«Держимся на матерном слове». Пожарный из Тверской области – о реальных проблемах службы

10.04.2018, 13:16

После страшной трагедии в Кемерове по всей России, в том числе и в Тверской области, начались тщательные проверки торговых центров, в ходе которых несколько объектов временно прекратили работу. Люди приходят за покупками, в парикмахерскую, в тренажерный зал, а двери закрыты. И пока руководство торговых центров в спешке устраняет все недостатки, а МЧС неустанно твердит о готовности к пожаротушению, «Караван+Я» пообщался с пожарным из одного районного центра в Тверской области, который рассказал о реальной ситуации. По понятным причинам мы не можем разглашать имя собеседника.

 

Теория есть, учений нет

– Мы работаем сутки через трое. Так везде в частях. Наш трудовой день начинается с построения: у нас проверяют форму, иногда спрашивают обязанности. В общем, как в армии. Затем мы идем принимать оборудование. Потом караул уходит домой, а мы остаемся заниматься своими рабочими делами. Как правило, в 10 утра начинаются занятия.

Из года в год мы изучаем практически одно и то же, освежая таким образом свои знания. Учим обязанности, приказы. Начальник караула надиктовывает материал, а мы записываем, хотя в принципе мы должны все это знать наизусть. Да и знаем, ведь столько лет работаем. Потом физподготовка. Дальше по плану, в 12:30 получасовой обеденный перерыв, а потом снова за дело.

Раньше чуть ли не каждый день мы выезжали на учения – на различные объекты, отрабатывали приказы. Это было лет пять-шесть назад. А потом все изменилось. Теперь я уже даже не могу вспомнить, когда мы последний раз выезжали на учения.

 

Приказ: экономить на всем

Насколько я знаю, сверху поступил приказ – экономить средства. За этим очень тщательно следят. Теперь, когда мы пришли на смену, переписываем все счетчики: воды, газа, электричества, и сдаем показания начальнику. Он все это архивирует, а по итогам года смотрит, кто больше всех сэкономил. Конечно, ни на что это не влияет, но все стараются беречь ресурсы.

Я не знаю, почему сложилась такая ситуация, что нет денег, но это меня до глубины души поражает. Пожарная охрана – это все-таки очень важно! Куда вы будете обращаться в первую очередь, если случится чрезвычайная ситуация? Конечно, в МЧС. Недаром и телефон – 01. А у нас везде экономия.

Ремонтом помещений мы занимаемся сами. Думаю, так во многих частях. Я знаю, что в некоторых частях Твери совсем другая ситуация в бытовом плане. Там есть и новые части, и техника получше, а нашу же, периферийную, не очень жалуют.

 

Техника разваливается на ходу

Отдельно стоит поговорить о пожарных машинах. Есть у нас несколько условно новых автомобилей, которым уже порядка 10 лет. Они считаются свеженькими, хотя тоже на ладан дышат. Раньше автомобили гоняли на техобслуживание в Тверь, а теперь нет. То ли опять с экономией связано, то ли кадров не хватает: люди, которые разбираются в машинах, скорее пойдут в автомобильный сервис работать, чем в МЧС за копейки. Официально-то с техникой у нас все нормально, а по факту мы ее ремонтируем своими силами. Нет, какие-то средства, конечно, выделяются, наши иногда даже звонят в Тверь клянчить какие-то запчасти. Если они есть в наличии – хорошо, а если их нет, то увы. Порой сотрудники сами какие-то старые детали приносят с разборок.

Бывало и такое, что машина едет тушить пожар, а по дороге ломается. Нечасто, конечно, но такие случаи у нас были неоднократно. Как правило, виноватым остается водитель, якобы он плохо подготовил автомобиль к смене. А как по-другому подготовить, если они давно уже полный хлам. Вы, наверное, удивитесь, реально иногда на пожар выезжает такая древность, как, например, ЗИЛ 131-й. Ему лет уже больше 30, а на нем такая ответственность за жизни людей. Такая же ситуация и с остальным оборудованием.

Конечно, в областной столице все иначе, она на виду. Я был в 17-й части в Твери, она считается показательной. У них хорошее новое оборудование, свежие автомобили. Там много молодежи работает. У нас же иная ситуация. Все приходится ремонтировать своими силами. Что-то пришпандорим на проволоку, что-то на изоленту. В общем, на матерном слове все и держится.

 

Дырявые шланги и спецодежда с заплатками

– Особенно плачевна ситуация с рукавами (в простонародье – пожарными шлангами). Они все латаные-перелатаные, что дальше уже некуда. Тушишь огонь, а вода в разные стороны струится. Бывает и такое, что рукава прямо во время пожара лопаются. Есть у нас, конечно, порядка пяти рукавов в нормальном состоянии, но мы их не трогаем, бережем на черный день. Мало ли что произойти может. У нас даже есть помещение, где пожарные сами ремонтируют шланги – склеивают, сшивают.

