Девушка с Персиковым. Тверской режиссер создал портрет женщины к 8 Марта

13.03.2018, 13:11

С 8 по 10 марта на главной сцене Тверского академического театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Сестра Надежда». Это камерная семейная история о жизни двух сестер, метаморфозах их судеб и мировоззрений. Режиссер Валерий Персиков взял за основу постановки пьесу Александра Володина «Старшая сестра», хорошо известную нам по фильму режиссера Георгия Натансона с Татьяной Дорониной в главной роли.

В выходные, посвященные празднованию Международного женского дня, на подмостках Тверского театра драмы царила Надежда (актриса Ирина Погодина). Женщина, живущая с нами под одной крышей по соседству, наша знакомая, подруга или родственница. Театр был полон все три премьерных дня: знакомый оптимистичный сюжет привлек зрителей всех профессий и возрастов.

В театре уверены, что выбор пьесы был обусловлен не модой на советское ретро, а желанием режиссера Валерия Персикова раскрыть талант Ирины Погодиной, актрисы очень яркой, но до сих пор не игравшей ролей такого масштаба. Действительно, весь спектакль держится на ней, и ее актерская манера очень отличается от игры великой Дорониной. Доронина играла саму себя. А Ирина Погодина – Надю Рязаеву, простую девушку, выросшую в детдоме, поднимающую на ноги младшую сестру, обладающую незаурядным актерским талантом. Юмор, иногда даже гротеск (как в великолепном танце Нади перед приведенным дядюшкой «женихом») – отличительная черта игры Ирины Погодиной.

Надежда, пожалуй, самый интересный и непредсказуемый персонаж в спектакле. В самом начале она предстает перед нами простой искренней молодой женщиной, любящей жизнь во всех проявлениях. Ее можно сравнить с  Наташей Ростовой из романа «Война и мир» (и это сравнение проходит лейтмотивом через первое действие). Затем она под влиянием дяди Мити перевоплощается из девушки с яркой индивидуальностью в депрессивную натуру. Но какими-то неимоверными усилиями, буквально одним добрым словом, Надя вскоре возрождается и сравнивается с чеховской Соней из «Дяди Вани». В финале спектакля актриса Ирина Погодина читает монолог Сони про «небо в алмазах» как бы под проливным дождем Ленинграда и обнимает рыдающего дядю Митю:

– Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба… Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка.

Кстати, в оригинале пьесы Надя Рязаева добилась успеха не в роли Сони, и не с этим монологом. Но «небо в алмазах» как-то лучше ложится на наше зрительское восприятие.

На первый взгляд, сюжет премьерной постановки чем-то схож с мелодрамами, которыми нас пичкают центральные телеканалы. Но нет, «Сестра Надежда» явно реалистичнее и жизненнее, впрочем, как и литературный оригинал. Драматург Александр Володин брал за основу для своих произведений окружающую реальность, без прикрас. «Сестра Надежда» – это глубины женской психологии и логики под небом советского Ленинграда 1950–1960-х годов. Главных героинь спектакля буквально взяли в клещи социальные стереотипы общества.

В роли «главного родителя» Нади и Лиды (Екатерина Юркова) выступает их родной дядя Митя (Константин Юченков). Его опека так назойлива и проникновенна, что он, сам того не замечая, «программирует» девушек выбрать то, что им не нужно и не интересно. Дядя Митя отговаривает Надю стать актрисой, несмотря на талант и индивидуальность, он фактически рушит личную жизнь Лиды, выгоняя друга детства Кирилла (Геннадий Бабинов). Желая лучшего, дядя Митя не дает племянницам жить «по мечте». Ведь когда-то он сам «наступил на горло собственной песне» – выбрал профессию инженера, как и все, не завел семью: «Сначала боялся, что рано, потом боялся, что поздно… Так что у меня не осталось другого выхода, как полюбить вас». Не зря в программке к спектаклю режиссер Валерий Персиков задает зрителям вопрос: «Любовью оскорбить нельзя? Или можно?»

«Сестра Надежда» – это не только социальные и семейные качели, но и противостояние идеологий: физики – против лириков, конформисты – против бунтарей. Это традиционный для времени поколенческих революций конфликт «отцов и детей». Удивительная перекличка произошла с только что вышедшим на экраны фильмом Алексея Германа-младшего «Довлатов», кино о том же городе Ленинграде и примерно о том же, чуть более позднем,  времени. Песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» звучит и в «Сестре Надежде», и в «Довлатове». Однако если у Надежды надежда еще есть, то у Довлатова все безнадежно. В этом отличие «оттепельных» 60-х от застойных 70-х. А еще в спектакле звучит голос самого Александра Володина, драматург читает стихи.

Валерий Персиков, режиссер «Сестры Надежды», недавно отметил свое 70-летие. Сейчас у него настоящий творческий ренессанс. В этом сезоне он поставил «Трамвай желание» Теннесси Уильямса, «Каббалу святош» Михаила Булгакова, «Сестру Надежду» Александра Володина. Это очень разный драматургический материал, но все получилось очень сильно и открыло новые ресурсы в труппе Тверского академического театра драмы.

В ближайшее время на сцене Театра драмы спектакль «Сестра Надежда» можно увидеть 18 марта, 6 и 21 апреля.

Павел Кириллов

61 0
Лента новостей
Прокрутить вверх