Монгольское иго: 780 лет. Почему Русь сдалась без боя

29.05.2018, 15:33

Почему-то никто в 2018 году не вспомнил, что ровно 780 лет назад произошли события, которые определили судьбу всего европейского континента. В 1238 году войско Батыя разгромило 40-тысячную русскую армию. После этого пали Тверь, Торжок и Козельск. Наступили века татарско-монгольского ига.

Начало русского мира

Кто следит за моими публикациями, тот знает про новейшие научные исследования, которые открывают реальные события формирования русского этноса, – удивительные по своей глубине, трагизму и мистической жертвенности.

Первоначальная Русь самым непосредственным образом связана с историей Торжка и Твери, а также с христианскими рыцарскими орденами. Как считают современные ученые, именно с Торжка началось продвижение на восток в бассейн реки Волги христианских пилигримов, которые в 1015 году построили в Торжке первый в Европе «странноприимный дом» – первый христианский госпиталь.

В это время Торжок был пограничной крепостью Новгородской республики, где был призван князем Ярослав Мудрый. Для защиты Торжка у впадения реки Тверцы в Волгу был построен детинец для княжеских отроков – пограничная крепость на переправе. Со временем вокруг детинца вырос город Тверь (Тферъ). Строителями Торжка и Твери были члены христианского братства Ефрем Новотор и Аркадий Новотор.

Впоследствии дочь князя Ярослава Мудрого Анна станет королевой Франции, а ее дети и внуки создадут первые рыцарские ордена в Иерусалиме. Так что Торжок и Тверь можно считать родиной рыцарей-госпитальеров, великим магистром которого был, например, русский император Павел I.

Христианская Русь началась в Торжке. Этот город – родоначальник рыцарских христианских орденов Европы. Это надо помнить. Но история домонгольской Руси, базирующейся на торговых демократиях и лествичном праве, закончилась в 1238 году. Она закончилась там, где началась, – в Торжке. Сыновья Всеволода Большое Гнездо, мягко говоря, проворонили Русь.

 

Крах независимости Руси

Еще в 1207 году Чингисхан направил своего старшего сына Джучи на завоевание племен, обитавших к северу от реки Селенги и в долине Иртыша. При этом в состав улуса Джучи были включены и земли Восточной Европы, которые планировалось завоевать в дальнейшем.

31 мая 1223 года произошла битва на Калке, окончившаяся поражением русско-половецкого войска. В результате этой разведки монголы изучили будущий театр боевых действий, познакомились с русскими войсками и укреплениями, получили информацию о внутреннем положении русских княжеств. Из половецких степей войско ханов Субэдэя и Джэбэ двинулось в Волжскую Булгарию (современный Татарстан), где было разбито, и вернулось в Среднюю Азию. Подготовка к зимнему походу на Северо-Восточную Русь монголами была начата осенью 1237 года. Их войска группировались у Воронежа, куда стягивались и отряды, ранее вое-вавшие с половцами и аланами на Северном Кавказе.

Армия вторжения хана Батыя составляла примерно 60 тысяч всадников. Назад из похода на Русь в Монголию вернулось около 40 тысяч всадников. Осенью 1237 года войско Батыя появилось на южных рубежах Рязанского княжества. От разгромленной Рязани тумены Батыя двинулись по берегу Оки в направлении Коломны, разрушая приокские города: Ожск, Ольгов, Переяславль-Рязанский, Борисов-Глебов. Лаврентьевская летопись так описала разорение Москвы: «Взяша Москву татарове, и воеводу убиша Филипа Нянка за правоверную хрестьянскую веру, а князя Володимера яша руками, сына Юрьева, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца; а град и церкви святыя огневи предаша, и монастыри вси и села пожгоша и много именья вземше отъидоша…». Уничтожив Москву и разграбив окрестности, Батый повел войско на Владимир.

Город имел мощные укрепления – валы и стены «Нового города», стены «Мономахова города» и стены детинца. Однако за несколько дней до подхода владимирский князь Юрий Всеволодович с небольшой дружиной покинул город. Во Владимире остались семья Юрия: жена и сыновья Всеволод и Мстислав, а также часть дружины во главе с воеводой Петром Ослядюковичем.

Подойдя к Владимиру, монголы показали стоявшим на стенах князьям и дружинникам захваченного в покоренной Москве князя Владимира Юрьевича и потребовали добровольной сдачи города. Услышав отказ, они убили Владимира и начали осаду.

7 февраля защитники не смогли удержать бреши в стенах, пробитые штурмовыми орудиями, монголы ворвались в «Новый город» и подожгли его. Многие жители погибли в огне. Часть дружинников укрылась за стенами «Мономахова города», но и там они удержались недолго и отступили в детинец – последний оплот обороны.

Сын Юрия Всеволод с частью дружины сдались, но были убиты монголами сразу за стенами крепости. Средний сын Юрия Мстислав также погиб «вне града», но при неясных обстоятельствах, возможно во время вылазки. Монголы захватили детинец. Соборная христианская церковь, где укрылись великокняжеская семья, бояре и простые горожане, была сожжена вместе с людьми.

Вскоре разгрому подверглись многие другие поволжские города, но главные силы орды двинулись на Тверь и Торжок. Детинец в Твери продержался недолго.

 

Куда делись русское войско и великий князь?

Великий князь всея Руси Юрий Всеволодович Владимирский в 1238 году напрасно прождал брата Ярослава из Киева и племянника Александра Невского из Новгорода, чтобы дать бой ордынцам. Никто до сих пор не знает, почему они не пришли на помощь. Где происходило сражение русского и монгольского войска, тоже доподлинно неизвестно. Известно лишь, что отряд воеводы Дорожа с 3 000 воинов сразился с ордынцами на реке Сити и затем соединился с русскими войсками. Куда делось 40-тысячное русское войско, неизвестно.

