На прошлой неделе митрополит Тверской и Кашинский Виктор решил разоблачить ересь на подведомственной ему территории. Почему-то почтенный иерарх РПЦ решил искать ее на наших страницах.
Ересь какая-то
Процитируем загадочный документ, в течение дня висевший на сайте Тверской митрополии (а потом загадочно исчезнувший).
Решение тверского епархиального совета от 1 марта 2018 года:
«По прочтении рапорта руководителя Информационной службы Тверской митрополии иерея Максима Мищенко о статьях Геннадия Климова в газете «Караван+Я» принято решение поручить председателю Отдела по делам молодежи священнику Кириллу Алексееву, председателю Отдела религиозного образования и катехизации священнику Виталию Симоре, председателю Миссионерского отдела протоиерею Александру Шабанову, председателю Информационной службы священнику Максиму Мищенко и главному редактору газеты «Верхневолжье Православное» протоиерею Александру Душенкову составить отзывы с богословским анализом на данные статьи до 15 марта с.г., о чем выдать соответствующее Распоряжение».
Отрадно, что мои статьи, наконец, побудили тверского иерарха Виктора попытаться разобраться в тонкостях богословия. Но хочу ему напомнить важную вещь.
Главный принцип православной церкви – это соборность всех ее членов: и епископата, и духовенства, и мирян. Никто не имеет права говорить от лица Церкви. Даже патриарх. Все служители церкви – просто сотрудники, которых наняла христианская община, и в них нет никакой сакральности и магии. Кто видит в епископах магическое, тот не христианин, а язычник, какую бы он бороду ни отрастил. А владыка Виктор присвоил себе право говорить от лица Церкви, как Папа Римский (у католиков, в отличие от православных, действует догмат о непогрешимости Папы, но распространяется он только на Папу, кардиналов эта непогрешимость уже не касается).
Таким образом, я, как православный, как ученый, имею право обвинять Виктора (в миру Владимира Олейника) в ереси. У нас, что, митрополит Виктор уже возомнил себя цезарем и Папой Римским в одном лице?
В тверской епархии рядовых священников свели до уровня крепостных, а мирян – к одной функции: «давайте нам больше денег на иномарки и новые золотые облачения». Может, владыке Виктору и его окружению надо вспомнить о христианских заповедях?
Кто-то забыл, что средние века закончились
Видимо, гражданин Владимир Олейник забыл, в каком он веке живет. Напомню: на дворе XXI век! Недавно был я в Суздале, там в музее на территории Спасо-Ефимьева монастыря показывают тюремную камеру, которую синодальные начальники уже приготовили для Льва Толстого, обвиняя его в ереси. Где те начальники? Никто уже и имен их не вспомнит.
А Лев Николаевич – навсегда с нами. Митрополиту Виктору следует вспомнить, что синодальное православие давно миновало и во многом оно было причиной страшных бед, обрушившихся в ХХ веке на Россию и саму Церковь.
То, что думает тверской митрополит о моих исторических изысканиях, и насколько они совпадают с «кратким курсом ВКПб», по которому учился он в школе на Западной Украине, мне глубоко безразлично.
Владыку Виктора я еще помню в те времена, когда он был скромным тверским епископом, а его епархия находилась в деревянном домишке на улице Софьи Перовской. Тогда он просил меня поговорить с губернатором Платовым, чтобы ему выделили большую квартиру.
Теперь у владыки Виктора есть красивый собственный дом в центре Твери, а его офис занимает громадный дворец на пол-улицы Советской в Твери (плюс заброшенное кафе «Надежда», которое епархия отобрала у хозяев и не пользуется). Вокруг митрополита роятся толпы монашков с родной ему Украины (некоторых подозревают в склонности к мужеложству и педофилии, во всяком случае, у нас в редакции лежат документы по уголовным разбирательствам с заявлениями подростков). Немало мы узнали о безобразиях в тверской епархии и из публикаций богослова Андрея Кураева.
Уверен, что вопрос вовсе не в моих исторических взглядах, тем более мы вроде как живем в светском государстве, а в том, что я предлагаю митрополиту Виктору перестать превращать христианскую церковь в торговый ларек и рассадник разврата.
Тайна фаворского света
Что касается богословских вопросов, хочу заявить следующее. В Тверской области есть две православные церкви (Старообрядческая православная церковь во Ржеве и три епархии РПЦ) и две традиционные христианские церкви (Католическая римская церковь и одна из древнейших христианских церквей Армянская апостольская церковь). Кроме того, у нас в Твери есть три протестантские христианские церкви. И не надо митрополиту Виктору впереди всех лезть в президиум.
Карл Маркс сказал о Мартине Лютере, начавшем реформацию в Европе: «Революция началась в мозгу монаха». Предсказание о грядущем появлении протестантов есть в Библии, в сюжете, когда Иисус Христос выгнал из храма торговцев и высказал резкую отповедь попам-фарисеям. Уже уходя, на пороге храма Христос встретил простых эллинов и кратко пересказал свое учение. Протестанты – наследники тех эллинов: они хорошие миссионеры, помогают больным и немощным, лечат алкоголиков и наркоманов, учат народ милосердию и здравомыслию. У других церквей свои миссии. Апостольские церкви хранят слово Христа. Православие же по идее должно быть сосудом, где вызреет «умное делание» – учение о Фаворском свете.
Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова (Нав. 19:22). Предание Церкви издревле признает гору Фавор горой Преображения Господня. Святая Елена воздвигла на Фаворе храм во имя свидетелей Преображения – апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Именно здесь этим трем апостолам (заметьте, не всем, а только трем из двенадцати) открыл Христос тайну Преображения, по сути, тайну фазового перехода, самую большую тайну современной науки и религии.
Патриарх Алексий II, когда еще был жив, наградил меня церковным христианским орденом святого князя Даниила Московского. Мы тогда реализовывали проект о единстве науки и религии и нашли исторические доказательства связи библейских событий как Ветхого, так и Нового Завета с древней историей территории Руси и России (Северного Причерноморья). Библия и евангелия, как ни странно, объясняют многие законы физики. Более того, зная их, можно понимать и предсказывать происходящее в политике.
Крестоносцы на горе Фавор построили укрепления, потому что у подножия проходила Via Maris, главная дорога из Египта в Дамаск. Но была и другая причина. Они, вероятно, были посвящены в тайну Фаворского света, в тайну Преображения.
Норманнский рыцарь Танкред, герой первого крестового похода (1088–1112), построил на вершине церковь, а монахи-клюнийцы основали монастырь. Рыцарь Танкред был женат на Сесилии, дочери французского короля Филиппа I, внучке королевы Анны Ярославны. Анна Ярославна была дочерью русского князя Ярослава Мудрого, создавшего в 1015 году странноприимный дом для христианских пилигримов в Торжке и детинец для отроков в Твери в отрогах Валдая. Валдай – это самая высокая точка Восточной Европы, откуда берут начало три реки: славянский Днепр, Волга чуди и Даугава кривичей. Из этих трех колен и происходит большинство нынешних русских.
Наследие святителя Арсения Тверского
В Твери за долгую историю были разные митрополиты. Самый, наверное, почитаемый – это Арсений. Его появление связано с миссией нестяжателей, христианского ордена «умного делания».
Незадолго до этого в Византии Григорий Палама восстановил учение о Фаворском свете, к тому времени забытое. Его ученик новый глава русской церкви митрополит Киприан прибыл в Тверь в 1390 году, сместил местного епископа Евфимия, а на тверской престол посадил святителя Арсения Тверского (1390–1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники Киприана, в их числе святой Савватий Оршинский. Так вокруг Твери возродилась Фиваида, пустыня, где селились заволжские старцы-исихасты, носители учения о Фаворском свете. Собственно, из созданных ими монастырей и родилась Россия. Кстати, день памяти Арсения Тверского отмечается 2 марта по старому стилю, совсем скоро. В Твери недавно построен новый храм в честь этого великого святого, и на том же епархиальном совете стало известно, что настоятелем этого храма станет отец Александр Шабанов.
Тверь самым непосредственным образом связана с понятием Преображения, и недаром главный храм, который был в Тверском кремле, был освящен как Спасо-Преображенский собор. Он был первым городским белокаменным собором на Руси, построенным после монгольского нашествия. Его снесли большевики в 1935 году, и сейчас пытаются восстанавливать.
Математическая школа Николая Бугаева, развивавшего так называемую аритмологию – математику разрывных функций, по сути, подтверждала мистические идеи русских монахов. В том же направлении работали богослов и математик Павел Флоренский и философ Алексей Лосев. В богословии схожие идеи высказывали основатели московской математической школы Дмитрий Егоров и Николай Лузин. Флоренский утверждал о наличии параллелей между абстрактной математикой и религией.
Однако в России в ХХ веке, как говорил Гамлет, «распалась связь времен». Придя к власти, большевики объявили войну христианству. Некоторые церкви под приглядом НКВД, позже КГБ, все же работали. Многих попов спецслужбы вербовали в Западной Украине – среди молодых людей, которых не брали из-за плохих оценок в светские вузы. Оттуда происходят многие нынешние церковные необразованные иерархи. От них сейчас в церкви так много бед.
Правда, в 1990-е годы народной свободы в церковь пришли интеллигенты, часто выпускники университетских истфаков. Собственно, эта религиозная партия образованных христиан и помогает мне в моих изысканиях.
Сейчас, правда, пришла еще одна волна молодых монашков из «Западенщины» – эти в основном промышляют коммерцией. Они совсем не верят в Бога, а знали бы Его, то рыдали бы в раскаянии. Может, эти несчастные глупцы еще молоды?
Так что советую Виктору внимательнее читать мои статьи и книги, жить скромнее и каяться. Когда он уйдет на пенсию, мы как-нибудь составим с ним тихую богословскую беседу об «Иисусовой молитве», важной части православного учения о Фаворском свете.
Геннадий Климов