Архитектурное будущее Твери. Самая красивая площадь Твери и мемориальное пожарное депо

29.04.2018, 18:00

Если вы собираетесь переехать в Тверь, то хочу вам дать несколько толковых советов. Тверь удобна тем, что она близка к Москве, на скоростном «Сапсане» ровно час езды до московской площади трех вокзалов. Ходит электричка, которая в пути 1 час 45 минут. Собственно, утром я завтракаю дома в Твери, еду в Москву, провожу деловые встречи и в 18:30 уже дома. В этом месяце запущена электричка «Ласточка» до Санкт-Петербурга, в пути шесть часов, на «Сапсане» можно доехать за три часа.

И при этом в Твери милый провинциальный образ жизни, когда ты знаешь почти всех значительных людей, а местный губернатор при встрече с тобой здоровается за руку и интересуется мнением по тому или иному вопросу. В этом есть какая-то обстоятельность. Да и среди московской элиты я знаю почти всех, даже тех, кого бы никогда не узнал, живя в Москве. Все же они, так или иначе, приезжают в Тверь и встречаются с тобой как с местной достопримечательностью.

Если вы будете покупать квартиру, то лучшее место в Твери – это район за Тверцой. Он пока слегка неприглядно выглядит, но это временно. Район активно заселяется состоятельной публикой и творческой интеллигенцией. Если вы из них, то лучшего места в Твери вам не найти. И кстати, это правильное место для инвестиций в недвижимость, во всякие там магазины качественной еды, элитные салоны, бассейны, аквапарки и фитнес-клубы.

 

Стильное место

Самое, пожалуй, стильное место в Твери – это шестилучевая Пожарная площадь. Еще недавно здесь было изрядное захолустье, хотя практически до центра пешим ходом 15 минут через два моста. Пожарная площадь на стрелке у впадения реки Тверцы в Волгу с удивительно живописными окрестностями. Летом вы здесь живете среди яхт.

Когда-то здесь были двухэтажные особнячки с кабаками и магазинами, вдоль которых любили прохаживаться даже царствующие особы. По набережной Тверцы у Пожарной площади любил гулять государь Александр Первый с фрейлинами. Сейчас здесь не так живописно, а местами асфальт для пешеходов совсем отсутствует, но улучшения заметны.

В войну район разбомбили немцы, но его в мирное время восстанавливать не стали, хотя планировка Затверечья напоминает какой-нибудь средневековый Тосса-де-Мара на границе Каталонии и Франции: сетка улиц образует пятилучевые узоры, которые сходятся на милых площадях.

 

Сегодня площадь застраивается домами в стиле тех, какие были здесь до революции. Будем надеяться, что в Твери, наконец, появится образованный мэр, наделенный деловой хваткой, и хороший архитектор. Тогда бы дело пошло лучше.

Пожарная площадь есть не в каждом городе, над ней просто обязано взять шефство МЧС. Они, кстати, оборудовали здесь памятный знак пожарным. Привезли на КамАЗе валун и прикрепили на него мемориальную табличку. Хотя лучше бы установили лавочки для мамочек и разбили клумбы.

На месте министра МЧС и губернатора я бы реконструировал здешнюю пожарку, которая портит вид и давно не эксплуатируется, построил бы мемориальное пожарное депо с большой каланчей, завершив ансамбль площади, с федеральным музеем пожарного дела внутри… В Твери и Торжке несколько федеральных предприятий «Пожтехники», да и МЧС могло бы помочь.

 

Как сделать российские города пригодными для жизни?

Архитектурный стиль в районе Пожарной площади в Твери называется затверецкой эклектикой. Самой планировке пространства этого района позавидовал бы любой европейский город. С точки зрения умной архитектуры пространств, удобных для жизни, это классика. Уютные площади, на которые сходится нечетное количество улиц (обычно пять), бульвары, церкви, которые видны в створе любой улицы, заросшие сиренью набережные рек в кувшинках, среди которых живут дикие утки… А летом водная гладь расцвечивается сотнями парусов яхт местных жителей и детских спортивных школ. Разве это не рай? Куда бы вы хотели поехать жить? Такое место находится совсем рядом, в России, между Москвой и Санкт-Петербургом, сюда можно приехать из столиц вкусно пообедать в полдень и вечером вернуться.

Но вы бы видели, в каком говне содержат это райское богатство нынешние жители Твери!

 

Проблема первая. Нет возможности гулять

В Твери дорог для автомобилей почти нет. Вернее, они появляются к августу и на короткий срок, когда на их восстановлении освоили огромные деньги бюджета. Но про пешеходов, которые должны быть главными в городском пространстве, никто из городских начальников не думает – в некоторых местах тротуары просто исчезли! Это проблема эмпатии, сострадания, умения любить. Тверской человек испытывает с этим проблемы, чему есть объяснение. В советское время отучали сострадать ближнему – это было государственной политикой. Любить разрешалось только вождя. Да и зачем тротуары в здешней архитектуре, когда все живут за заборами?

От прекрасной архитектуры в Затверечье осталось несколько каменных двухэтажных домов, да пара хороших деревянных, да еще спуск к Тверце, где был каменный мост, по которому любила прогуливаться жена местного губернатора Екатерина Павловна, четвертая дочь императора Павла I и Марии Федоровны.

