Поющие в темноте. В прокат вышел фильм «Лето» о Викторе Цое и Майке Науменко

09.06.2018, 14:16

«Лето» – это песня, созданная Майком Науменко специально для Виктора Цоя, и она дала название фильму.

Главные герои картины – рок-звезда Майк Науменко (Рома Зверь), его жена – хранительница домашнего очага Наталья (Ирина Старшенбаум) и «пэтэушник с гитарой» Витя (Тео Ю), который только начинает музыкальную карьеру. Майк, заметив чувства своей жены к Вите, не мешает им общаться и даже, несмотря на собственный творческий кризис, просит Боба (Бориса Гребенщикова) помочь Вите в работе над его первым альбомом.

Этот любовный треугольник вызывает сомнения у людей, знавших реальных прототипов, однако сценарий фильма основан на воспоминаниях Натальи Науменко. Человеческие отношения в фильме выходят на первый план, режиссер показывает благородство, честность и искренность персонажей. Если бы вместо Цоя и Майка Науменко поставить других, менее известных или даже вымышленных музыкантов, картина от этого не потеряла бы своей ценности. В этом смысле «Лето» не является героическим байопиком вроде «Высоцкий. Спасибо, что живой». Легенды отечественного рока в картине Серебренникова – это обычные люди, которые увлечены творчеством и живут в свободе от условностей.

Конечно, здесь неизбежны конфликты с советской действительностью, не терпящей такой свободы. Эта тема проходит красной нитью через весь фильм: сцена задержания музыканта полицией в поезде, унизительное согласование выступлений с чиновниками от культуры, запреты для зрителей вставать с мест во время рок-концертов – они должны сидеть тише воды ниже травы… Что делать творческим людям, когда их давит среда? Остается только петь – и они поют зарубежные песни в поезде, троллейбусе, на улицах под дождем, вовлекая в это прохожих. Так фильм превращается в мюзикл.

Кинокритик Антон Долин в эфире радио «Маяк» назвал «Лето» эдаким русским «Ла-ла-лэндом», однако здесь есть одно существенное отличие. В классическом мюзикле песни становятся частью действия, в «Лете» же эти сцены нарочито вымышлены, они происходят в воображении героев или режиссера. «Этого не было», – показывает табличку персонаж Скептик (он же, кстати, при появлении Цоя в кадре ернически замечает: «Не похож»). Поэтому «Лето» уместнее сравнить с призером Каннского фестиваля – с фильмом «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, где вымышленные музыкальные сцены контрастируют с серой, унылой и трагической реальностью. Кирилл Серебренников использует тот же прием: Витя и Майк, равно как и их друзья, это «поющие в темноте». Отдельно стоит отметить анимационную обработку таких сцен, выделяющихся на фоне черно-белой действительности.

Несмотря на этот серьезный конфликт творчества и реальности, фильм не оставляет гнетущего впечатления и смотрится очень легко и интересно. В картине есть интрига, в отличие, скажем, от недавно вышедшего «Довлатова», поднимающего аналогичную тему художника и власти. В финале Цой поет песню «Я посадил дерево», что перекликается с претензиями к музыкантам, которые в начале фильма озвучивает типичный советский обыватель: «Нормальный человек должен посадить дерево, вырастить сына, а вы чем занимаетесь?»

В финале остается щемящее чувство: Цой погиб в 1990 году, когда ему было всего 28 лет, а Майк – в 1991-м, когда ему было 36. 

И еще больно оттого, что Кирилл Серебренников из-за нелепого уголовного дела не может присутствовать на премьере собственного фильма, который на весь мир прославляет великую русскую культуру, существующую вопреки.



 

Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Дмитрий Кочетков

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх