1 марта Тверское отделение Сбербанка и его руководитель Сергей Ющенко встретились с представителями тверских средств массовой информации, чтобы подвести итоги ушедшего года и рассказать о том, что уже сделано и что планируется сделать в этом году.
Сбербанк, как и все наше общество, готовится к глобальным технологическим изменениям. Если в прошлую технологическую революцию, когда в нашу жизнь вошли компьютеры, а затем интернет, приходилось догонять мир, то сегодня Герман Греф, руководитель Сбербанка России, поставил банку амбициозную задачу стать лидером перемен. Это значит, что работа с искусственным интеллектом, с большими данными у Сбербанка поставлена во главу угла. И большая часть встречи была посвящена тому, как Сбербанк старается использовать открывающиеся новые возможности.
– Мы понимаем, что будущее обязательно наступит, и важно, чтобы оно пришло вместе с нами, а не впереди нас, – так сформулировал суть происходящего Сергей Ющенко.
Ипотека и новые технологии
Первой темой стала работа Сбербанка на рынке ипотеки. Сбербанк, используя новые технологии, старается делать больше, чем просто кредитовать население. Для этого разработана платформа, которая называется «ДомКлик».
– По прошлому году в Тверском регионе Сбербанк выдал более 63 процентов от всех ипотечных кредитов. Мы обладаем большим объемом информации о рынке недвижимости, о стоимости объектов, взаимодействуем с партнерами, агентствами недвижимости. И логично, что банк задумался, как использовать накопившуюся информацию, – рассказал Сергей Ющенко.
Платформа «ДомКлик» предлагает клиентам прямо на сайте Сбербанка выбирать объекты и тут же подавать заявку на ипотеку. С прошлого года проект начал активно развиваться, и в четвертом квартале 245 заявок на ипотеку банк получил через этот канал.
Ипотека – простой продукт, но технологически процедура ее получения многоходовая. Новые технологии упрощают этот аспект. Следующий сервис, который предлагает Сбербанк, – электронная регистрация недвижимости. У Сбербанка заключены соглашения с Росреестром, и регистрация недвижимости может теперь проходить в офисах Сбербанка, без посещения МФЦ. Отсутствуют «пробеги» документов между банком, клиентом, МФЦ и Росреестром, канал выстроен прямой – сразу из Сбербанка в Росреестр. Полностью электронный документооборот позволяет ускорить процесс и избавляет клиентов от лишних хлопот и очередей. В 4-м квартале прошлого года 44 процента всех сделок проводится с использованием этого инструмента.
С нового года действует ипотека для молодых семей по льготной ставке от 6 процентов, с государственной поддержкой. В течение пяти лет, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года, если в семье рождается второй или третий ребенок, такая семья имеет право на получение ипотеки по льготной ставке. Срок действия такой ставки три года со вторым ребенком и пять лет – для семей, в которых родился третий.
На второго ребенка такая ставка три года с момента выдачи кредита, на третьего – пять лет.
– Мне кажется, что сейчас отличное время для приобретения квартир с использованием ипотеки. Вы знаете, что на рынке жилья сейчас цены не растут, а ставки по кредитам и условия сейчас очень хорошие. Сейчас удачное время для того, чтобы воспользоваться ипотекой, – так прокомментировал это руководитель Тверского отделения Сбербанка.
Еще один сервис для приобретения недвижимости – сервис безопасных расчетов. Банк гарантирует, что деньги поступят продавцу только после того, как регистрация сделки будет завершена, и выступает ее гарантом. Банк участвует в процедуре регистрации объекта недвижимости и обладает всей полнотой информации, поэтому расчеты будут совершены в полном объеме и сделка пройдет без дальнейших оспариваний.
В 2017 году Тверское отделение Сбербанка выдало рекордную сумму ипотечных кредитов – 7,8 млрд рублей. Это на 40 процентов больше, чем в 2016 году. Уже 5,5 тысяч семей воспользовались услугами Сбербанка, что на 20 процентов больше, чем в 2016 году.
