В начале года ушел из жизни генеральный директор Калашниковского электролампового завода (КЭЛЗ) Владимир Лебедев. Ему было 68. «Караван» пообщался с коллегами Владимира Васильевича и подготовил очерк его памяти.
Владимир Лебедев пришел на завод в 1966 году. Работал токарем, мастером, начальником стекольного цеха. В 1990 году его выбрали директором. Так в 40 лет он стал руководителем, по его словам, самого слабого в отрасли предприятия. То были трудные времена для завода. В министерстве ему прямо сказали: «Вас надо закрывать». Но Владимир Лебедев сберег завод. Он убедил руководство министерства в целесообразности сохранения предприятия. Получил бюджетные деньги, инвестиции. Наладил сбыт продукции, создал торговые представительства в крупных городах.
Калашниковский электроламповый завод – градообразующее предприятие. Жизнь в поселке напрямую зависит от завода.
Владимир Лебедев помогал строить в поселке церковь, больницу, пожарное депо. Когда имеющиеся средства можно было направить на техническое перевооружение, КЭЛЗ стал строить для жителей поселка жилые дома на 117, 60, 58 квартир.
Одинаково близко к сердцу он принимал как проблемы своего предприятия, так и насущные вопросы поселковой жизни.
За прошедшие годы он заметно развил предприятие – по сравнению с концом 1980-х, когда завод давал наилучшие в советский период показатели, объем производства впоследствии вырос наполовину.
Лебедев наладил контрактное производство ламп для немецких компаний Osram и Philips под их торговой маркой.
Лучшим временем для завода была вторая половина 2000-х. Растущая экономика предъявляла устойчивый спрос на недорогую продукцию КЭЛЗ, при этом в 2006–2008 годах ввоз в Россию ламп накаливания был ограничен импортными квотами.
КЭЛЗ сейчас производит 75 видов ламп. Более 90% выпускаемой заводом продукции приходится на лампы накаливания. Когда запретили лампы мощностью 100 ватт (кстати, наиболее ходовой товар) и больше, Лебедев не растерялся, стал продавать лампы мощностью 95 ватт.
Ныне по техническому перевооружению КЭЛЗ одно из самых сильных предприятий в отрасли.
Отстаивал интересы отечественной светотехники
Николай Мелькер, бывший директор Малисайского электролампового завода (Киргизия):
– Знаю Владимира Васильевича Лебедева как добропорядочного человека, руководителя с большой буквы. Он щедро делился со своими коллегами опытом, отстаивал интересы не только своего завода, но и всех заводов, специализирующихся на выпуске источников света. Он предостерегал от опасности засилья на нашем рынке светотехники иностранной продукции, ратовал за развитие производства источников света в России. Говорил, если мы, светотехники, не соберемся в кулак, не сплотимся в отстаивании наших интересов, то потеряем отрасль, что, в принципе, и случилось.
Мы постоянно поддерживали с ним отношения, поздравляли друг друга с праздниками, с днями рождения, часто встречались на технических выставках в Москве. Узнав о его кончине, я в обязательном порядке приехал на его похороны – просто не мог не приехать.
Дело, важное для Калашникова и всей России
Виталий Козлов, бывший генеральный директор ГУП «Лисма» (Саранск, Мордовия):
– Владимир Васильевич – прекрасный человек, опытный профессиональный руководитель. Несмотря на развал Советского Союза, ваучерную приватизацию крупных предприятий, он смог сохранить в непростое время свое производство.
КЭЛЗ – одно из самых старых, с давней историей, предприятие. Владимир Васильевич прошел все стадии производства: начинал обычным работником, стал впоследствии акционером. Производство свое знал досконально. Был одним из самых компетентных светотехников со времен Советского Союза.
Преданный делу человек, верный товарищ в широком смысле этого слова.
Коллективу сейчас тяжело. Я знаю нового руководителя КЭЛЗ – Алексея Коровашкина. Дай бог, чтобы у завода все было хорошо. Для Калашникова завод – это значимое предприятие.
Первый народно избранный директор
Олег Шалдин, начальник отдела снабжения КЭЛЗ:
– Владимир Васильевич не делил людей по чинам и должностям. К нему мог прийти кто угодно: слесарь, простой рабочий, мастер. Сам он прошел на заводе все стадии производства. Был начальником стекольного цеха – одного из самых трудных, ведь здесь работают круглосуточно. Когда он стал директором, предприятие считалось неперспективным. У другого бы руки опустились. Но он выстоял. Он первый народно избранный директор. Все кандидаты на должность были предложены сверху, а его включили в список «для массовки». Но люди взяли и проголосовали за него. Это встретило сопротивление в министерстве. Но он и это преодолел.
Свой завод из неперспективного он перевел в стабильно работающий. Многие из прежних электроламповых заводов уже не существуют или значительно сократили производство, а наш завод удержался, не обанкротился.
Для меня он как отец родной. Я пришел на завод в августе 1992 года. Тогда шло внедрение компьютеров. «Компьютеры – это хорошо, но мне нужен начальник транспортного цеха», – сказал он мне тогда. И я стал работать в транспортном цехе сначала заместителем, потом начальником.
Он много чего сделал для поселка. Помогал строить больницу, церковь, пожарное депо. Асфальтированная дорога в Калашникове – тоже его заслуга.
Находил выход из любой ситуации
Алексей Коровашкин, генеральный директор КЭЛЗ:
– Владимир Васильевич Лебедев – человек очень харизматичный, позитивный, с сильным характером, не унывающий ни в какой ситуации. Придя на завод в 16 лет, он до конца своих дней трудился на этом предприятии, оставив о себе добрую память.
Ему было свойственно умение убеждать в правоте своих взглядов. Он обладал какой-то особой интуицией и даже в любом безнадежном деле мог найти выход. Не случайно народ шел к нему за советом, помощью. И он никому не отказывал.
В лихие 90-е он не позволил пропасть заводу, сохранил рабочие места. Каждый в поселке может сказать хорошие слова об этом человеке.
Александр Арсенов