В Твери уже пять лет существует музыкальная группа Kreiviskai (прусс. – по-кривски, кривичское). Ребята занимаются возвращением забытой тверской музыкальной аутентики, мифологии, истории. Этой весной они анонсировали выпуск второго альбома Nonregnum, который увидит свет 25 мая. «Караван» поговорил с участником группы Марком Бариновым.
«Музыка – это способ рассказать о забытом»
– Наша музыкальная группа появилась на базе этнокультурного объединения «Твержа», – рассказывает Марк. – Мы долгое время занимались изучением истории тверской земли, у региона огромный потенциал: исторический, культурный, экономический, но он никак не задействован. В нескольких альманахах мы рассказывали об этом в формате научно-популярных статей. Но за время исследований мы открыли для себя многие музыкальные материалы, которые трудно представить в альманахе.
– И поэтому вы решили создать группу…
– Да. У нас в Тверской области, как и везде, изучают этнографию, ученые еще совсем недавно активно ездили по деревням, собирали фольклорный материал. Однако этот материал редко воплощается во что-то интересное кому-либо, кроме них самих. Можно брать музыку и играть строго, как бабушка сказала. А можно взять народное творчество и добавить в него современного звучания, актуализировать. Нужно сделать эти материалы доступными для более массового слушателя. Этнографы ревностно относятся к собранным материалам, объявляя их своей собственностью, и порой сложно объяснить, что это принадлежит не им, а народу.
Мы объединились ради того, чтобы не только сохранить определенный материал, но и придать ему новую жизнь. Так получилось, что в нашей группе нет людей, у которых есть желание выступать на сцене. Музыка для нас – это просто еще один способ рассказать о забытом. Нам было бы неинтересно делать музыку ради музыки, хотя это, безусловно, тоже имеет право на жизнь. Нам интересно именно помещать в нее философский, культурный и исторический подтекст.
– У кого-то из вас было музыкальное образование на тот момент?
– Только у моей жены Даши. У нас сформировался, можно сказать, семейный квартет. Мы с женой и Евгений и Рина Смолины. Купили старинные инструменты: гусли, дуду, гудок, колесную лиру, рожок, барабаны, флейту, дарбук, варган и т.д. Затем с нуля научились играть. Конечно, научились на таком уровне, которого было бы достаточно, чтобы сформировать музыкальное полотно, к академичности мы не стремились.
«Треки альбома пронумеровали историческими датами»
– В первом альбоме Zemmis Supnai (прусс. – сны земли) мы касались дохристианской истории тверской земли, но там присутствует и более поздний фольклор. Альбом построен в виде годичного календарного цикла, в треках представлены обряды разных времен года. В Zemmis Supnai традиционные тверские мотивы переплетаются с элементами жанров ambient, dungeon synth, neofolk, martial.
– А песни писали сами или брали фольклорные?
– В этом альбоме много фольклорного, например трек Malduns be mergas, как и некоторые другие, это тверская фольклорная песня. Некоторые мы сами придумали. Во втором альбоме Nonregnum мы уже перешли к теме потерянного для современности тверского Средневековья. Она очень мало изучается в школе. Обычно рассказывается только, что Тверь проиграла в соперничестве с Москвой, минуя всю уникальность и самобытность великого княжества Тверского.
Треки в Nonregnum пронумерованы историческими датами. В нем 11 треков, первый нумеруется первым упоминанием Твери – 1135 год, а последний – присоединением Твери к московским землям – 1485 год.
– В новом альбоме тоже использовали фольклорные песни?
– В этом альбоме их меньше, там много наших песен, использовали также отрывки текстов других исполнителей, а в некоторых треках цитаты из летописи. В создании альбома приняли участие представители других групп: тверские коллективы «Компас маури», Hagl, московский Arcanorum Astrum и белорусский Pragnavit.
На мой взгляд, этот альбом намного сложнее. Там остались этнические инструменты, но практически нет фольклора, инструменты звучат современно. Все треки записаны в разном стиле, и сочетают в себе переплетения таких направлений, как martial, neoclassic, post-fоlk, darkwave и даже black metal.
– Я так поняла, что альбом выходит в двух вариантах?
– Да. Есть вариант А5, стилизованный под книгу, а есть коллекционная версия, которая содержит большое количество разных «артефактов», таких как гравюра ручной работы, реплика тверской средневековой монеты и многое другое. Купить можно у нас напрямую.
Цены мы формировали практически исходя из себестоимости, а если учитывать комиссии, даже ушли в минус. Это абсолютно не коммерческий проект. Подобный «люксовый» вариант оформления альбома – это не попытка заработать, а попытка в очередной раз показать значимость того, чему посвящен альбом. Зарабатывать на музыке можно, если ты гастролируешь с выступлениями, мы же не выступаем вообще.
«В Твери сегодня нет Твери»
– Интересно рассказывать все это через музыку именно в Твери, потому что тут это почти никому не интересно. Некий парадокс получается, – говорит Марк. – Люди, которые занимаются историей и фольклором, часто ассоциируют себя исключительно с русской историей, используя общепринятые сюжеты. Это тоже должно быть, но обидно, что в Твери сегодня нет Твери, хотя так почти везде по России. Один город практически невозможно отличить от другого. У нас все смешалось, поэтому хочется прибавить тверского, чтобы было больше своей истории, аутентики, праздников, личностей, событий. Это обогатило бы русскую культуру. У каждого региона есть своя история и культура, если бы это рассказывалось и культивировалось, было бы интереснее. Создавалась бы типологическая мозаика, мозаика маленьких культур, которые в совокупности и представляли бы русскую. Но везде хрущевки, везде проспекты Ленина, одинаковые памятники Пушкину… Сколько можно?
У средневековой Твери была очень самобытная, интересная история. Было много всего, о чем сегодня просто не говорят, так как историю пишет победитель. Даже тверской исторический факультет не написал за 30 лет ни одной монографии по Тверскому княжеству. Наверное, не хотят поднимать эти темы. Этим альбомом мы хотим показать, что у нас было богатое историческое прошлое. Была своя чеканка монет, свое кораблестроение, неповторимая идентичность и вещи, которые средневековый тверитянин ставил превыше жизни.
https://www.facebook.com/kreiviskai.tver
cold.dungeon.rec@gmail.com
Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822) 788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.
Екатерина Смирнова