В Тверской области 15 мая стартовали мероприятия, посвященные 265-летию Николая Львова: конференция, экскурсии, выставки, велопутешествия. Тверской Леонардо да Винчи является автором десятков сооружений в Торжокском районе, которые признаны шедеврами архитектуры. Однако вокруг усадьбы Знаменское-Раек, входящей в львовское наследие, в последнее время распространяется много слухов о незаконных работах и даже раскопках могил на территории. «Караван» поговорил с местными жителями и потенциальным инвестором.
«Остров сокровищ»
– В 2017 году на территории усадьбы Знаменское-Раек появился некий Дмитрий Бессарабов, заявивший о желании открыть здесь Академию Благородного Воспитательного Собрания, – рассказала Нина Беляева, председатель Общества имени архитектора Львова. – Право аренды он еще не получил, но к работам люди уже приступили. Так, вокруг церкви Знамения Божией Матери разрыли фундамент летом прошлого года, да так и оставили, сделав только хуже. В марте 2018 года мы добились того, чтобы церковь перешла в собственность общины.
Нина Михайловна неоднократно жаловалась в различные инстанции, в том числе в полицию, но в требовании возбудить уголовное дело было отказано.
– Кроме Райка, различные работы велись в деревне Переслегино, где находятся церковь Петра и Павла и церковь Александра Невского. С куполов пропали кресты, а рядом разрыты могилы, – говорит Нина Беляева. – Я предполагаю, что мальчики на самом деле ищут сокровища, хотя Дмитрий Бессарабов очень красиво рассказывал о своем проекте на заседании Тверского дворянского собрания.
Помощь «на правах соседства»
Дмитрий Бессарабов – человек в Тверской области новый, и, кроме вышеупомянутого заседания дворянского собрания, свои виды на усадьбу Знаменское-Раек, по-видимому, публично больше нигде не озвучивал. Логичным было наше желание услышать его позицию из первых уст.
– В Твери Бессарабову помогает Иван Капышев, – подсказала Нина Михайловна.
Представитель Академии Иван Капышев, которого легко найти в соцсети, предоставил редакции телефон Дмитрия Бессарабова. Дмитрий Валерьевич охотно согласился встретиться.
– Действительно, в наших планах открыть в Знаменском-Райке филиал культурно-образовательного центра Академии Благородного Воспитательного Собрания, превратив в центр дополнительного образования и повышения квалификации студентов и взрослых по экономике, гуманитарным дисциплинам и т.д., – обстоятельно начал Дмитрий Бессарабов. – До 2016 года усадебный комплекс реставрировала компания «Яхрома», в чьих помещениях мы сейчас находимся на правах аренды с середины ноября 2017 года. В частности, это спальный корпус – советская постройка, не представляющая культурной ценности. Раньше здесь располагался профилакторий «Центросвар», большинство инженерных коммуникаций всего усадебного ансамбля находится именно в этом здании.
– Объектов культурного наследия мы не касаемся, но нужно понимать, что мы находимся на смежной территории, в непосредственной близости к церкви и главному дому, а три четверти комплекса не огорожено физической оградой, – продолжил Дмитрий Валерьевич. – Росимущество распорядилось о передаче усадьбы АУИПиКу в сентябре 2017 года, и только в феврале этого года агентство официально вступило в право оперативного управления, выставив собственный пост охраны. Получилось, что несколько месяцев комплекс был бесхозным, и мы как доверенные лица «Яхромы» были вынуждены патрулировать собственную территорию и границы усадьбы со стороны реки и леса на правах соседства. Вы не представляете сложность ситуации на местности: несанкционированное проникновение стихийных охотников с ружьями в момент нахождения туристов, вандализм посетителей, в том числе в алкогольном опьянении, стремящихся порой в весьма агрессивной и решительной форме влезть в наши здания и в аварийные сооружения усадьбы. За свой счет мы установили уличное освещение объектов, а в новогодние праздничные недели постарались создать бесплатный праздник для туристов, украсив территорию уличной новогодней елкой с музыкой, и на своих участках расчистили парковку.
Как между соседями пробежала кошка
– Нина Беляева утверждает, что было вскрытие могил. Как вы это прокомментируете?
– На восточной стороне церкви исторически находится асфальтированная парковочная зона, где два века назад было кладбище. Что можно сказать? Асфальт на месте. Мы попросили местных жителей убрать с данной территории свои личные автомобили и не производить их ремонт, ликвидировать подтеки машинного масла, убрать рыболовные снасти и прочий хозяйственный хлам для благоустройства территории и гуляний туристов.
– С чего начался конфликт?
– По согласованию с нами и настоятелем Андреем Гайдаем был введен график доступа к храму с 9 до 17 часов шесть дней в неделю через технический подъезд, минуя основной парадный вход в усадьбу. Данные ворота служат для прохода к нашему корпусу через частный постоянный сервитут, а также для въезда технологического пожарного транспорта и вывоза отходов ТБО. В церковь можно попасть и через ворота у центрального входа в усадьбу, но местным жителям ближе идти здесь. Мы максимально открыто содействовали в помощи перед каждой службой, заранее производя расчистку дорожек, уборку в храме, постоянно привозили свежие цветы. В связи с введением охранного поста от АУИПИК и наведением порядка на территории был введен охранный режим.
Вначале все было хорошо, мы жертвовали в храм утварь и иконы, как современные, так и старинные, отец Андрей с радостью принимал их в дар и благословлял их на молебнах. Первым делом по специальному заказу на производстве в Софрино была изготовлена именная, очень дорогая храмовая икона Пресвятой Богородицы. На общем молебне ее разместили в своде западной части придела. Нами были куплены дорогостоящие иконы XIX века в храме в Завидове, попавшие туда от местных жителей, и ряде антикварных магазинов. На епархиальном складе Тверской и Кашинской епархии в Твери были закуплены храмовые подсвечники, лампады, различные принадлежности. Установлено электрическое отопление и светильники.
