Вместо медпункта – отхожее место. ОНФ рассказал чиновникам о реальной медицине в районах Тверской области

26.06.2018, 14:40

Мало того что села в Тверской области вымирают по экономическим причинам, так они еще и вымирают в прямом смысле из-за отсутствия нормальной медицинской помощи. Эксперты ОНФ проверили пока только пять районов (Кашинский, Рамешковский, Торжокский, Калининский, Бологовский) и посетили 33 фельдшерско-акушерских пункта, из которых половина были закрыты, во многих было просто опасно находиться, и практически во всех не хватало необходимого оборудования. 20 июня ОНФ обсудил эти проблемы с тверскими чиновниками на круглом столе. Показательно, что в начале дискуссии руководитель Росздравнадзора Нина Морозова была склонна не верить своим ушам и защищала тверской Минздрав, а в финале заявила, что у ведомства есть все возможности для исправления ситуации, но «нет мозгов».

 

Минздрав выдает лицензии не глядя

Директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов рассказал о бездумной оптимизации больниц, от которой «пострадали в первую очередь сельские поселения», это сейчас сказывается на высоких показателях смертности. Тверская область не является исключением, но результаты проверки ФАПов возмутили даже экспертов, повидавших немало ужасного по всей России.

– В Рамешковском районе ФАП просто опасен для жизни – это деревянная изба, в которой проваливаются полы и может упасть потолок, – сказала Татьяна Ульянова, глава регионального исполкома ОНФ в Тверской области. – Катастрофически не хватает специалистов – один человек может работать в нескольких ФАПах, естественно, люди не могут дождаться получения медицинской помощи. Жители жаловались, что на прием они приходят со своими «расходниками» – бинтами, шприцами – и лекарствами. В Хотилове Бологовского района отсутствуют вода и электричество, и непонятно, как ФАПу могли выдать лицензию.

– В деревне Будово Торжокского района ФАП напоминает отхожее место, заросшее бурьяном. И, по сути, им и является, –  из последних сил сдерживал эмоции Эдуард Гаврилов.

– Этого не может быть! – прервала докладчиков Нина Морозова, руководитель Росздравнадзора по Тверской области. – Минздрав не мог выдать лицензию, не проверив объекты. Наверное, это временное явление…

– Местные жители говорят, что ФАП в Будове не работает по меньшей мере уже пять лет… – аккуратно поправил Евгений Шевченко, руководитель управления независимого мониторинга фонда «Здоровье».

Главный специалист, эксперт Минздрава Олег Гольдин смущенно пояснил, что он работает в этой должности «не так давно», но практика такова: лицензии автоматически пролонгируются… То есть ФАП уже минимум пять лет как стал общественным туалетом, а министерство свято верит в то, что там людям оказывают медицинскую помощь.

Кадров нет, зато есть хорошая команда

В защиту регионального Минздрава выступил Сергей Козлов, депутат Законодательного собрания Тверской области, главный врач областной клинической больницы:

– Это наследие уролога, бывшего министра здравоохранения (имеется в виду Роман Курынин, работавший с августа 2015 по май 2017 года. – Прим. ред.). Сейчас у нас хорошая команда, вместе с губернатором Игорем Руденей и министром Виталием Синодой мы работаем над исправлением ситуации. Что касается ФАПов, то откуда министерство может знать про состояние каждого объекта? Это уже ответственность местных глав (нужно на законодательном уровне расширить сферу их полномочий) и главврачей ЦРБ.

Из позитивных тенденций Сергей Козлов отметил появление онлайн-консультаций в районах, снизивших смертность от инфарктов на 30%. Это своеобразное дистанционное наставничество, необходимое молодым и неопытным специалистам на местах. Вопрос с кадрами Сергей Козлов прокомментировал достаточно жестко:

– Сколько таких случаев, когда государство потратило деньги на обучение специалиста, а он уходит работать в частные лавочки, оставляя небогатых пациентов без возможности получения медицинской помощи.