Платежи не выходя из дома
Сейчас правительство региона проводит большую работу по наведению порядка на рынке платежей. Тут было серьезное окно для злоупотреблений. Вот в этом случае использование профессионального участника рынка платежей, такого как Сбербанк, это существенный шаг к прозрачности платежей.
Что здесь важно для клиентов? Конечно, удобство. Вспомните, еще 10 лет назад мобильные телефоны пополнялись с использованием терминалов или специальных карточек, которые приобретались в офисах операторов связи. Сейчас их все меньше – «Сбербанк-онлайн» и «мобильный банк» сняли эту проблему. То же самое происходит сейчас и с квитанциями по оплате ЖКХ. Треть всех платежей в Сбербанке проходит через «Сбербанк-онлайн», однако основная миграция в этот канал пока проходит через платежные терминалы. Видимо, чтобы начать платить в телефоне, нужно пройти через определенный этап. Сначала человек ходит с квитанцией в окошко к кассиру, потом – к платежному терминалу и лишь затем понимает, что может платить не выходя из дома, через интернет.
В среднем 2,9 миллиона платежей в Тверском регионе ежемесячно проходят через Сбербанк. Это на 16 процентов больше, чем в предыдущем году.
Мы ожидаем, что в течение ближайших 5-6 лет посредством «Сбербанк-онлайн» будет оплачиваться порядка 80% всех платежей наших клиентов. Ничего не сдерживает – это удобный сервис, закрывает все потребности клиентов. Что касается бумажных квитанций, то мы проводим работу с поставщиками услуг, на квитанциях размещен QR-код. И когда вы платите в смартфоне, вы сканируете его и сразу попадаете на страницу платежа, пояснил Сергей Ющенко.
Кстати, совместно с администрацией города Сбербанк организовал электронную оплату штрафов за парковки тоже с использованием QR-кода.
Уходим от наличных денег
Карта «Мир» – это национальная платежная система, которая не зависит от иностранных государств. Руководством страны поставлена задача, чтобы к 1 июля 2018 года все бюджетники перешли на эту карту. Сегодня тверское отделение перевело на нее уже 90 процентов клиентов. Никаких ограничений по сравнению с другими платежными системами на территории Российской Федерации у карты «Мир» нет. Все банкоматы, терминалы перестроены под прием этой карты, с точки зрения безопасности она абсолютно защищена. Система работает четко, справляется с нагрузкой.
Вообще, наличные деньги – дорого, не всегда безопасно, непрозрачно, и все государства ставят для себя задачу по сокращению наличного оборота. Тверское отделение Сбербанка на 60 процентов выросло по отношению к 2016 году по обороту денежных средств через терминалы в торговых точках. В рублях этот оборот составил 40 млрд. На сегодняшний день более 7 тыс. торговых точек уже оснащены терминалами. Помимо карт, это возможность бесконтактной оплаты с телефонов и часов. В марте этого года 100 процентов терминалов Сбербанка будут настроены на прием таких платежей.
– Что особенно приятно, 18 процентов всего оборота, с учетом наличных, проходит через наши терминалы. А ведь четыре года назад это было всего 4 процента! – отмечает Сергей Ющенко.
Сейчас реализуется совместный с администрацией города Твери проект по бесконтактной и безналичной оплате в транспортных средствах ПАТП-1, основного городского перевозчика. В ближайшее время заканчивается установка терминалов, которые будут принимать карту «Иволга» и банковские карты, сейчас осуществляется их настройка.
Говоря про искусственный интеллект и работу с большими данными, Сбербанк для себя видит большую нишу. Обладая огромным количеством данных о клиентах – транзакции каждого, пополнение сотового, то, как юридические лица расплачиваются с поставщиками, своевременно ли выплачивают налоги и так далее, – банк может выстраивать предодобренные предложения.
