Волочек утекает. Грустный юбилей Вышневолоцкой водной системы

26.06.2018, 14:55

Покрывать Вышний Волочек трехэтажным матом стало традицией у блогера Ильи Варламова, заметки которого при запросе в интернете появляются первыми после энциклопедической справки о городе в Википедии. На языке урбаниста то, что на уме у многих, кто побывал в Вышнем Волочке. Слишком большой контраст между богатой историей и убитым состоянием памятников. В 2015 году корреспонденты «Каравана» делали обзорный материал по Вышнему Волочку (это помогло внести в список объектов культурного наследия усадьбу Рябушинского, но не спасло Торговые ряды, продолжающие разрушаться). Через три года мы вновь отправились в этот удивительный город, благо появился информационный повод.

29–30 июня в Вышнем Волочке пройдет фестиваль «Вышневолоцкие волны», посвященный 315-летию уникальной водной системы и 340-летию со дня рождения ее основателя Михаила Ивановича Сердюкова. Город не случайно называют Северной Венецией – здесь четыре реки, пять каналов и более тридцати мостов. Накануне празднования «Караван» осмотрел знаковые водные объекты, прогулялся по Вышнему Волочку и оценил его готовность к приему туристов.

 

Узкоглазый монголоид заткнул за пояс ученых голландцев

Для чистоты эксперимента в Вышний Волочек мы прибыли как будто с частным визитом и попросили краеведа Дениса Ивлева выступить нашим гидом. Экскурсия стартовала с Тверецкого канала, который дал начало Вышневолоцкой водной системе.

– Это уникальное место, здесь находится водораздел Каспийского и Балтийского морей, – сказал Денис.

Великий Волжский путь пролегал через древний Волок: судна разгружали на Тверце, а затем груз волочили на Цну. В 1703 году Петр I решил модернизировать эту неудобную практику, давшую название городу, и построить первый в России искусственный канал. Руководить работами царь пригласил голландцев. Через несколько лет первые барки, груженные товарами, поплыли по каналу в Санкт-Петербург, однако иностранцы допустили серьезные просчеты. Жарким летом канал мелел, и необходимо было срочно что-то предпринимать. Жарким летом канал мелел, и необходимо было срочно что-то предпринимать.

– И тут на авансцену выходит Михаил Сердюков, предложивший за свой счет создать полноценную водосистему с водохранилищем, сетью каналов и плотин. Взамен он получал право взимать сборы с судов. Петр I оценил предложение как весьма выгодное.

В старинном фильме «Петр Первый» Михаил Сердюков изображен русским купцом с окладистой бородой, однако на самом деле Михайло Иванович был монголоидом, узкоглазым и раскосым. Настоящее его имя – Бароно Имегенов, родился он на берегу реки Селенги, но был взят в плен, попал в острог, а затем к московскому купцу Ивану Сердюкову, который крестил талантливого мальчика и сделал его приказчиком, своей правой рукой. После смерти Ивана Сердюкова Михаил стал служить у  купца Евреинова и встретился с молодым Петром I, повелевшим записать его в новгородское купечество. Так Сердюков стал выполнять строительные подряды, обзавелся заводами в Вышнем Волочке и впоследствии создал уникальную водосистему.

– Несомненен инженерный гений Михаила Ивановича, – отметил Денис Ивлев. – Никакой топографической съемки в то время, как вы понимаете, не было, а он сумел представить и воплотить водосистему, которая хорошо функционировала. Повернул вспять реку Шлину, создал водохранилище площадью 6 квадратных километров (сейчас оно больше 100 квадратных километров), построил каналы и плотины.

После его смерти Вышневолоцкая водосистема перешла в казенное управление, сейчас ее контролирует канал имени Москвы. На нескольких объектах мы побывали.

 

Жемчужину превратили в помойку

У Тверецкого канала, стоявшего у истоков водосистемы, нет никакого информационного указателя. Вместо этого – гора мусора и заросшие кусты. Пейзаж оживлял катамаран, на котором плавала влюбленная парочка.

