В Конакове возрождается знаменитый конаковский фаянс. Теперь – по всем правилам международного туристического маркетинга.
На прошлой неделе на въезде в Конаково открылось новенькое современное здание, где с одной стороны современные печи для обжига, а с другой – симпатичное кафе с подходящим названием «Глазурь»: и про фаянс, и про кулинарию. Между ними – витрины с готовой продукцией, место для проведения мастер-классов и рабочие места художников, скульпторов и других сотрудников. Туристы смогут увидеть процесс изготовления уникальных изделий и приобрести что-то понравившееся.
Фарфорово-фаянсовый завод купца Матвея Сидоровича Кузнецова стал градообразующим предприятием для богатого подмосковного села Кузнецово. Впоследствии это село стало городом Конаково: Конаков – революционный рабочий, чье имя случайно получил город, начинал свой жизненный путь как живописец на кузнецовском заводе. Да и вообще жизнь очень многих конаковцев была связана с заводом – кто-то там работал сам, у кого-то родители, бабушки и дедушки. И закрытие завода в 2006 году было очень болезненно воспринято.
Так получилось, что именно тогда самых квалифицированных специалистов, художников и скульпторов удалось сохранить. Бывший замглавы района Валерий Солонбеков подхватил в 2009 году небольшой участок производства и стал заниматься возрождением его уже на уровне народного промысла.
По словам Солонбекова, еще чуть-чуть, и было бы уже поздно – произошел бы разрыв преемственности, передавать секреты мастерства стало бы некому. Но сегодня на заводе работает, например, скульптор-модельщик Петр Аниськов, который пришел на это производство в 1969 году и застал еще старых, кузнецовских мастеров. Он работал на уникальном участке, там, где изготавливали штучные, коллекционные вещи. Собственно, этим он продолжает заниматься уже в новых условиях, с видом на сосновый лес и с запахом кофе вокруг.
Оставшиеся в фаянсовом производстве люди – настоящие молодцы. Им пришлось преодолеть массу трудностей, и теперь они осваиваются на новых местах.
Скульптор Елена Демидова работает на заводе с конца 1980-х. Когда-то она приехала на практику из Славянска (где тоже когда-то была фабрика М.С. Кузнецова и сейчас продолжает выпускаться красивая посуда) и осталась в Конакове.
Художник Ирина Резчикова пришла на завод в 1987 году, работала в уникальном цехе. Один точный взмах кисточкой – и на наших глазах рождается чудо, заготовка становится произведением искусства.
Елена и Ирина довольны: все условия для работы их устраивают, особенно нравится окно во всю стену и вид на лес. Правда, на старом заводе они привыкли сидеть в отдельных кабинетах, а тут открытое пространство. Ну, к этому-то быстро привыкнешь.
Петр Аниськов говорит:
– Наша работа – руками и головой. Работать приходится много, поэтому изделия так высоко ценятся.
Валерий Солонбеков понимает, что бизнес на народных промыслах – штука рискованная. Уникальное не может стоить дешево. Хотя он обещает, что будут довольно бюджетные вещи, которые туристы смогут увезти домой на память о Конакове.
Мария Орлова