Итак, очередная историческая черта перейдена – состоялись четвертые по счету выборы президента России, на которых предсказуемо победил Владимир Путин, действующий президент с марта 2000 года.
С утра 18 марта к избирательным участкам потянулись люди, преимущественно пожилые. Когда я пришла на свой УИК, расположенный в средней школе № 3, то обнаружила, что почти весь мой дом проголосовал. Это было удивительно: дом новый, многие квартиры еще не заселены. Кажется, проголосовал даже мой сосед, работающий на Колыме. Может быть, у него в квартире кто-то из родственников прописан? Не буду предполагать что-то нехорошее, но мне это показалось странным.
Были и другие странности. Почему-то некоторые жители Твери, давно прописанные в своих квартирах и неоднократно голосовавшие, не были внесены в списки избирателей. Нет, их без проблем вносили в отдельные списки и выдавали бюллетени. Но каков был смысл? Занижая реальное число избирателей, повышали явку? Это плохо помогло.
Аутсайдеры по явке
Тверская область показала самую низкую в ЦФО явку избирателей на участки: 57,58% от общего числа избирателей. В целом по стране явка была порядка 68%. Удивительно, но в этот раз Тверь голосовала чуть лучше глубинки, хотя во все предыдущие выборы, хоть в Законодательное собрание, хоть в гордуму, избиратели в областном центре почти не проявляли активности. Самая низкая явка – 47% – была в Максатихинском районе, несколько лет жившем фактически без власти. Лучше голосовали в закрытом территориальном образовании Озерный, где живут преимущественно военнослужащие и их семьи, – 74,44%.
Результат Владимира Путина по Тверской области – 74,55%. Больше всего любят Путина в Оленинском районе – 81% голосов избирателей, меньше всего – 69% голосов – во Ржеве и в Нелидове.
Кандидат от КПРФ Павел Грудинин отстает серьезно, но у него видны некоторые электоральные «свечки»: так, например, при общем результате по Тверской области 12,51% в Бельском районе он набрал 18%, во Ржеве – 17%, в Нелидове и Бежецком районе – по 16%, а в Торжке – 14%. Рассказывают, что в санатории «Митино», где проходят реабилитацию перенесшие инсульт жители Тверской области, голоса распределились так: Грудинин – больше 30%, Путин – порядка 70%, остальные кандидаты – по нулям.
Результат Ксении Собчак довольно высок в Центральном районе Твери – 3,29%. Но сельские районы области за нее голосовали мало. Собчак с ее предвыборным хештегом #противвсех не удалось подменить собой Жириновского (7% голосов по Тверской области) и отправить его на пенсию. Как известно, избиратель Жириновского тоже голосует против всех, но при этом от своего лидера давно не ждет никакого конструктива. А от Ксении Собчак конструктива все же ждали, хотя часто голосовавшие за нее выбирали наименьшее зло.
В пределах статистической погрешности выступили два кандидата-спойлера Сергей Бабурин и Максим Сурайкин. Если они и оттянули в Тверской области голоса у Павла Грудинина, то крайне незначительно: Сурайкин – 0,8%, Бабурин – 0,7%. Очевидно, что мы наблюдаем закат политика Григория Явлинского – по Тверской области он набрал всего 0,91% голосов. Если бы партия «Яблоко» выдвинула Льва Шлосберга или Эмилию Слабунову, результат точно был бы лучше.
Мы отдельно, политика – отдельно
Вряд ли тверитяне, показавшие такую низкую на общем фоне явку, присоединились к электоральному бойкоту, объявленному не допущенным к президентским выборам оппозиционным политиком Алексеем Навальным. Возможно, 1–2 процента не пошли на выборы по идейным соображениям, но большинство проигнорировало выборы из вечного пофигизма. Наш народ вообще привык не отождествлять себя с властью, а последние 27 лет, когда высшая власть в стране в результате выборов не меняется, а в лучшем случае передается по наследству, приучили людей к тому, что все бесполезно, ни на что повлиять нельзя. В 1990-х нам пару раз удалось избрать губернаторов, а также депутатов выбрать каких-то новых. Но и эта практика уже давно прекратилась.
