Кот средневековый, древнерусский, монастырский. Фантастическая находка на раскопках в селе Савватьево под Тверью

19.06.2018, 14:53

Археологи из команды Алексея Салимова, ведущего научного сотрудника отдела истории архитектуры и градостроительства Древнего мира и Средних веков, доктора искусствоведения, член-корреспондент РААСН, откопали останки средневекового монастырского кота.

Героические коты прошлого и настоящего

Ориентировочно кот жил в конце XIV – начале XV века. Погиб он трагически, сгорел вместе с деревянной монашеской кельей, находясь под полом трапезной. Вероятно, огонь возник внезапно, и кот, который охотился там за мышами, не смог выбраться из подполья. Это первая в истории мировой археологии находка хорошо сохранившихся «мощей» настоящего средневекового кота. Археологи намерены провести экспертизу ДНК, чтобы определить, являются ли нынешние савватьевские монастырские коты прямыми наследниками своего средневекового предка (савватьевские коты – особая порода крысоловов; чтобы заполучить такого кота, надо обладать незаурядным везением).

Находке предшествовали загадочные события. При местной Знаменской церкви (Савватьева пустынь) до недавнего времени жил кот, считавшийся альфа-самцом округи. Звали его Боцман. Но недавно он заболел раком и, несмотря на большие усилия прихожан по его лечению, все же погиб. Когда он ослабел, то был разорван на охоте на берегу реки то ли выдрами, то ли норками, которые живут в реке Орше (приток Волги), которая протекает рядом с храмом. Норок и выдр здесь очень много, так как они иногда сбегают из расположенного недалеко Савватьевского зверохозяйства. В общем, в неравном бою кот Боцман погиб, как подобает герою. Сегодня портрет кота Боцмана можно видеть в летней трапезной, известной среди паломников как «Палуба».

Вскоре в Савватьевской пустыни появился кот, необычайно похожий характером на Боцмана, только черный. Назвали его Моней (сокращенно от Монах). Необычайный кот, который умеет танцевать на задних лапах. Он день и ночь сидел на раскопках (аж стал выглядеть больным и помятым) – именно там, где сегодня нашли средневековые кошачьи останки. Прямо реинкарнация какая-то кошачьих душ. В минувшее воскресенье мы застали Моню спящим в теньке за столовой.

 

Следы преподобного Савватия

Было и еще одно чудо. Многие знают, что мощи преподобного Савватия были обнаружены под Тверью несколько лет назад 19 августа, в день Преображения Господнего (день «умного делания» или исихазма). Его саркофаг находится в мраморной пещерке под церковью в Савватьеве. Вечером в субботу дежурный по храму вымыл там полы и закрыл крипту на замок. Каково же было его удивление, когда утром он обнаружил на трех ступенях следы босых ног. Похоже, святой Савватий тоже ходил посмотреть на своего кота.

…Святой Савватий Оршинский появился в Твери в конце XIV века вместе с посольством митрополита Киприана, посланного православными патриархами после Куликовской битвы объединить западных и восточных русских. К этому времени в Византии закончилась дискуссия между Варлаамом и Григорием Паламой о Фаворском свете и «умном делании», которые легли в основу самой сложной части христианства – исихазма. Это учение Иисус Христос передал на горе Фавор (в честь чего праздник Преображение) только трем избранным апостолам, оно является вершиной православия.

В конце XIV века еще был жив Сергий Радонежский, осуществлявший второе крещение Руси. Власть князей себя исчерпала, но Сергий создавал монастыри, которые стали опорой нарождающейся России. Киприан принес в Тверь икону «Неопалимая Купина» как символ, связывающий с первородной древней историей России, земли Богородицы.

Глава русского православия митрополит Киприан сверг в 1390 году тверского епископа Евфимия (Висленя). Жители Твери просили Киприана рукоположить им Арсения. Епископская хиротония Арсения (ставшего впоследствии тверским святителем Арсением) состоялась 19 августа (на Преображение, в день обретения через 620 лет мощей святого Савватия), в ней принял участие святитель Стефан Пермский, ученик Сергия Радонежского.

Сегодня в Твери опять развернулась борьба стяжателей с нестяжателями, сил антихриста с последователями «умного делания». Борьба «торгашей и геев в рясах» (наследников древних сект гностиков) с христианами. Каждые пятьсот-шестьсот лет вновь начинается великая битва тьмы со светом. Вы на какой стороне?

Геннадий Климов

40 0
Лента новостей
Прокрутить вверх