Пенсионная реформа – главный фактор политики. Митинги протеста и выборы без выборов в Твери и Подмосковье

10.07.2018, 14:11

В Москве, Подмосковье и в Тверской области стартовали предвыборные кампании – в привычном ныне стиле «выборы без выборов». Тем временем в обществе нарастают раздражение и обида.

 

Рейтинг президента – единственное, что осталось

Пенсионная реформа стала катализатором копившегося все эти годы недовольства. Если людей пять лет убеждали по телевизору, что наша страна самая сильная и счастливая, тогда почему же повышается пенсионный возраст, растут цены на бензин, повышается НДС?

В начале июля рейтинг президента Владимира Путина упал до рекордно низкого для него уровня – 54%. Это крайне опасная история: в России последовательно ликвидировались все институты, и огромный рейтинг Путина был единственным государствообразующим началом. За него цеплялись все – от губернаторов и глав муниципалитетов, которые сегодня не избираются, то есть не получают от народа свой персональный мандат доверия, до силовиков и госкорпораций.

Федеральные телеканалы получили из Администрации Президента РФ инструкции, как отыгрывать неблагоприятное воздействие объявленной пенсионной реформы на имидж российской власти. Краткие тезисы таковы. Уйти от сравнения с пенсионерами на Западе – слишком отличаются уровни жизни. Всячески рассказывать, что продолжительность жизни растет и работа продлевает активное долголетие. Перевести стрелки с президента на правительство и парламент, мол, это они придумали, Путин тут ни при чем, он занимается глобальной политикой, встречается с Трампом. Провести мысль, что либо повышение пенсионного возраста – либо увеличение числа мигрантов. А также требуется посеять рознь между нынешними пенсионерами и пенсионерами будущими, пообещав нынешним прибавку к пенсии в размере 100 рублей в месяц.

Скорее всего, это не поможет (может быть, за исключением последнего пункта – сеять рознь наше телевидение научилось виртуозно). Методы работы с аудиторией надо менять.  Те, по кому сильнее всего ударит пенсионная реформа, люди под пятьдесят, редко смотрят телевизор и черпают информацию из интернета. Все эти рассказы о том, как хорошо работать на пенсии, их только злят – они отлично понимают, что уже в 45 лет сложно устроиться на работу даже высококлассному специалисту. Удар нанесен по людям, которые вышли на рынок труда в начале 1990-х и знали, что государство так или иначе их обманет. И оно оправдало ожидания: сначала «простило» им накопительную часть пенсии (где у многих были накоплены приличные суммы), а теперь подняло пенсионный возраст, «забыв» при этом поднять уровень медицины и не обеспечив рабочими местами.

Другое дело, что это поколение наиболее атомизированное, не верящее в силу коллективного действия, с «синдромом выученной беспомощности», поэтому митинги против пенсионной реформы, которые прошли в Твери в прошлые и позапрошлые выходные, были не сильно многочисленными. На позапрошлых выходных митинг-пикет организовала «Открытая Россия», и на него пришли примерно 250 человек. В конце минувшей недели митинговали КПРФ и профсоюзы – собрали 350 участников. Все понятно: дождь, отсутствие информации о времени и месте митингов.  Возможно, протест еще раскочегарится.

Обсуждение проекта пенсионной реформы в Законодательном Собрании Тверской области хотят провести максимально тихо. Региональные парламенты должны дать свои отзывы о законопроекте, если большинство отзывов окажется отрицательным, Госдума не будет рассматривать этот законопроект. Конечно, предполагать, что депутаты Заксобрания, где преобладают единороссы, способны что-то спущенное сверху не одобрить, – ненаучный идеализм. Но возможно, ряд суеверных депутатов заставит задуматься случай, произошедший  в ЗС Кировской области. Там один 53-летний депутат-единоросс проголосовал за повышение пенсионного возраста, уверяя коллег, что большинство мужчин в России способно дожить и пережить 65 лет, и тут же умер – прямо в здании областного парламента.

 

Москва и Россия: люди «первого» и «второго» сорта

На этом фоне идет подготовка к выборам, которые состоятся в единый день голосования 9 сентября. В Москве мэр Собянин с помощью муниципального фильтра убрал с выборов всех реальных конкурентов. Он будет конкурировать с самым безликим из возможных конкурентов-коммунистов (Вадим Кумин), не способным выиграть даже одномандатный округ в Мосгордуму эсером (Илья Свиридов), в меру карикатурным представителем партии Жириновского (Михаил Дегтярев) и с руководителем обанкротившейся строительной компании «СУ-155» (Михаил Балакин, в 2014 году выдвигался в Мосгордуму от ЛДПР, а теперь от партии «Союз горожан», связанной с Центром Андрея Богданова). Дмитрий Гудков и Илья Яшин, которые могли бы собрать голоса прогрессивно настроенных москвичей, к выборам не допущены – власть поняла, что в Москве достаточно много оппозиционно настроенных избирателей и выборная кампания позволяет им мобилизоваться, как было в прошлом году на выборах муниципальных депутатов.

У губернатора Московской области Андрея Воробьева, скорее всего, будет пять соперников. В воскресенье Мособлизбирком зарегистрировал кандидатами в губернаторы Игоря Чистюхина («Справедливая Россия») и Бориса Надеждина (Партия роста). Собрать подписи муниципалов удалось также Кириллу Жигареву (ЛДПР), Константину Черемисову (КПРФ) и Лилии Беловой («Альянс зеленых»). Муниципальный фильтр в области контролируется «Единой Россией», недостающие подписи всем кандидатам предоставляли депутаты от партии власти. Вроде бы список чуть более живой, но и ситуация в Подмосковье гораздо более накалена, нежели в Москве. В ряде районов народ доведен до очень радикальных настроений ситуацией со свалками. Местная власть практически уничтожена муниципальной реформой. После образования городских округов выборы практически везде отменены, последним оплотом выборов глав оставался Серпуховский район, глава которого Александр Шестун находится сейчас в СИЗО. Кстати, 7 июля он из СИЗО подал документы в ТИК на регистрацию как кандидата в главы района.

В Тверской области московские и подмосковные выборы аукнулись тем, что в пригородных электричках усугубилась социальная несправедливость. Сергей Собянин и Андрей Воробьев договорились сделать бесплатным проезд в пригородном транспорте для своих пенсионеров, а тверские пенсионеры в этих же вагонах поедут за деньги. Как будто не в одном государстве живем! Впрочем, Москва и Московская область – уже давно отдельное от остальной России государство…

 

Вадим Соловьев вступает в борьбу

А половина Тверской области готовится к выборам депутата Государственной думы по 180-му округу взамен выбывшего в главы Дагестана Владимира Васильева. Тут тоже все решили без избирателей. На праймериз «Единой России» победил Сергей Веремеенко, депутат Законодательного Собрания Тверской области, два созыва не вспоминавший о том, что надо бы появиться на каком-нибудь заседании.

Теперь Веремеенко регулярно мелькает в официальных СМИ Тверской области. Хотя ходят слухи, что Веремеенко, олигарх из Башкирии, недоплатил тверским единороссам половину обещанной суммы. Дескать, аванс за праймериз получите, а дальше без тверских фуфлыжников выборы выиграем.

Сергей Веремеенко в 2003 году баллотировался в президенты Башкортостана в лучших традициях того времени – в стиле кинофильма «День выборов». Наверняка к нему приехали серьезные московские технологи и предложили свои услуги. А на местных единороссов он затаил обиду, потому что ему обещали, что на выборы не пойдет Вадим Соловьев, якобы с ним договорено.

Вадим Соловьев, бывший депутат Госдумы от Тверской области от фракции КПРФ, в прошлый созыв не попал в Госдуму, потому что сосредоточился на выборах губернатора Тверской области, к которым в итоге не был допущен (история мутная, судя по всему, он сам тогда намеренно подставился, сыграл в поддавки). Теперь он вроде бы намерен отыграться – с таким соперником, как Веремеенко, причем на волне протестов против пенсионной реформы, коммунисту это будет сделать легко. Если, разумеется, вести кампанию по-настоящему.

Вообще, пенсионная реформа – это шанс проснуться для таких спящих институтов, как парламентская оппозиция и профсоюзы. Беда таких партий, как КПРФ, ЛДПР и т.д., в том, что их несменяемые лидеры уже сильно немолоды и не заглядывают даже в гипотетическое будущее. Им бы ближайший срок в Госдуме усидеть, поэтому они часто выступают спарринг-партнером власти, протестуют понарошку, понарошку участвуют в выборах. При этом в той же КПРФ выросло среднее поколение политиков, которые  видят эту партию нормальной социал-демократической партией западного типа, не спекулируют на тоске старшего поколения по Советскому Союзу и хотят как-то проявить себя.

Наша российская политика, как метко характеризует ее политолог Екатерина Шульман, это «торговля угрозами». Чем выгоднее ты продаешь угрозу, реальную или выдуманную, тем больше коврижек это тебе принесет. Если КПРФ или профсоюзы уже не «продают» никакую угрозу, если известно, что с ними всегда можно договориться администрации президента – то какие тут могут быть перспективы у среднего поколения политиков?

«Справедливая Россия» сдалась: на выборах в Госдуму ее будет представлять Сергей Юровский, депутат Тверской городской думы. Впрочем, в прошлом году на выборах в ТГД эсеры точно так же сдались, выставив Юровского, руководителя своего штаба, за неимением других кандидатов. А он возьми да и пройди! И ведь получился неплохой городской депутат, со своим мнением, один из немногих, кто отстаивает права горожан.  Может, так и в большую Думу проскочит?

Все грустно у партии «Яблоко». В Тверской области готовятся одни из последних выборов, в которых они могут участвовать, не собирая подписей, но, судя по всему, никто серьезный и интересный от этой партии не появится в списках – хотя была бы отличная возможность для того, чтобы завести в ГД человека с федеральным именем.

В отсутствие системной оппозиции и профсоюзного движения, защищающего права трудящихся, пустота неминуемо будет заполняться чем-то новым. Посмотрим, что это будет. В любом случае нас ждут интересные события.

Мария ОРЛОВА

12 0
Лента новостей
Прокрутить вверх