Первые русские рыцари. Какие тайны хранит город Торжок?

26.06.2018, 15:36

24 июня – день памяти Ефрема Новоторжского. Кто знает этого русского святого? А между прочим, это ключевая фигура в русской истории.

Первые русские рыцари

В 1774 году в городе Торжке Тверской губернии на открытии Духовного училища первый ректор архимандрит Феофилакт воскликнул: «Мы Новый Израиль, христиане!» Что он имел в виду? Более 1000 лет жители Торжка называют себя новоторами – миссионерами Новой Торы. В 1015 году на окраине Новгородской республики появился странный человек, назвавшийся Ефремом, в будущем получивший прозвание Новотор.

Затем пришел еще один загадочный человек, назвавшийся Аркадием. Оба они были христианами, что в этих местах, заселенных чудскими колдунами, волхвами, хазарскими раввинами, зороастрийскими магами, языческими шаманами и волшебниками, было тогда странным. Аркадия местные жители тоже стали величать Новотором, как пророка новой христианской веры – Нового Завета.

Надо признать, что в этих местах, на древних волоках, где ладьи перетягивали между Волгой, Днепром и Даугавой – на самой вершине обитаемого речного мира, – всегда существовали обширные «Фиваиды», заселенные мудрыми стариками со всех краев света. Эти долины ума аккумулировали знания, которые сюда приносили путешественники; согласно существовавшей тогда традиции, на истоки рек приходили старики доживать свой век, здесь возникали целые братства подвижников. Они существовали до самого XVIII века, пока малые монастыри не запретила царица Екатерина II.

Ефрем и Аркадий построили на берегу Тверцы странноприимный дом – больницу (госпиталь), в которой стали лечить местных жителей, волжских торговцев, путешественников и простых христиан, которые из Византии и Западной Европы массово мигрировали на восток, скрываясь от давления мусульман и папской инквизиции. Это был первый из известных христианских госпиталей, ставший предтечей деятельности рыцарских орденов госпитальеров (рыцарский орден госпитальеров, военный странноприимный орден Святого Иоанна, основан в 1099 году в Иерусалиме в качестве христианского госпиталя, целью которого была забота о неимущих, больных и раненых пилигримах в Святой земле. Мало кому известно, что за 84 года до этого события была более древняя тайная история ордена). 

Вокруг госпиталя и возник город Торжок, а также первый на Руси христианский монастырь в честь первых русских святых Бориса и Глеба. Это был самый отдаленный форпост христианской Европы на северо-востоке.

 

Закладка города Твери

Русский князь Ярослав Мудрый – малооцененный политик Средневековья. А между тем его тайная дипломатия сыграла решающую роль во всей мировой истории. Создав на окраине новгородской демократии Торжок – город Тора, сына Бога, и одновременно оплот христианства, он посылает Аркадия с княжескими отроками в устье Тверцы, где они закладывают детинец для защиты от возможного нападения язычников с Волги. Здесь на Волге, в устье Тверцы, вокруг детинца первых отроков и возникнет город Тферь. Так 1 000 лет назад началась славянская колонизация Поволжья, которая привела к рождению русского народа.

Сам Ярослав Мудрый вскоре занял престол Киева, а его дочь Анна становится королевой Франции. Ее дети и внуки возглавляют первые походы крестоносцев по освобождению Гроба Господнего. В 1099 году Иерусалим, город обетованный, был освобожден воинами креста. Так началась современность. А первыми крестоносцами можно считать Ефрема и Аркадия, рыцарей Новой Торы, которые были по рождению русскими.

 

Загадка Ефрема, Аркадия и князя Владимира

Так кто же такой был этот Ефрем? Официально считается, что Ефрем был угром. Угры – самый древний на земле этнос, распавшийся на народности, до сих пор живущие узкой полосой от Чудского озера до Урала. Многие их народы на сегодня практически исчезли. В Тверской области сохраняют свой язык и обычаи только несколько карельских деревень.