Усадьба Михаила Сердюкова на берегу Вышневолоцкого водохранилища принадлежит родственникам бывшего мэра Вышнего Волочка Марка Хасаинова. Вокруг одного из домов, построенного по плану знаменитого Доменико Трезини, автора проектов в Санкт-Петербурге, стоят гнилые леса, работы не ведутся несколько лет. Другое здание обмазано серой штукатуркой, в него вставлены пластиковые окна – ничего не напоминает о том, что это памятник архитектуры. Главное управление по охране памятников отписывается, что не может найти владельцев здания для вручения им предписаний, хотя каждый в Вышнем Волочке знает, кому они принадлежат. Чтобы найти хозяев, достаточно сюда приехать и застать их дома.

Частные владения простираются до самого берега, где стоит катер и висят спасательные жилеты. Рядом располагается здание винокуренного завода, но оно принадлежит уже другим лицам.

Посетили мы и знаменитый Верхнецнинский бейшлот (по-голландски «плотина»), не перестраивавшийся с XVIII века, – подобных сооружений больше не сохранилось. Объект обнесен колючей проволокой, фотографировать его почему-то запрещено. За порядком следят наблюдатели с вышек и в случае чего орут в громкоговорители. Правда, в день нашего приезда там никого не было.

Большое удовольствие – прогуляться по каналам и пройтись по мостам. Иногда, однако, это сопряжено с опасностью. На Петербуржском мосту огромные дыры, и нужно быть аккуратным, особенно детям, чтобы не сломать ногу. По обочинам дороги в момент нашего приезда лежали кучи песка – наверное, их не трогали с конца зимы.

Одевать каналы в гранит, кстати, распорядилась Екатерина II, взявшая город под свое личное покровительство. Не раз она останавливалась в путевом дворце, в котором сейчас располагается школа. Каждый ученик покажет вам три окна, где находилась спальня императрицы. Раньше у путевого дворца был разбит сад, а сейчас там настоящие заросли, скрывающие вид на четко распланированный город.

Венециановский сквер сам бог велел сделать местом для променада, однако, местной администрации бог не указ. Асфальт крошится под ногами, а за декоративным львом у тропинки стоит уродский мусорный контейнер (представьте, чтобы в тверском городском саду стояли мусорные контейнеры, как у вас во дворе!).

Памятник Екатерине II осыпается – разрушилась облицовка фундамента, у императрицы украли скипетр. Торговые ряды, являющиеся визитной карточкой Вышнего Волочка, могут обвалиться в любой момент. Еще пару лет назад там велась какая-то торговля, но после обрушения части крыши всех оттуда выгнали. Залатали только небольшой кусок крыши и отчитались губернатору, что работа сделана, хотя на самом деле это что мертвому припарка. Необходима полноценная реконструкция.

Торговые ряды были частью архитектурного комплекса с Казанским собором в центре, взорванном в 1935 году. Сейчас на его месте располагается суд, и активисты краеведческого общества разместили на нем табличку, информирующую о том, что в 1771 году здесь был построен Казанский собор, а в 1772 году в его стенах Вышний Волочек был провозглашен городом. У здания суда активисты своими руками установили необычный памятник главным архитекторам. Каменные столбы, жернова, часовенка – это подлинные артефакты из Вышневолоцкого района. Памятник набирает популярность у туристов, и символично, что сделан он на пожертвования, без какого-либо участия властей.

***

Вышний Волочек обладает ресурсами для собственной перезагрузки – есть идеи, есть активисты, есть запрос на изменение города. Только местные чиновники этого не видят, даже элементарное благоустройство им не под силу. Что говорить о более серьезных вопросах – восстановлении торговых рядов, путевого дворца и так далее. Выездная проверка «Каравана» показала, что уровень подготовки к фестивалю «Вышневолоцкие волны» нулевой, вряд ли за ночь до мероприятия возможно привести город в порядок.

Что Вышний Волочек собирается показать туристам, кроме разваливающихся памятников, и что, кроме мата, он хочет от них получить?

Дмитрий Кочетков

49 0
Лента новостей
Прокрутить вверх