Приговорен к высшей мере. К 80-летию пика репрессий в Тверской области

09.06.2018, 14:10

Взяв власть 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года, большевизм в СССР опирался на грубую силу, подавляя инакомыслие и недовольство части населения в разных местах страны. Подозрительных объявили «остатками враждебных классов». В июне 1937 года нарком внутренних дел Ежов заявил, что «существует законсервированное контрреволюционное подполье, страна находится на грани новой гражданской войны, и только органы госбезопасности под мудрым руководством Иосифа Виссарионовича Сталина способны ее предотвратить». А до этого Сталин распорядился считать возвращающихся после ссылки кулаков «главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных выступлений». Приказано всех бывших кулаков поставить на учет, с тем чтобы «наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны в порядке административного проведения их дел через «тройки». Посмотрим, как террор прошелся по России в целом и в Калининской области в частности.

Во всех областях «тройки» формировались из секретаря партийного комитета, начальника управления НКВД и прокурора. Им вменялась обязанность без суда проводить акции не только против бывших кулаков, но вообще против всех «антисоветских элементов» и уголовников. 5 августа 1937 года все области получили разнарядку – сколько этих «элементов» следовало арестовать, сколько подвергнуть высшей мере наказания – расстрелу, сколько по второй категории – сослать в исправительно-трудовой лагерь на срок 8–10 лет.

Эти приказы стали началом большого террора. Историк Л.М. Млечин в книге «КГБ. Председатели органов госбезопасности, рассекреченные судьбы» пишет: «…планировалось расстрелять 76 тысяч человек, в лагеря сослать около 200 тысяч. Однако в 1937 году арестовано 779,1 тысячи, в 1938 году арестовано 539,3 тысячи человек, всего за два года 1 млн 372,4 тысячи, из которых 681,7 тысячи расстреляно, в том числе по приговору «троек» 631,9 тысячи. В разных публикациях приводятся иные данные, но они все впечатляют. Например, К.А. Залесский в книге «Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь» в статье о Ежове приводит такие данные: «в 1937 году арестовано более 936 тысяч человек, расстреляно более 353 тысяч; в 1938 году арестовано 638 тысяч, расстреляно более 328 тысяч; в лагерях сидело более 1,3 млн осужденных».

В предыдущие и последующие годы эти числа были несколько меньше, но тоже велики, что характеризует большой размах террора против своего же народа (см. книгу тверских авторов И.А. Гребнева, В.В. Барышева «Кровавый Молох», Тверь, 2005). Страх поселился по всему СССР, репрессивная безжалостная машина пожирала рабочих, колхозников, врачей, учителей, священников, генералов, маршалов, партийных и советских служащих. Арестовывали даже детей.

 

Кровавый Молох

Как справедливо пишут авторы «Кровавого Молоха», «перед массовыми репрессиями оказались беззащитными все – от малограмотных крестьян, кустарей, рабочих до руководителей всех степеней партийно-советского аппарата и хозяйственников». Для большей убедительности приводим данные по Калининской (Тверской) области из солидного и авторитетного источника «От ЧК до ФСБ. 1918–1998: сборник документов и материалов по истории органов государственной безопасности Тверского края» (Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1998).

Член редакционного совета и составитель профессор кафедры отечественной истории ТвГУ В.А. Смирнов на основе архивных данных пишет: «Масштабы репрессий, проведенные органами УНКВД по Калининской области, потрясают. Только за период с октября 1936 по июль 1938 года было арестовано 16 722 человека. На четвертый квартал 1936 года пришлось 453 ареста, на весь 1937 год – 11 364 и на первое полугодие 1938 года – 4 905. По характеру «преступлений» лидировала контрреволюционная агитация (12 303 человека – 73,5%). По политической принадлежности преимущество отдавалось троцкистам (462 человека), эсерам (127 человек) и правым (100 человек). Среди арестованных преобладали русские (86,2%), затем следовали латыши (5,1%), поляки (2,3%), эстонцы, евреи, карелы, всего более 18 национальностей… Больше всего пострадала деревня. На так называемых бывших кулаков, единоличников и колхозников пришлось 60,3% арестованных, на служащих – 11,9%, на рабочих – 3,5%. Во внутреннюю и внешнюю тюрьмы НКВД были заключены 791 служитель культа, 274 красноармейца и офицера РККА, 95 сотрудников НКВД Калининской области».

Их судьба такова: с 1937-го по вторую половину 1938-го к расстрелу приговорили 5 063 человека (41,6% арестованных); остальных (6 896 человек) к различным срокам тюрьмы и лагерей – от 5 до 25 лет. Освободили лишь 158 человек, и то без реабилитации.

В категорию «враг народа» зачислялись члены обкома ВКП(б), обкома комсомола, члены облисполкома, руководители таких предприятий, как вагонный завод, фабрика имени Вагжанова, Кувшиновская писчебумажная фабрика, отделений железной дороги, облоно, командный состав 48-й Тверской стрелковой дивизии. Был убит и архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (Успенский). Террор был тотальным.

В отчетном докладе начальника Управления НКВД по Калининской области капитана Гуминского от 28 марта 1938 года говорилось, что за август 1937 года по март 1938 года «тройкой» осуждено 10 200 человек, из них по 1-й категории (расстрел) – 4 587 человек, по 2-й категории – 5 613 человек, а всяких «контрреволюционных групп» и организаций ликвидировано 155. Делался вывод, что утвержденный лимит по Калининской области «полностью исчерпан». Исполнительность, как видим, на высоком уровне.

 

Создание карельского округа…

Среди ликвидированных 155 групп особое место занимает Карельский национальный округ. Откуда и зачем его создали?

С начала 20-х годов XX века в СССР старались претворять в жизнь «ленинские принципы национальной политики» среди малочисленных этносов и народов, желая приобщить их к великой русской культуре.

В тогдашней Московской области (в нее входила прежняя Тверская губерния) жило много карел еще с XVII века, более 140 тысяч. Стараниями карельской интеллигенции и советских этнографов и политиков 9 июля 1937 года Президиум ВЦИК (председатель М. Калинин) принял решение о создании Карельского национального округа в составе Лихославльского, Новокарельского, Рамешковского, Максатихинского районов и вновь образованных из карельских сельсоветов Спировского и Козловского районов. Столицей этого молниеносного образования объявлен городок Лихославль, печатный орган – газета «Карельская правда».

Известный кареловед кандидат исторических наук, доцент КГУ В. Виноградов в 1989 году утверждал, что «для жителей области этот государственный акт явился неожиданностью. Никакого предварительного обсуждения его и тем более совета с населением области, в том числе и карельским, не было».

Как бы то ни было, но 7–10 февраля 1938 года состоялась первая партийная конференция нового округа, на которой выражалась надежда, что трудящиеся карелы быстрее будут развивать экономику и культуру. Но не тут-то было: через месяц, 20 марта 1938 года, в Москве на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) принято постановление «Об ошибках Калининского обкома и облисполкома», под которыми понималось невыполнение требований разоблачать новых «врагов народа». Сотрудники наркома Ежова, его подчиненные в Калинине правильно поняли желание вождей – нужны аресты.

 

…и фабрикация «карельского дела»

Читаем «Кровавый Молох» И. Гребнева и В. Барышева: «Была разоблачена «Карельская буржуазно-националистическая, шпионско-повстанческая организация, созданная якобы по заданию финской разведки, под общим руководством 2-го секретаря Калининского обкома ВКП(б) Иванова. В ее задачи будто бы входило создание «Великой Финляндии» с отторжением от СССР Карелии, части Ленинградской и Калининской областей и установление фашистского строя». Надо же такое придумать!

