Умная Тверь. Шанс деградирующим русским городам дают технологии Smart City

15.05.2018, 12:52

Сегодня мы наблюдаем в России эксцесс милитаризма, когда военные занимают непропорционально много места во власти и в обществе, когда девочки еще по традиции хотят замуж за офицеров, а народ согласен на любую войну, даже ядерную. Но это последняя агония. Это агония коллективного бессознательного эпохи войн, которая уже миновала. Грядет новое время умных государств, умных городов, умных производств, даже умных вещей – и этого не избежать. Грядущее имеет непреодолимую силу.

Деградация вокруг Москвы

Уже через десяток лет вместо военных карнавалов ко Дню Победы мы увидим фестивали программистов с ноутбуками и парады роботов, созданных школьниками. А девочки посмышленее уже сейчас ищут не офицеров, а программистов.

Человеческое общество, как коктейль, разделяется. В некоторых местах люди устремляются в заоблачное будущее, богатеют и умнеют, их продолжительность жизни растет, а на их фоне народные массы огромных территорий сталкиваются с упрощением и деградацией всего: образования, медицины, экономики, культуры. Здесь неизбежно все рушится, люди уезжают и вымирают. У каждого остается выбор, где ему и его детям оказаться.

Провинциальные города в окрестностях Москвы сегодня стремительно пустеют и глупеют. Стимулируют этот процесс прежде всего местные власти. Контроль над всеми проявлениями свободы слова, монополизация почти всех секторов бизнеса коррумпированным чиновничеством, кумовство при комплектации органов власти «выталкивают» молодых и инициативных в Москву или вовсе за рубежи родины, где возможности для открытия бизнеса и карьерного роста существенно выше.

Качество человеческого «ресурса» вокруг Москвы неуклонно падает, и со временем этот процесс может приобрести необратимый характер. Уже сегодня в Твери индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) значительно ниже среднероссийского, а ведь недавно это была столица программистов Советского Союза, где, например, разрабатывалось программное обеспечение знаменитых российских систем ПВО.

Потребность Москвы в рабочей силе привела к появлению специфической (не имеющей аналогов в мире) экономики «спальных регионов», ежедневно поставляющей в Москву рабочие руки. Эти изнурительные для человека миграции приводят к расточительному использованию трудового потенциала страны, сокращению жизни и окончательной деградации таких городов, как Тверь. Но особенно страшны последствия такой политики в малых городах типа Кимр, Конакова, Торжка, Дмитрова, Вышнего Волочка, Клина, Волоколамска и др.

Многое определяет интеллектуальная элита этих городов. Как ни странно, но успех города зависит не от финансовых возможностей, месторасположения или других факторов. Успех города зависит исключительно от того, что творится в головах его жителей, поэтому чрезвычайно важна роль СМИ и сети распространения знаний. Поэтому если Тверь, Великий Новгород или, скажем, Псков намерены заявить свои претензии на сохранение себя в новом глобальном мире как значимого места, они должны предложить миру совершенно грандиозный по своим мировоззренческим последствиям проект, который не смогла бы спрятать в своей тени превосходящая Москва.

И, пожалуй, главным сценарием позитивного будущего для этих территорий является создание проектных офисов умных городов.

 

Иерархия или сети?

Зашел у меня с коллегой спор о том, на что надо ориентироваться при проектировании будущих умных городов (и я бы сказал даже умных государств). Я сейчас финансирую создание SIS – суперинтеллектуальных иерархических систем, которые должны будут стать базисом умного будущего. Мой коллега же считает, что умные города должны считаться с иерархиями (и с их безусловной силой – эффективностью трансакций). Но их надо пронизывать тем, что и есть суть: «мягкая сила», саморегуляция, эмпатия и синергия, то есть, безусловно, энергия иного порядка и силы, которая… антииерархична по сути! Ума-то и там и там с избытком, но вот энергии в «антииерархиях» (их по-разному называют: agile, сообщества, сети…) – много больше!