Согласно летописям, Ефрем был конюшим (управляющим) у Бориса, сына князя Владимира Крестителя. После смерти Владимира в 1015 году он якобы обнаружил место убийства агентами Святополка Окаянного княжича Бориса. Там же он нашел своего брата Георгия, пытавшегося защитить своего господина собственным телом. Русские летописи порой напоминают шифрованное послание. Это не столько описания реальных событий, сколько семиотический код, понятный только посвященным. В летописи зачем-то сказано, что убийцы, посланные Святополком, убивали Бориса, но его, еще дышавшего, завернули в шатерное полотно, положили на воз и повезли. Почему шатерное полотно? Почему положили в телегу? Обычно своих покойников русы сжигали в ладье вместе с женой и слугами. «Младшая Эдда» описывает похороны Бальдра, сына Одина: «Асы же подняли тело Бальдра и перенесли к морю. Хрингхорни звалась ладья Бальдра, что всех кораблей большее».

 Это, так сказать, образец того, как хоронили вождей русов, но тут Борис перед смертью едет в телеге? Археолог Й. Херрман считал, что захоронение в телегах считается скандинавским и преимущественно женским обрядом. Однако европейские ученые совсем не знают древнюю историю России: скелет мужчины нашли в Ставропольском крае при раскопках кургана бронзового века (V–III тысячелетия до нашей эры). Мужчина был похоронен сидящим на телеге. Найдены сотни телег в погребениях на юге России.

 

Тайное исчезновение

Князь Владимир имел много жен и был язычником, но в конце жизни крестился сам, крестил дружину и женился на византийской принцессе Анне. Считается, что князь Владимир собирался на византийский манер изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Ярослав и Святополк были практически ровесниками, и оба могли претендовать на власть. Ярослав родился около 978 года, а Святополк около 979 года. Отказ отца от древних традиций Рюриковичей совсем был им не по нраву. В последние годы жизни Владимира законный наследник на престол Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт, и некоторое время Святополк находился в заточении. А другой сын Ярослав, который княжил в Новгороде, вовсе прекратил платить отцу в Киев дань и готовился к войне.

Но тут произошли странные события, которые все изменили. Великий князь Владимир 15 июля 1015 года якобы скончался в загородной резиденции Берестове.

Некоторые утверждают, что придворные скрыли смерть Владимира, для того чтобы уведомить Бориса о смерти его отца, ибо законный наследник Святополк, усыновленный племянник Владимира, находился в Киеве. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в киевскую Десятинную церковь, где он и был похоронен.

Слишком уж подозрительны описанные выше обстоятельства. Судите сами. Рядом с Владимиром не оказывается его любимых сыновей. Один лишь Святополк Окаянный, который только что вышел из тюрьмы. Глухая ночь во дворце. Смерть Владимира. Свидетелей якобы нет. Слуги разбирают потолок (?!), заворачивают тело в ковер, кладут в сани и увозят в другое место. Существует старинная миниатюра, изображающая смерть святого Владимира Крестителя. «Святополк спускает тело святого Владимира в нижнюю клеть и кладет его в сани» – миниатюра из лицевого жития благоверных князей Бориса и Глеба. Что слуги делают этой ночью? Может, они ищут тело, чтобы выдать его за тело исчезнувшего Владимира? И какие летом сани? При этом в последовавших событиях, в описании убийства Бориса, его везут на телеге – более соответствующему лету виде транспорта. Какая-то тут опять тайна.

Д.С. Лихачев считал, что перевозка тела умершего на санях была «существенной частью древнерусского погребального обычая». На широкое распространение обычая использования саней в качестве погребальной повозки зимой и летом неоднократно указывали и этнографы, описывавшие народную культуру Русского Севера. Но царей русов так не хоронили! Почему все же летом на санях? Есть много фактов, позволяющих предположить, что князь Владимир в 1015 году не умер, а имитировал смерть, ушел в народ, решил на Русском Севере полностью посвятить себя жизни христианина.

Недавно обнаружены письменные свидетельства, что князя Владимира видели в албанских монастырях по дороге на Афон уже много позже после мнимой смерти. Похоже, он инсценировал смерть (как опять же было принято у древних царей) и в назначенный час, в 55 лет, перешел из касты воинов в статус жрецов, отправившись на север (о чем и говорят сани в середине июля). На север он поднимается по Днепру, потом переправляется по волокам в Волгу и попадает на окраину новгородской земли. Как раз в это время на границе Новгородчины появляется загадочный старец Ефрем. Можно предположить, что Ефрем Новотор и князь Владимир Креститель – одно и то же лицо. Умер он в Торжке в 1053 году. Получается, что на самом деле князь Владимир прожил 93 года?

