Прошлая неделя стала для России исторической. Во-первых, начался чемпионат мира по футболу, тот самый, к которому готовились много лет и на подготовку к которому истрачено 687 миллиардов рублей. Во-вторых, под прикрытием этой хорошей новости прошли две очень плохие – повышение пенсионного возраста и повышение НДС.
«Хороший день, чтобы скрыть плохие новости»
Есть случай из недавней американской истории. 11 сентября 2001 года одна пиарщица Белого дома написала в соцсети: «Сегодня хороший день, чтобы спрятать любые плохие новости» (там тоже какая-то подлянка для пенсионеров затевалась – не такого масштаба, как у нас, но неприятная). Пиарщицу эту с позором уволили. Но, видимо, ее метод взяли на вооружение на другом конце земного шара.
В первый день чемпионата, когда плохо играющая сборная России выиграла у еще более плохо играющей сборной Саудовской Аравии со счетом 5:0, россияне узнали о том, что резко «помолодели». Время до предполагаемого выхода на пенсию вдруг выросло. По варианту, предложенному правительством, женщины будут уходить на заслуженный отдых в 63 года, мужчины – в 65 лет.
Путь к тотальной бедности
В этом номере мы подробно пишем обо всех негативных последствиях этого шага. Средняя продолжительность жизни мужчин в Тверской области – 63 года. Следовательно, многие мужчины до пенсии даже не доживут. При этом ежемесячные отчисления, которые работодатель делает за каждого работающего в Пенсионный фонд, составляют 22% от зарплаты. И эти деньги никто не вернет безутешным родственникам.
Женщины живут дольше, но кто будет выполнять основную государственно-важную функцию молодых пенсионерок – кто станет бесплатными соцработниками для их семей? Многие молодые женщины специально подгадывают рождение ребенка к выходу мамы на пенсию. Теперь им придется рожать детей на восемь лет позже. И не двух-трех, а одного.
А кто будет ухаживать за немощными стариками-ветеранами в условиях почти полного отсутствия патронажной службы и паллиативной помощи? Так-то именно молодые пенсионерки совершают этот непосильный подвиг – организуют на дому хоспис для своих родителей, становясь и сиделками, и врачами-реабилитологами.
Работодатели неохотно берут работников старше 45 лет. Отсутствие даже такого мизерного подспорья, как пенсия, приведет к тотальной бедности, поставит на грань выживания целое поколение. Да, под основной удар попадет то самое поколение, которое выходило на рынок труда в начале 1990-х, забросив в дальний ящик свои дипломы инженеров, работая, как и где придется, осваивая новые специальности, без трудовых книжек. Они не верили, что доживут до пенсии и государство их не кинет. И государство постаралось оправдать их ожидания.
Для таких мест, как отдаленные райцентры Тверской области, сокращение потока пенсионных денег означает просто закрытие. Пенсионеры со своими скудными средствами – единственная опора экономики поселков Пено, Лесное, Оленино и так далее.
Повышение НДС и рост цен на бензин идут как бы в тени пенсионной реформы. А это тоже то, что касается всех, любого купленного вами товара. Сумма налога вырастет до 20% (сейчас на многие товары первой необходимости этот налог составляет 10%, на остальные – 18%).
Цена на бензин – также составляющая стоимости любого товара и услуги. В среднем бензин подорожал на 10%, стоимость литра 95-го на заправках Тверской области доходит до 45 рублей. Предрекают дальнейший рост цен. Бытует грустная шутка: «Пенсионный возраст повысят до 100 лет и цены на бензин – до 100 рублей».
Общее падение уровня жизни будет и дальше провоцировать падение экономики: россияне сокращают потребление, уходя в привычную стратегию выживания.
Почему Светлана Максимова не устроит акцию протеста
И вот тут мы вспоминаем про наших замечательных депутатов. Представьте себе, Тверскую, Ивановскую, Ярославскую и Костромскую области в Госдуме представляют три единоросса Валентина Владимировна Терешкова, Валерий Викторович Иванов, Илья Владимирович Осипов. Плюс есть такая чудесная одномандатница, член фракции «Единая Россия», фермер в отставке Светлана Максимова. А еще у нас имеются два сенатора – Андрей Епишин, бывший председатель Законодательного собрания Тверской области, и Владимир Лукин, бывший уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Если бы этих людей избирала не Администрация Президента РФ, а мы, они были бы обязаны криком кричать о том, к чему приведут предложенные правительством меры по повышению пенсионного возраста. Светлана Максимова должна была бы приковать себя к ограждению здания Госдумы на Охотном ряду под транспарантом: «Сохраним жизнь в Молокове и Красном Холме Тверской области!»
