11 июля в городе Конаково торжественно открылся многофункциональный производственно-туристический центр «Конаковский фаянс». Сделана попытка под одной крышей объединить и производство керамики – промысла, ведущего свою историю на территории района с 1809 года, – и объект показа для многочисленных туристов, приезжающих в Конаково. Сегодня наш разговор с идейным вдохновителем проекта директором производственной компании «Конаковский фаянс» Валерием Солонбековым.
Город мебельщиков и корабелов
– Валерий Викторович, как вы пришли в сферу производства керамики? Вроде бы в прошлом вы не имели отношения к Конаковскому фаянсовому заводу?
– Вы знаете, совершенно случайно. В 2009 году, когда я ушел с работы в администрации Конаковского района, мне захотелось на практике реализовать то, к чему я призывал на занимаемой должности, но так и не нашел заинтересованных людей, – создать на производственных площадях бывшего фаянсового завода бизнес-инкубатор по выращиванию малого производственного бизнеса. Мы с партнерами создали некоммерческое партнерство «Союз малых товаропроизводителей». Согласовали с владельцами промышленной площадки бывшего фаянсового завода выделение под проект 10 000 квадратных метров производственных площадей. Договорились с администрацией Тверской области о выделении средств на реконструкцию производственных площадей за счет федеральных средств, доведенных до региона по статье «на технопарки». Заручился даже поддержкой департамента по малому предпринимательству Москвы, возглавляемого в те годы Михаилом Михайловичем Вышегородцевым, который был заинтересован в мягком выводе за пределы Москвы малого производственного бизнеса в связи с набирающим темпы строительством торгово-развлекательных центров и прочих современных инфраструктурных проектов.
Ну а чтобы меня никто не обвинял, что я тащу на территорию фаянсового завода металлообработчиков, деревообработчиков и прочих предпринимателей, было решено собрать оставшихся художников и создать на базе бывшей художественной лаборатории фаянсового завода предприятие по производству фаянсовых изделий по традиционной классической технологии, неизменной со времени изобретения фаянса.
В результате большой проект не получился, а маленькое предприятие по производству фаянса я уже не смог бросить, поэтому с 2009 года и занимаюсь этим вопросом.
– Интересно, а почему не получился большой проект по созданию бизнес-инкубатора?
– Я, конечно, знаю из неофициальных источников, в каком кабинете было принято решение не поддерживать этот проект, но, поскольку у меня нет доказательств, скажу так: по независящим от инициаторов проекта причинам было принято решение его не реализовывать. Правда, об этом я случайно узнал через полгода, прочитав в СМИ, куда ушли деньги из областного бюджета, на которые планировалось создание технопарка на производственных площадях бывшего фаянсового завода. Кстати, эта идея по созданию бизнес-инкубатора для выращивания производственного бизнеса актуальна и до сих пор, и не только для города Конаково.
– Разве у нас есть достаточное количество мелких предпринимателей, занимающихся производством? Кажется, оставшиеся в регионе предприниматели в основном занимаются торговлей и сферой услуг.
– Есть, и более чем достаточно. В Конакове, например, где-то 16 предпринимателей занимаются производством мебели, причем треть из них сотрудничает с серьезными мебельными салонами и дизайнерскими студиями Москвы. До недавнего времени работали три предприятия по производству лодок, катамаранов, катеров, правда, финансовый кризис 2014 года остановил этот бизнес. Работает даже металлообрабатывающее предприятие, располагающееся в шести обыкновенных гаражных боксах, между которыми снесены стены.
Просто у нас за последнее десятилетие сложилась порочная практика увлекаться размещением предприятий с иностранным капиталом. Свой доморощенный бизнес вынужден существовать в параллельном пространстве от действующей экономической стратегии. А ведь малый производственный бизнес при определенном внимании и поддержке властей может стать стартом зарождения производственных традиций городов региона, дать им «уникальное лицо». Были же когда-то Кимры городом обувщиков. Почему Конаково не может стать, например, городом мебельщиков и корабелов? Это тем более актуально, если учесть, что в Конакове с советских времен было потеряно не менее 12 000 рабочих мест, а взамен за счет торговли и сферы услуг создано не более 3000 рабочих мест.