Уже есть более ста моделей таких предложений под разные отрасли, под разные бизнес-модели. Это позволяет предлагать кредиты существенно быстрее и делает сделки проще – нужно меньше документов, скорость рассмотрения в два раза быстрее. Есть овердрафтные кредиты, которые в течение одного дня выбираются и каждый день при поступлении платежей погашаются.
В 2017 году объем выданных Тверским отделением Сбербанка кредитов крупному и среднему бизнесу составил 8,6 млрд рублей, что на 80 процентов больше, чем в предыдущем году, – отмечает Сергей Ющенко и продолжает:
– Наша команда, которая обслуживает малый бизнес, в офисе на пр. Победы, 14, по эффективности работы получила первое место в стране. Таких показателей удалось достичь, используя новые технологии. Кредитов для малого бизнеса стало еще больше, чем для крупного, и благодаря искусственному интеллекту, который генерирует предодобренные предложения (мы называем это смарт-кредит), в прошлом году, только начав этим заниматься, мы выдали более 180 кредитов на сумму 200 млн рублей. То есть не клиент приходит и просит кредит, а мы говорим, что готовы – и все, что нужно клиенту, это дать разрешение на проверку его кредитной истории, без проверки бухгалтерской отчетности. Еще пять лет назад я бы в это не поверил, но теперь мы принимаем решение на основе своих внутренних данных, – отметил управляющий Тверским отделением.
Новый продукт – корпоративные кредитные карты для малого бизнеса с лимитом до миллиона рублей. Новые технологии позволяют оценить надежность клиентов и сделать им выгодные предложения.
Основываясь на тех же технологиях, в прошлом году Сбербанк выдал на 28 млн рублей банковских гарантий. Гарантия – это очень важная часть при участии в конкурсе, и скорость принятия решений здесь очень важна.
864 кредита на 2,3 млрд рублей выдано в прошлом году тверскому малому бизнесу – это на 300 млн рублей больше, чем в 2016 году.
Про жизнь и здоровье
Сбербанк уже давно видит себя не просто как банк. Есть другие сферы, где он может предложить свои компетенции, свои знания, свои данные. На рынке страховых услуг Сбербанк также готов предлагать новые продукты.
Все начиналось в 2009 году с добровольного страхования жизни, предлагаемого при получении потребительского кредита. В 2012 году появилось пенсионное страхование, накопительное страхование жизни, инвестиционное страхование жизни. Есть страхование от несчастных случаев, пакетные страховые продукты.
Набирает популярность сервис «Доктор рядом», а также юридические консультации и индивидуальные инвестиционные планы.
«Доктор рядом» – очень интересный сервис для наших граждан, которые хотят иметь дополнительную возможность получить онлайн-консультацию профессионального доктора из московской клиники или проверить имеющийся диагноз и план лечения. Предприятия, которые обслуживаются в Сбербанке, могут покупать пакеты для своих сотрудников с этим сервисом. Бывает, что кто-то сомневается в диагнозе, в лечении – здесь всегда можно отправить анализы и дополнительно посоветоваться. Уже 340 сотрудников корпоративных клиентов банка пользуются такой возможностью. С февраля 2018 г. при оформлении потребительского кредита эта услуга бесплатно добавлена в пакет добровольного страхования жизни.
Несколько слов о страховом брокере Сбербанка. Страховые компании могут выходить на клиентов напрямую, и понятно, что они работают по-разному. Сбербанк помогает подобрать лучшие условия страхования, застраховать на этих условиях и оказывает поддержку при страховом случае.
***
Журналисты и руководство Сбербанка обсудили еще множество тем – от того, будет ли Сбербанк предлагать своим клиентам криптовалюты (скорее всего, будет, когда появится соответствующее законодательство), до того, можно ли разместить на пластиковой карте портрет своей жены (можно: индивидуальный дизайн карт стоит недорого, зато карта будет вас радовать целых три года).
Мария Орлова