взятая с потолка сумма, не говоря уже о надуманности самого ущерба. Но даже если сопоставить 58 млн рублей в деле КХЭМЗа и 1,5 млрд рублей в деле «Тверской генерации» – согласитесь, абсурдно за первое давать реально 5,5 лет, а за второе – 2,5 года условно. При этом в первом случае пострадал Андрей Наркевич, а после второго – 400 тысяч жителей Твери.

Очевидно, что здесь что-то нечисто.

Дмитрий Кочетков

105 0
Лента новостей
Прокрутить вверх