Если обратиться к современности, то на ум приходят обвинения злобной англичанки Терезы Мэй, у которой главным обвинительным аргументом являются два слова: «наиболее вероятно». Точно так же рассуждали и подчиненные Ежова: чего тут думать, эти карелы – шпионы и диверсанты, что наиболее вероятно. Это 95 тысяч карелов из 170 тысяч всего населения округа! Люди жили в обстановке подозрительности, недоверия к руководящим кадрам на местах, в страхе за семьи и за себя – тоже, того и гляди, тебя объявят вредителем или шпионом, а твой колхоз или организацию – «гнездом врага».

В июне 1938 года начались аресты. Всего по делу «враждебной организации» прошло 400 человек, из них 110 арестовали, «сознались» 62 человека. Начали с Лихославля, арестован И.С. Беляков – 1-й секретарь окружкома, П.П. Иванов – член бюро окружкома, В.П. Петров – завотделом окружкома, затем взяли редактора районной газеты В.И. Волкова, председателя райисполкома А.К. Кузьмина и многих других, в основном рядовых колхозников и членов партии.

Округ исчез так же неожиданно, как и возник. Датой его ликвидации считается 19 февраля 1939 года, некоторые полагают, что 25 февраля.

До 1989 года карельское население особо не интересовалось своей историей и культурой, за исключением отдельных энтузиастов. Дело сдвинулось во времена работы председателя облисполкома Владимира Суслова в октябре 1989 года, когда начали на достаточно высоком уровне говорить о возрождении карельского языка и культуры тверских карел.

В результате 29 октября 1990 года создано областное общество культуры тверских карел, первым председателем избран В. Виноградов. 19 декабря 1996 года общество преобразовано в Национальную культурную автономию тверских карел (НКА) со своей газетой «Кариелан шана».

***

История состоит из циклов, она повторяется в своих глубинных смыслах, но если народ будет внимательным, то не допустит повторения ни октября 1917 года, ни времен большого террора 1937–1938 годов.


Роман о репрессиях под Зубцовом

Известный российский писатель Сергей Лебедев работает над своей новой книгой, ее действие происходит в Калининской области в трагический период истории Страны Советов.

Сергей Лебедев – по современным меркам литератор молодой (37 лет), однако он автор уже четырех романов. С 2010 года Сергей Лебедев каждые два-три года неизменно выдает по новой книге. В 2010 году вышел «Предел забвения», затем были «Год кометы», «Люди августа». Четвертый по счету роман «Гусь Фриц» вышел в начале 2018 года в издательстве «Время». В своих книгах автор исследует прошлое, основываясь на реальных событиях, часто взятых из семейных историй.

История про дядю Ваню также имеет отсыл к преданиям семьи Лебедевых. Это рассказ о человеке, который в молодые годы считался enfant terrible (ужасным ребенком). Его родные, члены большого клана московских интеллигентов, осуждали Ивана за нежелание работать, безответственность. Юноша имел все шансы пропасть в революционном вихре, однако в действительности новые времена уничтожили его умных, образованных и прекрасно устроенных в жизни близких, а дядя Ваня скрылся в тверской глубинке, в крошечной деревеньке Филаретово  Зубцовского района. Здесь он преобразился – начал зарабатывать на жизнь честным трудом, женился на вдове помещика и воспитывал ее детей. Однако настал 1937 год, и относительно спокойное течение жизни резко изменилось.

Не будем раскрывать всю сюжетную линию романа. В беседе с корреспондентом «Каравана» Сергей Лебедев сообщил, что уже приезжал в Тверь и работал в архиве, где хранится уголовно-следственное дело прототипа главного героя будущего романа. Собирая материал для своих произведений, писатель обязательно посещает места, где происходит действие. Дорога в Зубцовский район еще только предстоит.

Любопытно будет почитать о том, что происходило в тверских краях в годы большого террора. Художественное произведение о мрачных годах сталинизма и беззакония, созданное на местном материале, затрудняемся припомнить. Сергей Лебедев более известен за рубежами страны, чем в России, его произведения переведены на основные европейские языки. Возможно, история про советского дядю Ваню сделает автора ближе российскому читателю. Или хотя бы тверскому.

Ирина Смирнова

       



Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

 

Борис Ершов

44 0
Лента новостей
Прокрутить вверх