Сейчас грядут довыборы по 180-му Заволжскому избирательному округу. Тверская «Единая Россия» сделала ставку на миллиардера из Башкирии Сергея Веремеенко. Видимо, никто даже не закладывает в функции депутата такую штуку, как защита избирателей. Тот же Веремеенко на праймериз трогательно признавался, что будет чаще бывать в Госдуме, чем в Законодательном собрании Тверской области, депутатом которого он является, ибо Госдума «ближе к его дому».
И поскольку мы к появлению этих людей в парламенте не имеем никакого отношения, они проголосуют так, как им скажут те, кто их действительно выбирал, – Администрация Президента.
Другое дело, что и там, кажется, напугались вызванной решением правительства волны негатива. Президент Путин, который как бы отстранился от этой проблематики, хотя еще в 2005 году однозначно говорил: пока он президент, повышения пенсионного возраста не будет. Не удивимся, что в конце концов он вмешается и повышение пенсионного возраста скостят года на два-три под лозунгом «Спасибо доброму президенту».
Дело министра-разбойника и его последствия для губернатора Рудени
В Тверской области эти негативные процессы общероссийского масштаба происходили на фоне обострения внутриполитической обстановки. Арест по обвинению в разбое министра контрольных функций Тверской области Виктора Шафороста стал переломным моментом для губернатора региона Игоря Рудени. Напомним, Шафорост был единственным (помимо уже уволенного и тоже вроде бы, по некоторой информации, задержанного министра имущественных отношений Кирилла Доли) сотрудником Рудени, приехавшим с ним в регион. Своего рода правая рука.
По нашей информации, силовики продолжают копать в тверском областном правительстве. Якобы все заместители губернатора и министры были вызваны для дачи показаний в Москву, на Лубянку. А в областном правительстве и так очень тяжелая моральная атмосфера: сотрудники жалуются на развал организационной работы, даже пишут петиции в Администрацию Президента.
Все два предыдущих года своего пребывания в регионе Игорь Руденя производил впечатление человека с большими связями. К нему на первых порах активно ездили люди из так называемого ближнего круга Путина – Игорь Сечин, Сергей Чемезов. Да и сам Владимир Путин побывал в регионе аж три раза.
Но связи связями, а через два года нужно показать результат. Кроме того, как мы и предрекали, не прошло бесследно для тверского губернатора пребывание на посту полпреда по ЦФО Алексея Гордеева, бывшего начальника Игоря Рудени по Министерству сельского хозяйства (в нулевые годы Гордеев был министром сельского хозяйства РФ, а Игорь Руденя возглавлял там департамент агропромышленного комплекса). Рассказывают, что в те времена они очень нехорошо расстались.
Полпред по федеральному округу курирует силовиков на своей территории. Видимо, Алексей Гордеев и проявил ту самую политическую волю, без которой ни у одного регионального министра и волос с головы не упадет. В телесюжете «РЕН ТВ» про арест Виктора Шафороста прозвучало, что журналисты телеканала работали над этим материалом полгода. Как раз в декабре 2017 года Алексей Гордеев покинул пост губернатора Воронежской области и был назначен полпредом по Центральному федеральному округу. Сегодня бывший начальник Рудени вице-премьер. Его политическое влияние не ослабло. Тем более процессы уже запущены, их не остановить.
«Неужели четвертый губернатор у нас плохо кончит?» – удивляются в тверских околополитических кругах. На прошлой неделе кто-то распространил по тверским соцсетям поучительную картинку. Герб Тверской области – это трон, на котором никто не сидит, только княжеская шапка лежит. Так вот, на картинке на троне лежит большая канцелярская кнопка. Похоже, эта большая неприятная кнопка действительно вмонтирована в губернаторское кресло. Или сидеть на нем надо как-то иначе, чтобы не кололась…
***
Мы продолжаем следить за ситуацией. Оставайтесь с нами, и вы самыми первыми узнаете, что означает происходящее.
Мария Орлова