Комплект формы выдается вроде на год. Я точно не помню. Но она у нас настолько затасканная, просто до дыр, что иной раз стыдно в ней на работу выходить. В некоторых местах приходится даже заплатки ставить. Помню, нам как-то не в чем даже было выйти на демонстрацию 9 Мая. Такой позор. Докатились.

Сейчас, правда, слышал, что нам форму скоро будут менять, какую-то другую сделают. А так не дождешься, когда ее выдадут. Везде же экономия.

 

Человеческая профессия за бесчеловечную зарплату

– Одна из серьезных проблем в нашей части – нехватка личного состава. Опытные сотрудники в 45 лет уходят на пенсию, а молодежь не хочет устраиваться в пожарную часть из-за обидно маленькой зарплаты. Как известно, существует две категории пожарных: одни аттестованные, которые с погонами, а другие нет, они считаются вольнонаемными. Работа у этих двух категорий абсолютно одинаковая, а вот оплата труда разная. Если у аттестованных зарплата в районе 25 тысяч, на которую еще можно жить, то у неаттестованных – 10–15 тысяч. Вот и смотрите, у нас часть находится в области, не в самой Твери, и из аттестованных пожарных у нас только руководство.

Вот и приходится мне постоянно от жены выслушивать: «Ищи уже другую работу, когда будешь нормальные деньги получать?» А мне вот в пожарке нравится. Я здесь себя нашел. Раньше много где работал, но все не то. До этого работал в охране, зарплата в разы больше была, но мне там стыдно было работать, здоровому мужику, я там просто штаны просиживал. А здесь я себя человеком почувствовал, людей спасаю.

Людей не хватает, а те, что есть, уже староваты для профессии. МЧС нужна молодежь. Но она сюда не идет, а старики держатся, потому что смысла уже бегать нет, если через пару лет на пенсию. Ну, пришли к нам не так давно несколько новеньких, которым чуть больше 20 лет, а толку-то? Один из них уже собрался искать новую работу, потому что зарплата такая. Говорит, была бы нормальная, он бы не ушел. У второго тоже свои проблемы – двое детей. Их кормить нужно, жена в декрете. Вот и он намекает, что тут тоже долго не продержится.

Все уповают на жен. Если жены нормально зарабатывают, то жить можно. Но это же бред, согласитесь, сидеть на шее у женщины. Конечно, у меня в голове постоянно крутится: «Где бы найти подработку какую-нибудь, чтобы не уходить из пожарной охраны». В общем, с финансами все плохо. Это всем известно, но толку нет.

 

Физическая подготовка хромает, а что делать?

Что касается подготовки пожарного состава к действиям при ЧС, тут все сложно. В регионе, конечно же, подготовка гораздо хуже, чем в областной столице или тем более в Москве. Там и пожарных частей больше, молодежи много работает. Реальная проблема в том, что в районах работают пенсионеры. А что пенсионер может сделать на пожаре? Конечно, у него богатый опыт, тактически он отлично подготовлен, но ведь там нужно и физически выкладываться очень сильно. А дедушка что? Он пробежит 10 метров в этом костюме, и у него одышка.

У меня друг, например, живет в пятиэтажке на верхнем этаже, я туда поднимаюсь, и мне уже как-то не по себе. Это я иду налегке. А если я во всей амуниции забираться буду? Она весит немало, да и двигаться в ней очень неудобно. Особенно напрягают сапоги. Стелька металлическая, сами они изготовлены из толстой несгораемой резины. Они не гнутся, поэтому бежать очень трудно. А взобраться по раскладной трехколенной лесенке вообще задача не из легких. Я не знаю, зачем такие сапоги ввели, если можно было другие использовать, которые меньше движения стесняют, плюс одежда, когда намокает (снаружи от воды, изнутри от пота), становится очень тяжелой. Если зима, тогда это дело еще и льдом покрывается. Вот и представьте, как сложно работать в таких условиях, если еще и возраст перешел порог среднего. Ладно, я. Я еще не такой старый, мой возраст чуть больше 30. А если пенсионер? Да он просто не добежит, упадет. Его самого оттуда придется выносить.

Скажу без преувеличения, физическая подготовка у нас хромает. Мы все зачеты сдаем так, что начальству приходится глаза закрывать на это. А что они могут сделать? Ну не сдаст сегодня пожарный зачет, завтра пересдачу тоже завалит. Увольнять его? А кто работать будет?

 

Вся эта шумиха забудется

– Да, сейчас активно идут проверки по всем торговым центрам. Прям ажиотаж. А вспомните ту страшную трагедию в клубе «Хромая лошадь» в 2009-м. Мы тогда чуть ли не каждый день на учения выезжали в развлекательные объекты. Проверки по всем ночным клубам начались. Когда областная больница в Твери сгорела, потом нас ждали объекты здравоохранения. Теперь вот «тушим» пожары в торговых центрах. Но я уверен, это ненадолго. Как обычно, все забудется, и жизнь вернется в свое русло.

 



Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Дашун САМАРИНА

23 0
Лента новостей
Прокрутить вверх