 

Смерть Бориса и основание первого русского монастыря

В это время Борис был в походе против печенегов, живших на землях древних булгар. В числе его дружины были Моисей и Георгий, а их третьему брату Ефрему не случилось быть в этом походе. В святцах мы читаем, что в ночь с субботы на воскресенье (что за подробность? В летописях ни о чем не говорится просто так – это не газета) убийцы ворвались в шатер. Георгий пытался защитить господина, но был пронзен копьями. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную Борисом, и отрубили ему голову. Что за гривна? Признак княжеской власти? Почему Борис подарил ее слуге?

 Молодого князя, исколотого, но еще живого, повезли в телеге, однако присланные новые два варяга воткнули ему меч в сердце 24 июля 1015 года на берегах реки Альты, в нынешней Полтавской губернии. То есть убийство Бориса произошло на девятый день после исчезновения великого князя Владимира. А что происходит в течение этих девяти дней?

Слуга Моисей, как гласят летописи, спасся от смерти и принял монашество в Киево-Печерском монастыре. Это ничего, что киевская лавра основана при Ярославе Мудром монахом Антонием в 1051 году (через 36 лет после описываемых событий)?

Жития пишут, что Ефрем отправился на место трагедии, но обнаружил там лишь отрубленную голову брата Георгия, которую забрал с собой. Он унес голову в «землю древлянскую» рядом с нынешним Торжком. Здесь он и устроил странноприимный дом на реке Дорогоще у впадения в Тверцу. В 1038 году с монахами он соорудил здесь каменный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, отчего и монастырь сей получил название Борисоглебский. Событие произошло на 13 лет раньше появления Киево-Печерской лавры.

 

Загадка золотой гривны

Память об усобице Владимировичей сохранилась не только на Руси, но и в Скандинавии. Обычно западные источники более надежные, ибо писались без политической цензуры. В исландской саге, известной по единственной рукописи конца XIV века, рассказывается о русских приключениях конунга Эймунда, который с войском норманнов прибывает к Ярислейву в Новгород после смерти его отца, ожидая столкновения с братом Буриславом, которому достался Кенугард (Киев). Исландская сага гласит, что Ярислейв отражает нападения Бурислава, а накануне следующего нападения наемник Эймунд со своим подельником убивает Бурислава при помощи хитрости: угадывают место, где конунг установит шатер, пригибают веревкой дуб, стоящий над этим местом, дожидаются прихода Бурислава, ночью, воспользовавшись опьянением его людей, тайно привязывают веревку к золотому шару на флюгере шатра Бурислава. Когда все засыпают, варяги перерубают веревку, дуб выпрямляется и срывает шатер, Эймунд со своими людьми нападает на спящих людей и убивает Бурислава, отрубая ему голову.

В этом изложении не все совпадает с классическим описанием смерти Бориса. Не кажется ли вам, что в исландской летописи есть перекличка с житиями Ефрема Новотора? Тогда выходит, что Бориса убили по поручению Ярослава? Есть еще одна шведская легенда, которая гласит, что шведский конунг Агни, реальный прототип которого должен был жить за несколько веков до усобицы сыновей Владимира, погиб в результате повешения на золотой гривне.

Гривна, которая фигурирует в русской летописи (составленной, несомненно, под руководством Ярослава Мудрого), символизирует многое, что было понятно современникам, но непонятно нынешним историкам, которые замкнулись в национальных квартирах. Русский мир в те годы был одним целым с миром Северной Европы, это надо помнить.

Так что значит упомянутая гривна, которая якобы была на шее слуги Бориса? Исландская легенда многое объясняет. Агни возвращался из удачного похода в Страну финнов, где захватил Скьяльв, дочь убитого им конунга. Он силой хочет жениться на дочери врага. На берегу пролива Стокксунд (на месте современного Стокгольма) Агни разбил шатры под высоким деревом и, пьяный, лег спать, накрепко навязав на шею свою золотую гривну. Однако пока победитель спал, его жена-наложница Скьяльв повесила его на веревке, привязанной к гривне и к дереву, склоненному над шатром. Золотая гривна слуги Бориса и тело раненого Бориса, завернутое в шатерное полотно, обретают смысл через легенду об Агни.

Эта гривна досталась Агни от его предка Висбура, род которого был навечно проклят из-за отказа вернуть эту гривну законным владельцам. Колдунья Хульд, наложившая проклятье, предрекла, что «убийство родича будет постоянно совершаться в роду Инглингов».

Легенду, несомненно, знали Ярослав и все современники ранней русской истории, поэтому в той культурной среде факты летописи имели понятное современникам значение. И это значит, что все же была междоусобица Ярослава и Бориса. Легко предположить, что Ярослав был против отмены древнего права престолонаследия и считал Бориса не по праву завладевшим гривной после смерти отца. Что такое эта гривна? Тайный знак старшинства в роду Рюриковичей? Ее Владимир Креститель отдал Борису, нарушив законы предков? Сбылось проклятие колдуньи Хульд? Скорее всего, так и есть.

Борис действительно вступил в сражение с Ярославом, но был убит посланными варягами. Сюжет про его путешествие в телеге, возможно, указывает на его родственные связи с булгарами (нынешними татарами), которые могли представлять угрозу для законного рода. Борис признан ненадлежащим Рюриковичем, поэтому его везут в телеге, как женщину, а не как воина? На это намекает летопись?

 После смерти Бориса началась междоусобица Святополка и Ярослава, в которой опять победил Ярослав, став киевским князем, и начал играть заметную роль в общеевропейской политике. Отсеченная голова Бориса попала в Торжок и хранилась там почти 1 000 лет, пока большевики не разгромили здешний монастырь.

 

Исчезновение Глеба

Примерно такая же загадочная история в это же время произошла и с Глебом, другим сыном Владимира. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года недалеко от Смоленска (это недалеко от Твери и Торжка). В месте, где река Смядынь, впадая в Днепр, образует удобную для остановки судов бухту, посланные Святополком люди, согласно летописным и агиографическим данным, встретили князя Глеба и убили его.

Глеб был сыном от христианки Анны, византийской принцессы. Не очень понятно, зачем кому-то было убивать Глеба, если по существовавшему тогда лествичному праву он не мог претендовать на престол ни при каких обстоятельствах. По традиции младшие сыновья и бастарды должны были стать монахами или странствующими пилигримами. С наступлением времени крестовых походов они становились рыцарями. Летописи, скорее всего, опять что-то скрывают.

Глеба убил, согласно летописям, собственный повар (что это означает?). Убийца положил Глеба «на пусте месте, на брези межи двемя колодами». Очень загадочная запись. Колода и ступа – это одно и то же? Ступами в дохристианские века называли жилища монахов-отшельников. Повар-убийца… Что это значит?

В обряде погребения в горящих ладьях высокопоставленных русов главным действующим лицом был «повар» – старая колдунья, которая умерщвляла супругу и слуг покойника, кидала в огонь жертвенных петухов. Похоже, что Глеб прошел через определенный обряд посвящения и перешел в другую, монашескую жизнь. Именно об этом и говорит летопись.

И еще в одной летописи есть подсказка. Когда Глеб ехал к месту своего «убийства», конь его споткнулся у устья реки Тьмы. Сколько верст до этого проехал Глеб, что его конь ни разу не спотыкался? Почему для летописца было важно, чтобы мы через 1000 лет прочли эту запись о таком ничтожном событии? Тьма – река, вдоль которой располагалась «Фиваида», древние монастыри. Здесь Глеб слез с коня и перестал быть воином, он стал монахом Аркадием. Скорее всего, это так. А под Смоленском через некоторое время колдуньей было совершено какое-то принятое в те времена языческое таинство.

Думаю, что Ефрем Новотор – это в реальности князь Владимир, Аркадий – его сын Глеб. А череп, который нашел Ефрем и всю жизнь хранил в Торжке, – это голова князя Бориса. После всех этих ужасных событий именно Ефрем и Аркадий стали первыми рыцарями-госпитальерами, рыцарями Новой Торы.

В русской истории все интереснее и загадочнее, чем может показаться.

Геннадий Климов

599 0
Лента новостей
Прокрутить вверх