– Так из-за чего между вами произошла ссора?
– Однажды отец Андрей, к нашему сожалению, целенаправленно спровоцировал ситуацию. Регулярно нарушая оговоренное расписание, в проповедях местным жителям стал говорить о нашем личном интересе превратить усадьбу в дачу и забрать церковь в собственность. Нужно понимать, что для нас данные факты были весьма оскорбительны и все наши деяния были изначально добровольческими и совершались в пользу будущего восстановления храма, в котором находилось множество хлама от находящегося здесь магазина и столовой. Видимо, мы задели его самолюбие, и впоследствии он вырвал подсвечники из стен, снял все наши иконы и имущество и вынес на уличный проход. Мои попытки вернуть иконы на место до вмешательства в ситуацию руководства Тверской епархии увенчались агрессивным поведением иерея и едва не завершились дракой с его стороны в присутствии наших сотрудников и местных жителей. Найти адекватного понимания у юристов епархии не удалось, чтобы обсудить ситуацию и жить дружно. К сожалению, недавно мы приняли обратно все имущество и иконы, временно разместив их в спальном корпусе. Искренне надеемся, что они когда-нибудь вернутся в храм.
Также мы помогали храму отца Андрея в с. Марьино, оказывали поддержку его семье. В марте этого года храм в Райке перешел в пользование прихода на 40 лет. Отец Андрей с Ниной Михайловной хотят отделиться от усадебного комплекса забором. По нашему мнению, церковь – это сердце усадьбы, первая ее постройка, и большая ошибка их размежевывать.
– Зачем вокруг церкви проводились работы и почему они не были завершены?
– Академия к этому не имела никакого отношения, так как пришла в комплекс юридически только в середине прошлой зимы. Работы проводились сообща на волонтерских началах при участии местных жителей и прихожан по личному обращению иерея в Росимущество. Подчеркиваю, любые работы производились прихожанами при согласии отца Андрея по каждому этапу. Разве можно представить самоуправство в храме без настоятеля, даже если молебен проходит один раз в месяц длительностью 15 минут?
Расчистка цоколя вокруг фундамента храма сравнима с аналогичным снятием верхнего культурного слоя вокруг строений усадьбы, которые можно наблюдать, гуляя по территории. За два века культурный слой буквально утопил строения в земле, нанеся разрушительные биопоражения белому камню от осадков, под тяжестью стен они выдавились наружу.
Теперь, чтобы сделать отмостку, необходим проект и согласование с органом охраны культурного наследия, тем более что отныне община несет ответственность за церковь и имеет охранное обязательство по реставрации.
Спасти Переслегино от крушения и вандалов
– Что касается Переслегино, то этот уникальный объект творчества Львова интересен Академии для организации образовательных туристических поездок и копирных практикумов для художников-реставраторов, иконописцев, искусствоведов. Переслегино тесно связано сходными живописными элементами с залами главного дома в Райке.
Признаки объекта культурного наследия были выявлены только в августе – сентябре 2017 года, поэтому сейчас очистные работы там прекращены. Ранее на волонтерских началах мы успели сделать временную кровлю, чем спасли здание от обрушения в очень дождливое прошлое лето, произвели развал обрушений и укрепили подъездную дорогу.
Мы благоустраивали территорию, и информация о раскопках могил – это клевета. По словам местных жителей, несколько склепов вскрывались еще в советское время, в поисках металла. Большая часть металлической ограды была расхищена местными жителями и находится на сельском кладбище и братской могиле ВОВ. Более того, на предполагаемом кладбище, заросшем деревьями и бурьяном возрастом 40-50 лет, имеются прямоугольные участки, состоящие из железнодорожных шпал. Бывшие работники колхоза рассказали, что здесь находились весы для взвешивания зерна, которое хранилось в храме. Валежник прикрывает территорию, чтобы не привлекать внимания любопытных туристов, и нужен для безопасности от обрушения фасадов. Металлические связи, соединяющие здание, были спилены вандалами. Видно, что предпринимались попытки снять прогнившие кресты со следами фашистских пуль.
С помощью подъемного крана мы бережно сняли покосившиеся кресты и перевезли для хранения в Раек. Мы бы хотели их профессионально отреставрировать, позолотить и вернуть на место. Насчет же восстановления здания не нужно питать иллюзий, это невозможно, что и было обсуждено нами на совещании у главы Торжокского района в присутствии благочинного отца Николая. Объект находится в аварийном состоянии и остро нуждается в противоаварийных работах и консервации. Сейчас мы за свой счет обеспечиваем охрану и освещение объекта, его проветривание и просушивание. Доступ внутрь осуществляется только с разрешения главы сельского поселения. Зимой мы заказали нескольким организациям проекты противоаварийных работ для предоставления в орган охраны и получения разрешения.
***
В 2018 году Дмитрий Бессарабов ожидает проведения аукциона на аренду усадьбы Знаменское-Раек. В планах – противоаварийные и восстановительные работы на территории комплекса, которые в ближайшие несколько лет, по его словам, позволят проводить образовательный процесс в стенах усадьбы. Сейчас АУИПИК принимает меры для сохранения объектов культурного наследия, в частности, ведет работы по откачке грунтовых вод.
– Не нужно определять одно неизвестное другим неизвестным и верить слухам. Гораздо лучше убедиться во всем лично, посетив усадьбу совершенно бесплатно, – приглашает туристов Дмитрий Бессарабов.
«Караван» следит за развитием событий.
Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822) 788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.
Дмитрий Кочетков