Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Увидел, что смог, и описал, как сумел». 17 марта исполняется 110 лет со дня рождения Бориса Полевого

13.03.2018, 13:57

В номере «Каравана» от 28 февраля были опубликованы истории из жизни писателя. Накануне юбилея предлагаем читателю еще одну подборку любопытных фактов из биографии Бориса Полевого.

 

Максим Горький привил любовь к журналистике

Борис Кампов (такова настоящая фамилия писателя) родился в Москве, но, по его собственным словам, «вырос, учился, приобщился к труду, к журналистской профессии, написал свою первую книгу в Твери».

Когда Борису было восемь лет, его отец умер, оставив после себя отличную библиотеку, где были собраны все русские и лучшие иностранные классики.  

Семья жила в так называемых служащих домах текстильного комбината промышленников Морозовых, или, по-современному, на Пролетарке.

Среди первых прочитанных книг мальчика были Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Помяловский, потом Тургенев, Гончаров, Куприн, Никитин, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Войнич, Степняк-Кравчинский, Глеб Успенский, Чехов.

Самым любимым с детства писателем Бориса стал М. Горький. К восьми годам мальчик несколько раз прочел по совету матери «Челкаша», а в отроческие годы одолел все собрание сочинений Горького, включая письма и статьи.

Именно под влиянием горьковских публикаций уже в школьные годы  открылась у него тяга к журналистике.

 

Дебют в печати – заметка о поэте Дрожжине

Борис был активным автором школьной стенгазеты, публиковал в ней обличительные фельетоны, подписывая их «Б. Овод». Стенгазета – это хорошо, но ему хотелось писать очерки, фельетоны, зарисовки для большой, печатной газеты.

Как-то его школу посетил известный крестьянский поэт Спиридон Дрожжин. Борис Кампов исписал всю тетрадь по геометрии, включая обложку. Назвал свой труд очерком «Необычайный гость» и отнес в редакцию губернской газеты «Тверская правда». Через какое-то время его опус напечатали. Очерк сжали до семи с половиной строк, опубликовав на четвертой странице в уголке городской хроники и без подписи.

Газету с этой публикацией он долго носил в кармане в школу. Газета истерлась, и заметку трудно было прочесть. Но Борис затвердил ее наизусть и даже через полвека мог воспроизвести по памяти. «Зал был так полон, что не только яблоку, но и семечку яблочному негде было упасть». Эта фраза казалась ему явной литературной удачей. Таким был газетный дебют Б. Кампова. Он учился в 6-м классе, ему было 14 лет.

 

Одна из книг вышла с опечаткой в фамилии

Безымянная заметка разбудила в Борисе неутолимую жажду писать. Он зачастил в редакцию «Тверской правды». Там его иногда звали Лев Толстой – из-за блузы, которую сшила ему бабушка, точь-в-точь как у великого писателя на портрете кисти Крамского.

Есть у Б. Полевого книга, не значащаяся ни в энциклопедиях, ни в  литературных справочниках, – «Покорение Сибири». Сибирь в данном случае не крупный географический район, а небольшая ткацкая фабрика на берегу Волги, затопляемая в половодье. В издательстве «Молодая гвардия» эта книга ошибочно вышла под фамилией Борис Капнов (вместо Кампов) и в дальнейшем из-за этого ляпа в числе написанных Полевым произведений не значилась.

Ну а «посвящением в писатели» Полевой считает свою повесть «Горячий цех». Она написана в годы предвоенного взлета стахановского движения. Несмотря на то, что главная газета страны «Правда» отметила выход книги критической статьей, автору такое внимание к его произведению пришлось явно по душе. 

 

«Повесть…» родилась из запрещенного очерка

В годы войны Борис Полевой работал военным корреспондентом «Правды». В этом статусе он прошел всю войну – начиная  с репортажей из разоренного немцами Калинина и кончая репортажами об освобождении Праги в мае 1945-го.

На Курской дуге он встретил безногого летчика старшего лейтенанта Алексея Маресьева. Написал о нем очерк, отправил в редакцию. За материал поблагодарили, но публикации автор не дождался. Много времени спустя, когда он прибыл с фронта в редакцию, ему показали оттиск уже набранного очерка с резолюцией в верхнем углу: «Интересно, но давать сейчас несвоевременно. Пусть тов. Полевой напишет об этом потом подробнее». Он не мог не знать, чей это почерк. Так высшее лицо страны сочло тогда, в 1943 году, несвоевременным рассказывать о том, что в нашей авиации воюют безногие летчики.

За написание книги о летчике Маресьеве Полевой взялся уже после войны. В конце 1945-го и на протяжении почти всего 1946 года он по заданию «Правды» работал в Нюрнберге, освещая процесс над главными военными преступниками. У него было достаточно времени, и он решил, что ему пора засесть за книгу о безногом летчике. Писалось легко.

Не дававшаяся книга была закончена за 19 дней.

«Повесть о настоящем человеке» имела большой успех. Она была переведена более чем на 40 языков. По ее мотивам созданы пьеса, фильм и даже опера, шедшая в Большом театре. Музыку к ней написал великий Сергей Прокофьев.

Незадолго до своей кончины Борис Полевой, подводя итоги своей литературной и журналистской деятельности, напишет, что, когда придет час поставить большую точку в жизни, он сможет с удовлетворением сказать: «Я увидел, что смог, и описал, как сумел».

 

«Тверской козел» – это звучит гордо?

Борис Полевой не без оснований считал себя тверяком. В общении с земляками не гнушался подчеркнуть, что он – тверской козел. В книге «Самые памятные. История моих репортажей» Борис Полевой приводит такую версию происхождения понятия «тверской козел»:

«Козлы – это шутливое прозвище тверяков. То ли за то, что в городе нашем действительно было много коз, то ли в честь бытовавшей легенды, в которой повествовалось, что когда-то некий мифический козел своим блеянием ночью предупредил о приближении татарского дозора и разбудил часовых на стенах города».

Так это или нет, история умалчивает, но только преемники Б. Полевого по литературному цеху, его земляки – как писатели, так и журналисты, – похоже, не очень горят желанием величать себя тверскими козлами. Видать, мода на такое прозвище прошла.  

Александр Арсенов

64 0
Лента новостей