Впрочем, эта ситуация характерна не только для Конакова. В 2012 году в Твери вместе с главой Бурашевского поселения Сергеем Рожковым в тверском политехе мы собрали владельцев производственного бизнеса, через СМИ предложив 0,5–1 га земли под создание производственных предприятий на разумных условиях, – в зале яблоку негде было упасть! Не думаю, что с тех пор в Твери что-то радикально изменилось.
Музей и производство международного уровня
– Вернемся к вашему центру. Какую рыночную нишу вы планируете занять?
– С 2009 года мы убедились в устойчивом спросе не только на производимые в Конакове изделия из фаянса, но и в устойчивом интересе к самому процессу производства, к материалам и технологиям, применяемым при производстве. Поэтому, планируя строительство центра, мы ставили задачу, чтобы он отвечал производственным задачам и позволял полноценно принимать туристические группы и индивидуальных путешественников, интересующихся народными промыслами и желающих что-то сделать своими руками.
Кроме этого, хотелось сохранить преемственность в существующем более двух столетий промысле, который прервался после банкротства фаянсового завода в 2006 году. Мы планируем организовать обучающие программы для всех желающих, поэтому в нашем центре, помимо собственно производственной зоны, есть территория, отведенная под организацию мастер-классов для туристов и обучающих курсов по классу «художник-керамист». Есть территория под выставочный зал, планируем создать небольшой музей, готовим к запуску кафе-галерею «Глазурь». Очень хотелось бы, чтобы наш центр стал местом для общения и реализации идей всех творческих людей.
– Каким вы видите будущее традиционного промысла по производству фаянса на территории района?
– Вы знаете, если одним словом – за будущее очень тревожно. То, что мы сейчас сделали, микроскопически мало для сохранения и устойчивого развития конаковского фаянса. Любой бизнес работает при положительном балансе спроса и предложения, а с этим все сложно не только у нас, но и у других предприятий народно-художественных промыслов. Поэтому ради сохранения и преумножения вековых традиций нужна слаженная работа и бизнеса, и всех уровней власти. Хотелось бы, чтобы были созданы такие условия, когда изделия из фаянса стало бы выгодно производить всем художникам-керамистам, чтобы авторские мастерские керамики в Конакове исчислялись десятками, чтобы благодаря интересу к конаковскому фаянсу в городе сформировался бы устойчивый круглогодичный туристический поток и чтобы в городе возникли предпосылки для создания филиалов флагманов учебных заведений по керамике, Строгановки, Мухинского училища, тверской Венециановки. У нас есть все предпосылки для движения в этом направлении, но пока мы для этого фактически ничего не сделали!
Нужна полноценная региональная программа развития народно-художественных промыслов вообще и направления «конаковский фаянс» в частности. Ну а самым первым шагом в этом направлении, который можно сделать хоть завтра, было бы создание в городе музея конаковского фаянса международного уровня – на базе фондов областной картинной галереи и объединенного краеведческого музея, имеющих более 10 тысяч единиц хранения по теме фаянса, с привлечением к сотрудничеству Ольги Юрьевны Ярцевой, коллекционера конаковского фаянса, имеющей уникальную коллекцию изделий.
– И последний вопрос: вы один реализовали проект или у вас были помощники?
– Хотелось бы сказать огромное спасибо за помощь в осуществлении проекта! Выражаю благодарность собранию депутатов Конакова, администрациям города и района за оперативное решение всех вопросов, связанных с выделением земельного участка и решением вопросов строительства, подразделениям администрации Тверской области – за финансовую, организационную, методическую поддержку, фонду Вагита Аликперова «Наше будущее», коллективу и лично директору фонда Наталье Зверевой – за существенную финансовую поддержку в реализации проекта.
Мария Орлова