Для людей прогрессивных и либеральных взглядов утверждение моего коллеги кажется, наверное, бесспорным. Но давайте посмотрим по сторонам. Разве вы не замечаете, как стремительно глупеет российское общество после появления «Одноклассников», «ВКонтакте» и т.п.? «Народные массы» уже живут в вымышленном мире своих иллюзий, в котором американцы никогда не летали на Луну, татаро-монгольского ига и сталинских репрессий не было,  Гитлера победил Сталин в результате веселой прогулки на Берлин с георгиевскими ленточками, а Рузвельт и Черчилль примазались к победе, в советских магазинах было у них всего экологического и вкусного завались, а российская армия и экономика самые сильные в мире. Это мифотворчество масс, которые сами себя изолируют от реальной действительности. Весь мир у них делится на хороших наших и плохих не наших – результат предельного упрощения сознания, возвращения в архаичное варварство.

Это индуцирование глупости приобрело катастрофические для нации масштабы. Ситуация усугубляется тем, что официальная государственная пропаганда сдалась под давлением народного мифотворчества и цинично эксплуатирует его в своих сиюминутных целях. Стратегически же страна катится в тартарары. Кстати, такого массового оглупления народа в той же Западной Европе мы не наблюдаем – там существует множество других культурных кодов солидарности, межличностной коммуникации и хорошее гуманитарное образование, что не позволяет обществу впадать в маразм.

Поэтому на смену народным социальным сетям должны прийти закрытые элитарные интеллектуальные иерархии со встроенными фильтрами фейков, закрытыми социальными стратами, уровнями допуска. Известно, что научные знания и новые технологии являются обычно продуктом не отдельных исследователей, а интеллектуальных хабов, где коллективный разум позволяет быстро умнеть всем. Мы видим этот эффект, например, в узком сегменте «Фейсбука», где собралась либеральная российская общественность и где за последние пять лет, по существу, сформулирована качественная наука об обществе в разных ее аспектах: начиная с социальной психологии и заканчивая религиоведением и семиотической антропологией.

Для организации подобного рода «эффектов» в умных городах и в умных государствах нами создается IT-платформа. Мой проект по созданию суперинтеллектуальных иерархий SIS, наконец, запущен. Нашелся военный НИИ, связанный с IT, с которым мы создали команду проектировщиков. Мне даже не понадобился на это инвестор. Своих денег оказалось достаточно – инвестор и заказчик я сам, что значительно упрощает дело. И еще работают две молодежные команды над разными частями проекта. Все из Твери. К концу года запускаем его в применении к СМИ и издательствам. Будем на них испытывать.

Это распределенный интеллектуальный проектный хаб, к которому может подключиться любая редакция, любой журналист, любой рекламщик. Вы получаете доступ к глобальному рынку контента, рекламы или просто сможете «майнить», меняя свою честность и интеллект на деньги. Главное в системе – принцип честности. Соврешь единожды и навсегда попадешь в список неблагонадежных. Поэтому в SIS – только правдивая информация, и не надо тратить энергию на разоблачение фейков. Здесь их просто нет.

Иерархии позволяют создавать свои «полянки» по интересам, и думаю, что скоро SIS станет основой для корпораций ученых, инженеров, артистов и режиссеров… Думаю, что такие проекты мы тоже запустим к концу года. К счастью, маргинальная часть интернета все это не увидит, и вам не будет необходимости чистить ленту от дурацких комментариев. Мы создаем умное общество. Неумные и хамы в SIS будут сразу утилизироваться.

Поэтому все же думаю, что будущее за умными иерархиями.

 

Мы входим в умный и глобальный мир

Мне кажется, самое время поговорить об умных городах и регионах, ибо мы планируем начать интеграцию IT-проектов, применимых в этой сфере, уже в следующем году. Я сейчас формулирую принципы умных городов и умного ЖКХ, и, если вы с ними будете согласны и у вас есть что-то предложить, я готов вникнуть в ваш проект и встроить в общее пространство…

Умный город, по моему мнению, практически ничем не отличается от умной фабрики. Различие только в том, что умная фабрика производит прибавочную стоимость, а умный город, как атомный реактор, обеспечивает устойчивость социума и восполнение населения. Города бывают растущие и деградирующие. Все зависит от степени сбалансированности городской иерархии. То же самое касается растущих и умирающих государств.

Как и в умных фабриках, в умных городах имеется четыре иерархических уровня.