Стоматолог Валентин Пантелеев парировал, что в этом случае необходимо оплачивать работу частных организаций из фонда ОМС:

– Я сам работаю в частной структуре, и сейчас из фонда ОМС мы можем только произвести осмотр, на это выделяется всего 108 рублей. Такая ситуация стала после прихода новой команды в области, не знаю, связанные это события или нет.

Если государственные учреждения не в состоянии удержать специалистов и оказать необходимую медицинскую помощь, почему бы не использовать другую схему, по которой фонд ОМС финансировал бы услуги, оказываемые частными клиниками?

 

Нарушения конкурсных процедур

Слова Сергея Козлова об усилиях новой команды по улучшению медицины стоит пояснить отдельно. Действительно, в районах Тверской области установили 16 быстровозводимых модульных ФАПов, в этом году должны появиться еще 34 таких объекта. Однако у ОНФ вызывает сомнение схема, по которой реализуется проект.

Так, ржевское предприятие «Электромеханика», руководителем которой является заместитель председателя Законодательного собрания Тверской области Виктор Константинов, начало возведение 16 ФАПов до завершения конкурсных процедур в конце 2017 года. ОНФ обратился в Федеральную антимонопольную службу, и конкурс был отменен из-за нарушения принципа конкурентности торгов. Вскоре был объявлен новый аукцион, на него вышла не только «Электромеханика», но и фирмы из других регионов. Закономерно, что и в этот раз конкурс был свернут на стадии определения поставщиков.

Тем не менее ФАПы уже построены, и с ними надо что-то делать. Объявляется конкурс на аренду теперь уже 22 объектов (16 построенных плюс 6 неизвестных) с последующим переходом в собственность региона, а депутаты Законодательного собрания согласовывают выделение 87 млн рублей на это дело. Не совсем понятно, как можно проводить аукцион на аренду шести объектов, которые еще не построены, а главное, как можно разыгрывать на торгах аренду объектов, принадлежащих конкретной организации, и делать вид, что не нарушается конкуренция.

На 22 ФАПа выделяются деньги из регионального бюджета, а еще на 28 – из федерального. ОНФ обратился в прокуратуру по поводу проведения торгов.

«Караван» попросил Виктора Константинова прокомментировать ситуацию и ответить на вопрос: «Как так получилось, что «Электромеханика» установила ФАПы до завершения конкурсных процедур?»

– Если бы мы всегда дожидались окончания конкурсов, прежде чем начать работу, мы ни один заказ бы не выполнили, – сказал Виктор Вениаминович. – Проблему на самом деле раздувают: ФАПы – это модульные конструкции, которые легко собираются и разбираются, и, если в Тверской области они не будут востребованы, мы отдадим их в другой регион. Кстати, в установке ФАПов «Электромеханика» впервые связалась с бюджетом – как правило, мы только приносим деньги в Тверскую область, выполняя заказы в других регионах.

 

Ресурсы есть, мозгов нет

По аналогии с интерактивной картой свалок, интерактивной картой дорог ОНФ будет составлять интерактивную карту пунктов первичной медицинской помощи в районах Тверской области. Жалобы жителей будут проверяться и доводиться до руководителей Минздрава. Надеемся, это «взбодрит» – любимое слово губернатора Игоря Рудени – чиновников, им назначенных, и его самого.

В качестве заключения можно привести слова руководителя Росздравнадзора Нины Морозовой:

– Прибытие скорой медицинской помощи к пациентам составляет более трех часов, мы устали принимать жалобы. Из-за этой проблемы участились смертельные случаи, мы обязаны реагировать и штрафовать Минздрав. Уже выписано штрафов более чем на полмиллиона рублей, которые уходят из регионального бюджета в федеральный. Установите жесточайший ведомственный контроль! – обратилась она к представителю Минздрава. – Все эти проблемы реально решить, для этого у нас есть все ресурсы, только вот мозгов у нас нет!

Дмитрий Кочетков

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх