16 июля депутаты Законодательного Собрания Тверской области от партии «Единая Россия» проголосовали за повышение пенсионного возраста, а 18 июля Госдума приняла закон в первом чтении, получив согласие почти всех регионов. В Твери представители КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» пытались было сопротивляться, требовали обсуждения вопроса и проведения поименного голосования, чтобы народ знал своих «героев». Однако председатель ЗС Сергей Голубев не допустил дискуссии, и депутаты «Единой России» выступили за анонимное голосование, вероятно стыдясь того решения, к которому их склоняет фракция. «Караван» все же призвал единороссов к ответу. Мы представляем вам список сторонников пенсионной реформы и любопытные диалоги с ними.
Но прежде объясним заголовок этой статьи. Дело в том, что председатель ЗС Тверской области Сергей Голубев не только голосует за повышение пенсионного возраста, но еще и книжки издает. Так, он составил «Толковый словарь «жарковского языка» – сборник диалектизмов Жарковского района, своей малой родины. Оттуда и взято слово «писдрик», означающее чибиса. «Очень большим удовольствием было пронестись по деревне, истошно заорав: «Писдрики к реям прилетели, писдрики!» – добавляет Сергей Голубев.
Похоже, «писдрики» прилетели и в Законодательное Собрание Тверской области. Первая ласточка у нас сам автор словаря.
Сергей Голубев
56 лет, заведовал кафедрой новой и новейшей истории ТвГУ, а в 2002 году стал профессиональным функционером только появившейся тогда «Единой России»:
– Я не буду ничего комментировать газете, которая назвала депутатов трусами. Почему вы назвали нас трусами?
– Потому что депутаты отказались от поименного голосования. Если они боятся раскрывать свои голоса народу, то они трусы.
– Но это ваше мнение.
– Да, это наше мнение. Как вы голосовали?
– Я вам ничего не скажу.
– Почему? Вам стыдно, как вы проголосовали?
– Нет, мне не стыдно. Но я вашему СМИ ничего не скажу. Мы будем подавать на вас в суд, за то что назвали нас трусами.
***
Получается, Сергей Голубев в диалоге подтвердил выбранный нами эпитет. Что касается суда, то, если он состоится, это будет грандиозное шоу, за которым с интересом будут наблюдать читатели и телезрители всей России. Наши московские коллеги наверняка не смогут пройти мимо такого информационного пиршества. Действительно, когда еще можно увидеть, как «писдрики» судятся с народом?
Сергей Козлов
55 лет, главный врач Тверской областной клинической больницы:
– Мы не комментируем.
– Почему?
– А с какой целью вы интересуетесь?
– Чтобы предать огласке решения депутатов.
– Я не вижу вашего удостоверения журналиста.
– Хорошо. Представьте, что я человек с улицы, я ваш избиратель. Вам стыдно сказать, как вы голосовали?
– Мне не стыдно. Вы не мой избиратель.
– Как? Я разве вам из Америки звоню?
Сергей Козлов бросил трубку.
***
А в чем-то Сергей Козлов прав. Я не его избиратель. Депутатов из «Единой России» избирают не в кабинках для голосования, а в кабинетах регионального начальства, именно поэтому при принятии решений им не интересно мнение народа. Обращения к избирателям во время пиар-кампаний не более чем ритуал.
Много хорошего приходилось слышать о Сергее Козлове как о хирурге и главвраче, но, видимо, лояльность ему дороже собственной репутации.
Екатерина Глебова
70 лет, владелица аптечной сети «Тверская оптика»:
– Я голосовала за, потому что вот уже 15 лет я на пенсии и все равно продолжаю работать.
– Однако вы же получаете и зарплату, и пенсию, а другим пожилым людям предлагаете жить на одну зарплату. Получается, это отъем пенсии.
– Отъем? (Удивленно). Почему отъем? Я не думаю, что это будет так.
– А как же иначе? И как быть пенсионерам в малых городах, где нет работы, да никто и не возьмет на работу пожилых людей?
– Сельская местность – это отдельный разговор. Я думаю, в законе все предусмотрят. И вообще, я в основном общаюсь с пенсионерами и ветеранами, так они, наоборот, рады, что будет прибавка к пенсии на 1000 рублей.
Юрий Цеберганов
70 лет, генерал ФСБ, бывший главный федеральный инспектор в Тверской области:
– Меня не было на этом заседании.
– Но вы передавали свой голос коллегам?
– Да.
– И как они проголосовали за вас?
– Не знаю, я только прилетел, еще не разговаривал с ними.
– Но вы же передавали свои пожелания, как голосовать?
– Конечно, но я не хочу это комментировать. Я хоть и был за границей, но знаю, что пишет ваша газета, что она назвала нас трусами.
– Если депутаты отказываются голосовать поименно по такому важному вопросу, как еще их назвать? Выскажите хотя бы просто свою позицию по отношению к пенсионной реформе.
– Ой, я в дороге, а вы мне столько вопросов задаете…
– То есть вы не хотите это комментировать?
– Да, не хочу.
Что ж, мудрый Цеберганов успешно провел спецоперацию.
Александр Тягунов
78 лет, заслуженный строитель, депутат разных уровней на протяжении многих лет:
– Не могу давать комментарии.
– Почему?
– Это консолидированное решение фракции «Единая Россия».
– Решение было вынесено на федеральном или региональном уровне?
– На федеральном я не был. Это консолидированное решение фракции «Единая Россия».
– Если бы не было этого решения, вы бы раскрыли свою позицию?
– Это консолидированное решение фракции «Единая Россия».
Станислав Петрушенко
49 лет, бывший замдиректора «Тверьгор-электро», предприниматель:
– Законодательное Собрание в целом одобрило именно проект пенсионной реформы, уже организована рабочая группа, в течение трех недель необходимо провести серию круглых столов, встреч с экономистами, научными работниками, профсоюзами, чтобы услышать мнение общества и сформулировать предложения в Государственную думу ко второму чтению законопроекта. На основе предложений, поступивших из регионов, будут вноситься поправки.
Понятно, что в этой теме много нюансов. Например, доярка к 60 годам не сможет работать по профессии в силу тяжелых условий труда. Однако этот и другие вопросы, я уверен, будут предусмотрены в итоговом законе, от социальных гарантий государство не отказывается, мы все это с вами еще увидим.
Насчет того, своевременна ли эта реформа или нет, я скажу, что, наверное, нет, надо было проводить ее гораздо раньше. И как раз сейчас мы подошли к рубежу: из-за демографического спада малочисленное население работоспособного возраста не может обеспечивать растущее число пенсионеров. Если мы не примем меры, то, в конце концов, можем потерять и страну. Кому из нас хочется повторения 17-го года? Голосовать против реформы, как сделала оппозиция, я считаю, неконструктивно. Повышение пенсионного возраста – это неизбежность.
Решение, принятое Заксобранием, конечно, непопулярное, но вынужденное. Жители всех стран, согласитесь, всегда против повышения пенсионного возраста. Да, уровень жизни во многих странах выше, но не во всех. У меня близкие живут в Латвии, на пенсию там выходят позже, чем у нас, но я бы не сказал, что там условия лучше.
Нам нужно думать о будущем страны. Под реформу попадаю я сам и мои родственники, но необходимо принимать решения не только из личных выгод.
***
Единственный депутат, который согласился аргументировать свою позицию. В общем, «не головки горькие», как говорится в словаре Сергея Голубева. То есть ничего катастрофического, по мнению Станислава Петрушенко, в реформе нет; наоборот, это средство против катастрофы.
Такое мнение при всей его спорности, конечно, имеет право на существование. Согласны, народ всегда будет недоволен повышением пенсионного возраста, но исключительно важный фактор – доверие к выборным органам власти, которого, к сожалению, в России нет из-за отсутствия нормально функционирующего института выборов. И именно это скорее приведет к катастрофе, а непопулярные меры правительства выступят лишь катализатором.
Виктор Константинов
65 лет, гендиректор ржевского завода «Электромеханика».
При нашем первом звонке Виктор Вениаминович сказал, что он за рулем, и дал понять, что разговаривать не хочет. На следующий день мы перезвонили, ожидая, честно говоря, снова застать его за рулем, и даже хотели пошутить, что депутат отправился в кругосветное путешествие. Но Виктор Константинов обманул наши ожидания:
– Я работаю.
– Когда вам можно перезвонить? Например, завтра?
– Я работаю. Мне нужно еще и деньги зарабатывать.
На этом он положил трубку. Действительно, некогда тут о будущих пенсионерах рассуждать.
***
А вот депутаты, с которыми нам не удалось связаться, но которые тоже голосовали за повышение пенсионного возраста.
Александр Кушнарев
59 лет, бывший замглавы Удомельского района, бывший директор КАЭС.
Константин Антонов
49 лет, советник штата при руководстве ООО «СО «Тверьнефтепродукт».
Артур Бабушкин
55 лет, бывший милиционер, председатель комитета по социальной политике.
Возглавил рабочую группу по разработке поправок в законопроект. Не ответил ни на один вопрос о пенсионной реформе, который задавали ему оппозиционные депутаты ЗС.
Алексей Балфеткин
42 года, бывший аниматор «Эммаус Волга Клаб», теперь заведующий филиалом МФЦ N№ 2 г. Твери.
Валентина Белоусова
68 лет, главный врач стоматологической поликлиники в г. Кимры.
Константин Буевич
44 года, член команды бывшего губернатора Дмитрия Зеленина, сумевший зацепиться за депутатское кресло в ЗС.
Сергей Веремеенко
62 года, миллиардер, баллотировался в президенты Башкортостана. Является депутатом Законодательного Собрания со времен царя Гороха (сиречь Дмитрия Зеленина), однако ходит на заседания редко. Выиграл праймериз ЕР и собирается баллотироваться в Госдуму.
Василий Воробьев
44 года, бывший замглавы Андреапольского района, директор МУП «Андреапольские тепловые сети II».
Владимир Данилов
72 года, врач-стоматолог, почетный гражданин Бежецкого района. Заседает в ЗС со времен своего земляка покойного губернатора Платова, которому, говорят, сумел как-то хорошо вылечить зубы.
Денис Дородных
32 года, директор ООО «Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод». Представитель крупного агрохолдинга, где пожилым работникам придется явно очень тяжело.
Александр Клиновский
50 лет, генеральный директор ООО «СО «Тверьнефтепродукт».
Ирина Колесникова
62 года, главный врач городской поликлиники N№ 8. Наверное, должна понимать, как реально живут немолодые тверитяне – основные пациенты ее медучреждения.
Лилия Корниенко
72 года, заслуженный работник пищевой индустрии РФ, почетный гражданин города Твери, генеральный директор ОАО «Волжский пекарь». Директору на хлебозаводе можно работать и немолодым, а выдюжат ли в ее цехах 60-летние простые работницы? Или их уже давно заменили молодые среднеазиатские парни?
Роман Крылов
38 лет, заместитель генерального директора по управлению активами ПАО «Электромеханика».
Олег Лебедев
54 года, бывший глава Твери. Любитель светских мероприятий, славится своим нервным характером.
Руслан Лебедев
55 лет, генеральный директор ОАО «Нелидовский ДОК», председатель Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров.
Антонина Нестерова
48 лет, бывшая глава Кимрского района. До этого работала педагогом в Дубне. По своему опыту должна знать, как сложно найти работу в райцентрах женщинам не первой молодости.
Максим Пилюшкин
33 года, заместитель генерального директора ООО «Торгово-закупочная компания «Тверца».
В начале карьеры пиарщиком этого молчаливого парня его была мама. Интересно, голосовать так его тоже мама надоумила?
Андрей Римдзенок
55 лет, военный, бывший глава Нелидовского района. Самая известная его инициатива – собрать с жителей деньги на ремонт дорог в складчину.
Антон Секержицкий
46 лет, директор ООО «МАС». Сын уважаемого отца.
Алексей Тимонов
48 лет, председатель колхоза «Мир» в Торжокском районе, сменивший убитого на своем рабочем месте Николая Попова. Кресло депутата, видимо, получил тоже как преемник Попова.
Евгений Шамакин
67 лет, директор Пенсионного фонда в Тверской области, кстати, по роду работы заинтересованный в сокращении количества пенсионеров. Напомним, самые красивые здания в любом райцентре – здания Пенсионного фонда.
Ирина Шереметкер
50 лет, генеральный директор «Дельта плюс сервис», президент Ассоциации туризма Тверской области.
Уже несколько лет ест селигерские рыбники и пожарские котлеты под видом развития туристической отрасли.
***
Единственным депутатом от «Единой России», выступившим против пенсионной реформы, оказался Павел Яковлев из Бологого. Он не скрывает своей позиции, но от комментария отказался. Понимаем, как непросто приходится депутату, который сделал выбор в пользу народа и пошел вразрез с корпоративными интересами. Но только таким и должен быть депутат, как считает политолог Екатерина Шульман. Не нужно иметь десять высших образований или быть миллиардером – главная задача депутата заключается в выражении воли народа. Если этого не происходит, то гнать нужно такого «писдрика».
Что касается председателя Заксобрания Сергея Голубева, то писать книжки у него получается лучше, чем выстраивать диалог с обществом. Советуем ему приступить к мемуарам «Записки писдрикского клуба». Уверены, самоирония поможет исправить репутацию.
Дмитрий Кочетков, Екатерина Смирнова