Два крыла «Чайки». Русские и белорусы обсудили совместные проекты на даче Бялыницкого-Бируля в Тверской области

29.04.2018, 19:27

В апреле Дом-музей художника Витольда Бялыницкого-Бируля в Тверской области (дача «Чайка» в д. Кусково, что неподалеку от Удомли) посетили участники экспертно-медийного тура, организованного постоянным комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня», – художники, работники культуры, журналисты из России и Беларуси. На встречу приехал госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Гостей ждала познавательная экскурсия по парку. Земля только-только освободилась от снега, и пробуждение природы стало ощутимее. Именно такую пору, весьма сдержанную и непритязательную по цветовой гамме, художник Бялыницкий-Бируля любил запечатлевать на своих пейзажах.  

Пояснения по объекту культурного наследия «Памятник истории «Музей-дача «Чайка» дала директор ГБУК Тверской области «Тверская областная картинная галерея» Татьяна Куюкина.

 

Репин и Бируля: мы – к вам, вы – к нам

Еще не так давно «Чайка» могла запросто погибнуть, но неравнодушные к культуре люди не дали этому случиться. Экскурсию по многочисленным комнатам двухэтажного деревянного дома провела его хозяйка и хранительница Елена Тимакова, внучатая племянница знаменитого художника, уроженца Могилевщины, жившего и творившего на берегах озера Удомля.

После интересной экскурсии журналисты взялись за свое дело – стали засыпать вопросами главных действующих лиц российско-белорусского мероприятия.

– Роскошная усадьба, хорошо отреставрирована, восстановлена в первозданном, наверное, лучшем виде. По крайней мере, внешне, – поделился своими впечатлениями госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. – Внутреннее убранство, мебель – многое в свое время перебралось в музей в Могилеве. Это в определенном смысле спасло те музейные ценности, что тут были. В атмосферу этого дома внесен огромный вклад – не просто специалистов, но и людей, которые любят его, всех, кто здесь жил и творил. Эту атмосферу удается сохранить, и это – самое главное. Это не только музей, но и просветительское место.

Григорий Рапота рассказал о будущих творческих контактах в рамках Союзного государства, в частности о возможной встрече музейщиков России и Беларуси в Музее-усадьбе Ильи Репина в Здравнево под Витебском, о «Славянском базаре».

Обе стороны заинтересованы в том, чтобы сделать контакты между россиянами и белорусами в этой области более тесными. На даче «Чайка», так же как и в Здравнево, уже проводились пленэры художников. Кстати, приехавший в тот день генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов был участником такого пленэра.

– Мы должны создать условия для сотрудничества, а уж как этим воспользуются люди творческие – это их желание и стремление, – сказал Григорий Рапота. – Мы сегодня с Владимиром Ивановичем обсуждали возможные сценарии встречи в Здравнево, ее содержательную часть. Дело идет к тому, что мы там соберем музейщиков, тех, кто работает с историческими документами художников. Проведем круглый стол – это будет встреча заинтересованных людей, которым есть что сказать. А Здравнево под своей сенью приютит нас. Что касается «Славянского базара», то проговариваем возможность пригласить туда вологодских кружевниц. Это древнее, совершенно уникальное искусство.

Вместе с белорусскими гостями Григорий Рапота посадил в парке сирень – любимое растение Витольда Бялыницкого-Бируля, – специально для этого случая привезенную с его родины.

Вечером на даче «Чайка» прошел круглый стол на тему «Бялыницкий-Бируля – общий культурно-исторический феномен двух народов».

 

«Намоленное» место: Чехов, Шаляпин, Левитан

Елена Тимакова, заведующая филиалом ТОКГ, Центра культуры и искусства «Дача художника В. Бялыницкого-Бируля «Чайка»:

– Возрождать культурные связи с Беларусью на государственном уровне музейщики начали еще в начале двухтысячных. Как раз зарождалась жизнь в нашем музее «Чайка», и белорусские коллеги часто к нам приезжали.

У нас много общего в прямом смысле этого слова. Многие экспонаты, которые раньше были в нашем музее, в 1970-е годы с разрешения Министерства культуры СССР были вывезены в могилевский музей В. Бялыницкого-Бируля, который является филиалом Национального художественного музея Республики Беларусь. Тогда «Чайка» стала медленно разрушаться. Однако в 2013 году в нашем музее закончилась реставрация, и мы снова начали активно принимать гостей.

Хотелось бы плотнее сотрудничать с коллегами из Беларуси. Мы много общались с Владимиром Прокопцовым, генеральным директором Национального художественного музея Республики Беларусь, и пришли к некоторому паритету. Все-таки у нас дом, историческое место, где собирались художники того времени – Константин Коровин, Алексей Степанов, Абрам Архипов… К тому же эта дача была построена по проекту самого Бялыницкого-Бируля. Дочка художника была актрисой, и там часто гостили такие видные деятели, как Федор Шаляпин, актриса Ольга Книппер-Чехова. Когда я веду экскурсию, то называю наш музей «Тверское Абрамцево». Здесь был центр притяжения культурной элиты того времени.

В наших планах – проводить больше международных мероприятий в сотрудничестве с нашими белорусскими коллегами, организовывая процесс двухстороннего культурного общения.



Биография выдающегося художника

Витольд Бялыницкий-Бируля (1872–1957) родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине.

Начальные уроки живописи получил в школе. Занимался в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества.

Знакомство с Исааком Левитаном, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника.

С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега» был отмечен золотой медалью.

В 1904 году В. Бялыницкого-Бируля избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), в 1908-м он удостоен звания академика живописи.

В 1912 году недалеко от мест, где работал Исаак Левитан, он построил дачу «Чайка». Озеро Удомля и его окрестности послужили сюжетами для многочисленных этюдов художника.

В 1944 году получает звание народного художника Беларуси, в 1947 году становится народным художником России и избирается действительным членом Академии искусств СССР.

В. Бялыницкий-Бируля – непревзойденный мастер весеннего пейзажа. Известно более 200 его полотен, где отображено пробуждение природы, ее обновление. Он был тонким знатоком природы, хорошо понимал ее состояние, подмечал оттенки и показывал цвет в динамике, постоянном изменении. Он всю жизнь писал землю, воду и небо, используя всего три-четыре краски.

Умер художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Белыничах и Могилеве действуют два художественных музея имени академика живописи В. Бялыницкого-Бируля, где экспонируются десятки оригинальных полотен художника. В Белыничском районе постоянно проводятся пленэры с участием художников из Москвы, Костромы, Минска, Могилева, Белынич.


Для ржевского мемориала не найдут достойного скульптора

Григорий Рапота ответил на вопросы журналистов о создании ржевского мемориала Советскому солдату – защитнику Отечества.

– Первый тур прошел, но выбор не был сделан. Объявлен второй тур конкурса. Скоро будут подводиться итоги. Представлено 19 работ, в том числе четыре из Беларуси. Если что-то заинтересует участников оргкомитета, то, может, выбор и будет сделан. Если нет – будем продолжать работу, с этим торопиться не надо.



Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Александр Арсенов

41 0
Лента новостей
Прокрутить вверх