В Тверской области социальная апатия наиболее сильна из-за географических особенностей. Активные и решительные отсюда испокон веков уезжали, а у остававшихся главный рефлекс – не высовываться, не обращать на себя внимания. Поэтому к политике у тверитян отношение примерно как к футболу. Болеют за «наших», но глядя со стороны и не особо вникая.
Предвыборные мифы
Одной из технологий, задействованных для того, чтобы народ покрепче сплотился вокруг национального лидера, было случившееся внешнеполитическое обострение, связанное с отравлением в Великобритании бывшего сотрудника наших спецслужб и его дочери. На международный имидж России это повлияло очень скверно, а для внутреннего потребления оказалось то, что нужно. Огромное количество людей почувствовали себя на военном положении. И решили, что только Путин может их защитить.
Перед выборами мы пытались изучать электоральные настроения земляков путем небольших разговоров с представителями разных сфер жизни и деятельности. Так вот, осведомленность людей о кандидатах была какая-то странная. Собственно, они никого из представленных кандидатов не знали, кроме Путина, питались какими-то мифами из телевизора: рассказывали о том, что «у Грудинина одиннадцать сберкнижек за границей и гражданская жена». А Ксению Собчак просто ненавидели классовой ненавистью. Забавно, что у пенсионеров вызывал симпатию кандидат «Сарайкин»: высказывались даже предположения, что именно этого «Сарайкина» Путин готовит себе на замену, потому что «Сарайкин» Сталина уважает.
Как повлияют выборы на курс Путина?
На федеральном уровне бойкот Навального только увеличил процент голосов, отданных за Путина. Если бы те несколько процентов избирателей, что остались сидеть дома «в белом пальто», пришли бы на участки и проголосовали за кого-нибудь, хоть за Собчак, хоть за Явлинского, это было бы заметно. И может быть, задало бы новый тренд в политическом поле нового президентского срока. Может быть, тогда мы дождались бы каких-то либеральных реформ.
Большой процент у Грудинина, наверное, тоже оказал бы влияние на политику. Кремлевские пиарщики решили бы, что народу нужен Сталин, и начали бы действовать в этом направлении. Либо был бы сделан правильный вывод о том, что в России не хватает социального государства. И тут вышло бы что-то хорошее.
Теперь, скорее всего, меняться ничего не будет. Народ же выказал небывалую поддержку национальному лидеру и его курсу, зачем что-то менять? И Борис Титов с его «Стратегией роста», и Алексей Кудрин с программой развития экономики останутся в историческом забытьи: народ не поддержал ни Титова, ни либералов.
Избирателей, кстати, понять можно: они очень боятся потерять свой уровень жизни, достигнутый за 18 лет при Путине, и голосуют именно за этот уровень жизни, причем искренне. Причем забавно, что премьер-министра Дмитрия Медведева, в момент короткого президентства которого наши люди жили лучше всего, они недолюбливают…
Битва за кресло премьера
Многие обратили внимание, что Дмитрия Медведева не было подле Путина в послевыборную ночь. Уже делаются прогнозы на то, кто возглавит правительство вместо него, хотя, может быть, Медведев просто приболел? В любом случае кадровые решения по кабинету министров будут приниматься после инаугурации, в мае.
Тверская область в этом имеет свой интерес. Одним из кандидатов в премьер-министры рассматривается руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. В этом случае тверскому губернатору Игорю Рудене гарантирован пост министра. Среди других потенциальных премьеров называют мэра Москвы Сергея Собянина, директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина, министра обороны Сергея Шойгу. И, разумеется, Дмитрия Медведева. Как сложится дальнейшая политическая карьера Рудени при них, неведомо ни нам, ни самому Рудене. Но вряд ли Игорю Михайловичу грозят какие-либо санкции за низкую явку тверитян на президентских выборах. Известно, что в Москве, в кругах, отвечающих за политику, к нему относятся уважительно.
***
Кстати, одним из первых указов, подписанных Путиным после выборов, стал указ о призыве на военные сборы граждан, которые находятся в запасе. К чему это? Будем с тревогой наблюдать.
Оставайтесь с нами.
Мария Орлова