Если сравнивать потери ордынцев в результате русского похода, то приходит на ум мысль, что никакого сражения вовсе не было. Русская армия просто разбежалась.

Река Сить протекает на северо-востоке нынешней Тверской области, где в те века были многочисленные артели, добывающие железо, и оружейные кузни. Это первородные земли древних семитов. Здесь единственное место, где была стычка ордынцев с тремя тысячами русских воинов воеводы Дорожа. Других следов сражения просто нет.

В летописях также есть упоминание о том, что ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера, в куче мертвых тел нашел погибшего князя Юрия. Он узнал его по княжескому одеянию, но туловище лежало без головы (обратите на эту деталь внимание – кто мог опознать человека без головы в княжеской одежде, если жена и все близкие родственники князя к этому времени были сожжены монголами во Владимире?). Тело Юрия епископ доставил в Ростов. Обстоятельства, описанные в летописях, позволяют усомниться и в гибели русского князя, и в гибели русского войска. Не исключено, что они просто ушли на север на берега Белого моря, влились в ряды поморских мореходов и закончили жизнь где-нибудь в Северной Европе в ранге наемников. В летописях обстоятельства гибели князя Юрия, скорее всего, фальсифицированы. И понятно почему. И еще одно обстоятельство: тело без головы и в одежде великого князя обнаружил епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера. Для справки: Белозерье на полпути от реки Сити до Белого моря. Не по поручению ли беглого князя Юрия действовал епископ Кирилл? В истории древней России мы видели уже несколько таких случаев с исчезновением князей и княжичей. Обычно они принимали сан монахов и уединялись на Севере.

 

Последняя цитадель…

Монголы 22 февраля 1238 года осадили Торжок, который был мощной крепостью на границе Новгородской республики. В городе, торговом и религиозном христианском центре, не было ни князя, ни дружины. Оборону города возглавили выборные посадники, а отражали штурмы сами жители города.

Торжок сопротивлялся больше двух недель – дольше всех. Бату-хан приказал всем отрядам, находившимся поблизости, спешить к Торжку. К городу подтаскивали осадные орудия. Это была первая европейская крепость, бастион рыцарей-госпитальеров, где ордынцы столкнулись с народным сопротивлением. Штурмы крепостных стен следовали один за другим. Госпитали переполнялись ранеными. Горожане надеялись на помощь парламентской республики Великого Новгорода, но помощь не пришла… Нанятый новгородским вече воеводой Александр Невский, оказалось, предпочел союз с ханами орды. «Но в сие несчастное время всякий думает только о себе», – писал Н.М. Карамзин.

Есть сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV князю Александру Невскому. В одном из них папа предлагает Александру координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Еще в 1236–1237 годах 200 воинов еще одной русской республики Псков участвовали в походе ордена меченосцев против Литвы, закончившемся битвой при Сауле и вхождением остатков ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена. Европа готовилась к монгольскому нашествию, мобилизуя рыцарей.

Участь Торжка была предрешена. Горожане изнемогали, отражая ожесточенные атаки монголов. И 5 марта 1238 года случилось неизбежное. Тараны в нескольких местах пробили стены города. Бату-хан приказал предать непокорный Торжок огню и мечу. «Иссекли всех – от мужского полу до женского», – сообщает летописец. Уцелевших защитников монголы преследовали, согласно летописям, до «Игнача-креста», от которого до Новгорода оставалось всего 100 верст. После этого орда повернула и ушла в степи. Создается впечатление, что поход Батыя преследовал единственную цель – уничтожить Торжок, цитадель христианских пилигримов.

Русь становится вассалом Монголии

Ярослав, другой сын Всеволода Большое Гнездо, прибыл из Киева во Владимир: «Он смирился перед ханом, и первый подал пример покорности, поехав на поклон к хану Батыю в Золотую Орду… Он исполнил все требуемые обряды: прошел между двух огней и поклонился тени Чингисхана. Его примеру последовали и другие князья».

В июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединенного ордена Герман Балк договорились о военных действиях вместе со шведами против Руси, ставшей вассалом монгольской орды.

Пройдет много лет, пока 22 декабря 1317 года у села Бортенево – между Тверью и Торжком – князь Михаил Ярославич Тверской разобьет объединенное войско московского князя Юрия Даниловича и темника Золотой Орды Кавгадыя. С этого момента начнется процесс освобождения от унизительного рабства. Но до окончательной победы понадобится около 300 лет борьбы европейски ориентированной русской партии против ордынских ставленников.

 

Так что произошло?

Что же произошло на северо-западе Владимиро-Суздальского княжества в 1238 году? Почему Русь сдалась без боя? До сих пор нет ясного ответа на этот вопрос. Почему великий князь оставил во Владимире жену, сыновей, дочерей на поругание ордынцам? Все они были убиты вместе с настоятелем христианской церкви, находившимся вместе с ними. Почему? Почему ордынцы, никогда не трогавшие христианских священников, здесь поступили иначе?

И, наконец, почему за 100 верст от Великого Новгорода ордынское войско повернуло обратно? Все ответы на эти вопросы, по моему убеждению, содержатся в тверском гербе.

Как выразился однажды заезжий из Москвы чиновник: «Странный у вас герб. Стул, на котором никто не сидит». Возможно, эта глубокая символика является идущим из древности пророчеством. И трон, пустующий на тверском гербе, кто-то займет. И жизнь тогда наладится.

Причины сегодняшних конфликтов и войн кроются в предательствах, произошедших в древности. Не удивляйтесь, но это так. Чем у нации глубже историческая память, тем чище ее коллективное бессознательное. Тем она успешнее…



 

Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

 

Геннадий Климов

202 0
Лента новостей
Прокрутить вверх