Взбунтовавшийся в начале ХХ века плебс сначала убил хозяев этих милых домиков на чистых улицах, потом ликвидировал частную собственность, сделав их коммуналками. Без частной собственности дома быстро ветшают и рушатся.

Потом этот район бомбили фашисты, но так и не смогли захватить. На руинах после войны возникли деревенские слободки, куда из карельских деревень перевозили избы бывшие крестьяне, рекрутируемые на стройки социализма. Сейчас некоторые места напоминают помойки.

Чтобы вернуть к жизни этот самый престижный район Твери нужно исполнить три правила:

1. В районе не должно быть заборов ни при каких обстоятельствах…

2. Дома должны быть только двух- и трехэтажные, при этом первый этаж на всей площади должен иметь общественные помещения для кафе и ресторанов, гостиниц, предприятий малого бизнеса…

3. От каждого дома должен быть свободный проход до любого места рек Волги и Тверцы и любой местной церкви… Нигде не должно быть препятствий для самого короткого пути.

 

Проблема вторая. Старики никому не нужны

В России огромна смертность мужчин. Это потому, что в нашей стране старики (мужчины) никому не нужны. Им нет места в малогабаритных квартирах, у них нет компаний и личного пространства, где бы они могли посмотреть футбол, поиграть в шахматы или поговорить о политике.

Мы все были в Европе, где видели огромное количество дедов, сидящих с утра до ночи в уличных кафе с газетами и кофе. У стариков есть социальная ниша в западном обществе, поэтому они живут долго. А у нас? Когда-то у нас в каждой деревне и на каждой улице были чайные. Но потом все исчезло. Почти полвека стариков у нас в России не было: они или погибли на войне, или сгинули в сталинских лагерях. Но сейчас демографическая ситуация изменилась. Мой совет девелоперам изучать антропологию – создадите среду обитания для стариков, и ваш район резко возрастет в цене.

И очень важно, чтобы было где посидеть старушкам. Когда старушки сидят на лавочках – все под приглядом: меньше преступность, безопаснее на улице детям.

Для организации общественных пространств для стариков в Твери должна быть реализована определенная программа. Только надо помнить, что нынешние старики и старушки не такие, как прежде. Они выросли на «Битлз», до сих пор носят патлы и джинсы, и всякого чиновничьего «фуфла» в виде художественной самодеятельности в местном ДК насмотрелись вдоволь и на него не падки. Среду для их обитания должны оборудовать не провинциальные деятели, а настоящие профессионалы со вкусом. Со старушками проще: им нужны лавочки.

 

Проблема третья. Город – не монастырское кладбище

В любом современном социуме есть ритуалы, которые надо соблюдать. Например, в Европе по воскресеньям семьями ходят в церковь. Наряжаются и идут на мессу. Причем устройство и православных, и католических церквей практически одинаково. В церкви оборудованы деревянные кресла, служба понятная. Часто в ней принимают участие сами горожане, включая детей. После службы часто можно увидеть прихожан вместе со священником в ресторанчике напротив, где бабушки и дедушки в инвалидных креслах, два поколения взрослых и много детей вместе проводят несколько часов. Это воспитывает уважение и эмпатию.

В окрестности Пожарной площади в Твери несколько церквей, но большинство из них закрыто, ибо туда никто не ходит и там нет ни прихода, ни священника. Работает только храм в монастыре святой Екатерины. Настоятельница здесь игуменья Юлиания, финка по национальности, женщина умная и приятная.

Но монастырь имеет конфликт с местными жителями. Недавно монашки перегородили высоченной каменной стеной улицу Кропоткина, жителям удлинился путь до моста через Тверцу. Понятно, во всяком монастыре у настоятельниц пробуждается инстинкт собственников и землевладельцев, но надо помнить, чем однажды уже закончился для церкви такой азарт к деньгам и собственности. Во многом из-за страсти монастырей к расширению своих земельных владений разъяренные рабочие и крестьяне громили недавно монастыри и церкви. Иисус же другому учил. Церковь – это люди, а Бог, как, впрочем, и Сатана, живут в потаенных уголках сознания людей.

Екатерининскому монастырю отписали еще и отреставрированную за госсчет церковь Сергия Радонежского – монашки опять загородили ее железным забором и закрыли на замок, тем самым испортили архитектурный ансамбль Пожарной площади, заставив людей идти в обход по грязи. Неправильно все это.

Мы не можем заставить РПЦ повернуться лицом к людям и начать исполнять заветы Иисуса Христа. Однако Церковь – это мы все вместе… А заборы вокруг церквей должны быть снесены, Тверь не надо превращать в монастырское кладбище – здесь живые люди.

Поэтому еще одно правило для живого города: монастыри и церкви должны быть всегда открыты и ни в коем случае не огораживаться заборами. Заборы на погостах, в живом городе заборов вокруг церквей и монастырей быть не должно.

***

Вот такие нехитрые правила, которые позволят город Тверь сделать комфортным для живых людей. Но начать надо с тротуаров.

За последние пять лет, как объявили на прошлой неделе в областном правительстве, из Твери уехало около 45 тысяч молодых людей. Может, пора об этом не просто говорить, а менять ситуацию?



Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Геннадий Климов

28 0
Лента новостей
Прокрутить вверх