Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Поющие в темноте. В прокат вышел фильм «Лето» о Викторе Цое и Майке Науменко

09.06.2018, 14:16

«Лето» – это песня, созданная Майком Науменко специально для Виктора Цоя, и она дала название фильму.

Главные герои картины – рок-звезда Майк Науменко (Рома Зверь), его жена – хранительница домашнего очага Наталья (Ирина Старшенбаум) и «пэтэушник с гитарой» Витя (Тео Ю), который только начинает музыкальную карьеру. Майк, заметив чувства своей жены к Вите, не мешает им общаться и даже, несмотря на собственный творческий кризис, просит Боба (Бориса Гребенщикова) помочь Вите в работе над его первым альбомом.

Этот любовный треугольник вызывает сомнения у людей, знавших реальных прототипов, однако сценарий фильма основан на воспоминаниях Натальи Науменко. Человеческие отношения в фильме выходят на первый план, режиссер показывает благородство, честность и искренность персонажей. Если бы вместо Цоя и Майка Науменко поставить других, менее известных или даже вымышленных музыкантов, картина от этого не потеряла бы своей ценности. В этом смысле «Лето» не является героическим байопиком вроде «Высоцкий. Спасибо, что живой». Легенды отечественного рока в картине Серебренникова – это обычные люди, которые увлечены творчеством и живут в свободе от условностей.

Конечно, здесь неизбежны конфликты с советской действительностью, не терпящей такой свободы. Эта тема проходит красной нитью через весь фильм: сцена задержания музыканта полицией в поезде, унизительное согласование выступлений с чиновниками от культуры, запреты для зрителей вставать с мест во время рок-концертов – они должны сидеть тише воды ниже травы… Что делать творческим людям, когда их давит среда? Остается только петь – и они поют зарубежные песни в поезде, троллейбусе, на улицах под дождем, вовлекая в это прохожих. Так фильм превращается в мюзикл.

Кинокритик Антон Долин в эфире радио «Маяк» назвал «Лето» эдаким русским «Ла-ла-лэндом», однако здесь есть одно существенное отличие. В классическом мюзикле песни становятся частью действия, в «Лете» же эти сцены нарочито вымышлены, они происходят в воображении героев или режиссера. «Этого не было», – показывает табличку персонаж Скептик (он же, кстати, при появлении Цоя в кадре ернически замечает: «Не похож»). Поэтому «Лето» уместнее сравнить с призером Каннского фестиваля – с фильмом «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, где вымышленные музыкальные сцены контрастируют с серой, унылой и трагической реальностью. Кирилл Серебренников использует тот же прием: Витя и Майк, равно как и их друзья, это «поющие в темноте». Отдельно стоит отметить анимационную обработку таких сцен, выделяющихся на фоне черно-белой действительности.

Несмотря на этот серьезный конфликт творчества и реальности, фильм не оставляет гнетущего впечатления и смотрится очень легко и интересно. В картине есть интрига, в отличие, скажем, от недавно вышедшего «Довлатова», поднимающего аналогичную тему художника и власти. В финале Цой поет песню «Я посадил дерево», что перекликается с претензиями к музыкантам, которые в начале фильма озвучивает типичный советский обыватель: «Нормальный человек должен посадить дерево, вырастить сына, а вы чем занимаетесь?»

В финале остается щемящее чувство: Цой погиб в 1990 году, когда ему было всего 28 лет, а Майк – в 1991-м, когда ему было 36. 

И еще больно оттого, что Кирилл Серебренников из-за нелепого уголовного дела не может присутствовать на премьере собственного фильма, который на весь мир прославляет великую русскую культуру, существующую вопреки.



 

Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Дмитрий Кочетков

36 0
Лента новостей