Нижний уровень – это многослойная среда обитания людей, городской флоры и фауны. Особое внимание при планировании городов нужно уделять лошадям, собакам и кошкам – если им комфортно, то людям точно комфортно.

И все же здесь прежде всего живут люди. Они ходят по дороге, а под дорогами под землей проходят различные кабели, трубы, тоннели, находятся археологические охраняемые зоны и много чего еще. Люди рождаются, растут, играют в песочницах, ездят на велосипедах, гуляют, дышат воздухом, пользуются общественным транспортом или личными автомобилями, учатся, работают, развлекаются, влюбляются, ссорятся и иногда умирают или уезжают. Чтобы все это оцифровать, лет 30 назад появились геоинформационные системы (ГИС) – пространственные базы данных со встроенными редакторами растровой и векторной графики, различные средства пространственного анализа данных.

Помню, что в мэрии Твери был создан отдел ГИС, куплены приличные компьютеры и иностранное программное обеспечение. Прошло 20 лет, и я не уверен, что этот отдел существует. Во всяком случае, в Твери под окнами местного губернатора недавно улицу Володарского закатали добротным асфальтом, а через неделю там стали ее рыть, ремонтируя теплотрассу. В общем, в Твери местные начальники сначала писают, потом трусы снимают. В умных городах, где развернуты ГИС и оцифрованы коммуникации, а графики ремонтов рассчитывают компьютеры, делают все наоборот: сначала теплотрассу ремонтируют, потом асфальтируют. Согласитесь, что так логичнее.

Пространство для жизни – многослойный уровень: есть еще сфера услуг и торговли, есть места, где учатся и работают, есть зоны активности и зоны порядка. За порядком следят не только полицейские, но и камеры видеонаблюдения или просто старушки на лавочках. В умных городах даже старушки «оцифрованы», ибо рядом с ними всегда меньше преступность и безопаснее гулять детям. Суть цифрового города в том, что все эти факторы были географически сбалансированы и оптимизированы. IT-технологии могут экономить огромные ресурсы не только муниципалитета, но и местного бизнеса. ГИС может подсказать, где экономически выгоднее строить магазин или прачечную, а где ничего строить не надо. Умное управление всегда сводится к нескольким простым действиям: соблюдению регламентов и оптимизации принимаемых решений.

Но самое главное в городе – это люди. Собственно, для их комфорта и гармонического развития и существуют города. Качество любого города можно определить тремя факторами: ростом населения, ростом инвестиций и ростом туристического потока. Туристы едут только туда, где самим жителям хорошо.

Сегодня, в век электронных карт и смартфонов, о каждом человеке накапливается огромное количество данных, по которым можно сделать точный психологический портрет. Но зачем он нужен? Сейчас эти данные используют только полицейские для поиска преступников и террористов и рекламщики, чтобы впарить вам что-нибудь «по душе». Но в умных городах, которые обрабатывают эти данные средствами нейросетей, появляется достоверная статистика для планирования города: можно строить или закрывать ясли и школы в зависимости от демографической ситуации, оптимизировать маршруты общественного транспорта и многое другое.

Кажется, что люди такие разнообразные, но скажу вам по секрету, что независимо от цвета глаз, волос и кожи, национальности и народности на Земле есть всего 33 ментальные страты. Помните у Пушкина: 33 богатыря и с ними дядька Черномор? Черномор – это небольшая часть людей, которую невозможно отнести ни к одному классу. Анализируя «большие данные», в умных городах можно следить, чтобы врачами работали люди с необходимыми качествами, прежде всего с медицинскими знаниями и эмпатией – способностью сострадать людям, – а учителя любили детей и были прогрессивных взглядов. Чиновники тоже должны быть современные и ориентированные на перемены. Это в умных городах возможно. Прошу айтишников приходить ко мне на переговоры, мы с вами можем сделать конкурентоспособный продукт, например, для решения этой задачи.

Второй уровень. Здесь осуществляются изменения. Это уровень оперативного управления, где работают компании по обслуживанию города. Для них должна существовать единая цифровая платформа, на которой распределяются городские подряды, осуществляется средствами IT контроль за фактическим выполнением договоров, вплоть до мытья окон в конкретных поездах, и за вывозом мусора, соблюдением нормативов и технических регламентов.

Программные комплексы делают совершенно невозможной нынешнюю ситуацию в Твери, когда в мэрии и в ее муниципальных «конторках» получают зарплату более тысячи белых воротничков и «подснежников», не делающих ровно ничего, а реальных дворников насчитается едва ли десяток. И это на 400-тысячный город!

На втором уровне все, кто осуществляет изменения: строители, архитекторы, транспортники, рекламные агентства, местные СМИ, инвесторы, организаторы культуры и образования, руководители учебных и лечебных учреждений, местный бизнес.

Третий уровень – это один из самых высоких уровней городской иерархии. Обычно в наших российских умирающих городах его нет. Его необходимо создать, если город не собирается чахнуть, а хочет продолжить жить. Здесь происходит планирование изменений. Здесь самые главные – инженеры и антропологи. Здесь разрабатываются технические регламенты и технологии уборки улиц, планируются инвестиции.

Внутри умных фабрик, да и просто современных заводов, это делают автоматизированные системы технологической подготовки производства – АСТПП. Для завода они разрабатываются уже лет тридцать, но для городов этого никто не делал.

В Твери за последние 18 лет было семь мэров. Каждый приходил к власти, после чего город первые годы утопал в пыли и грязи (сегодня Тверь опять помойка). Мэры учились убирать город несколько лет, но к тому времени, как у них что-то начинало получаться, их снимали. И опять все начиналось сначала.

Если в Твери меняется директор местного вагонзавода, то что – они учатся делать вновь вагоны? Отнюдь. У них есть технические регламенты и технологические инструкции, по которым они действуют. Точно так же в городе должно быть технологическое бюро, которое разрабатывает регламенты уборки улиц, мытья подъездов, организацию пассажирских перевозок, улучшения качества жизни, контроля качества услуг.

На этом же уровне находятся ведущие журналисты и специалисты по связям с общественностью, так как без поддержки общества невозможно производить эффективных социальных изменений.

Четвертый, высший уровень городской иерархии состоит из губернатора или мэра и малого круга стратегов. Их задача – формулировать проекты развития, устранять дисбалансы, следить за федеральным и глобальным мейнстримом. Они ищут ресурсы развития на внутреннем и внешнем рынках, создают имидж региона, строят коммуникации с федеральным центром, выстраивают стратегию на зарубежных площадках. Это уровень, где меньше всего цифровизации и искусственного интеллекта, но он не бывает эффективным, если на нижних уровнях хаос.

Выстройте четыре уровня иерархии, и вы получите умный город. Просто сказать, но непросто сделать. Здесь много работы и возможностей для стартапов. Приходите, кто планирует свой успех хотя бы на несколько лет вперед. Можно, конечно, мечтать завоевать мир самому и в одиночку, но практика показывает, что побеждают только проектные хабы, где каждый капитализирует свой продукт, делая общий и единый мир лучше.

 

Вам кажется все это фантастикой?

Есть понятие «узкий искусственный интеллект». Много примеров, где машина решает интеллектуальную, но очень узкую задачу с огромным перевесом над человеком. Программа AlphaGo выиграла, например, у чемпиона мира по го с разгромным счетом. Это нормально и, в общем-то, привычно. Оптимизационные решения, которые мы внедряем в практику управления заводами, городами и регионами, должны работать лучше чиновников, иначе в них нет никакого смысла.

Вспомните предыдущие смены технологических укладов, связанные с появлением электричества и компьютеров. Где внедрено электричество? Да оно повсюду! То же самое случилось и с компьютерами. У каждого из вас в кармане мобильный телефон-компьютер.

С самообучающимися умными технологиями будет то же самое. И не пугайтесь. Среднестатистический человек совсем не разбирается, скажем, в устройстве на клеточном уровне коровы. Пусть даже он крестьянин. Разве этот факт кого-то беспокоит? 99,9% людей не понимает, как устроен компьютер, но это не мешает им оплачивать счета через смартфон. То же произойдет и с умными технологиями. Они уже рядом, но вы даже не заметите, как они будут управлять вашими городами.

И чем скорее ваши руководители откроют новому двери, тем больше шансов у ваших городов сохраниться.



Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Геннадий Климов

50 0
Лента новостей
Прокрутить вверх