По запросу Арбитражного суда Московской области, который рассматривает иск обманутых пайщиков ЗАО «Совхоз имени Ленина», Федеральная налоговая служба России предоставила результаты проверки зарубежных активов бывшего кандидата в президенты Павла Грудинина.
На момент регистрации кандидатом Грудинин держал в банке UBS Switzerland AG 13 незакрытых счетов на общую сумму 1 млн долларов, в том числе 5,5 кг золота. Эта информация была растиражирована в СМИ во время президентской кампании, хотя на тот момент она составляла налоговую тайну. Собственно, поэтому предметного разговора с кандидатом тогда ни у кого не получилось.
Однако теперь факт официально стал достоянием гласности: материалы, которые подтверждают, что Грудинин 19 раз нарушил валютное законодательство России, когда скрыл от налоговой информацию об иностранных счетах, предоставлены суду. И наверное, настала пора экс-кандидату в президенты объяснить избирателям, почему он отрицал наличие активов в альпийской республике.
Усы затмили все?
Утверждать, что после выборов Грудинин с головой ушел в дела совхозные и забыл о политических амбициях, было бы преждевременно.
Да, публичная активность экс-кандидата поутихла, и все же не забылись пока его многочисленные акции, последовавшие за окончанием выборов, например громкое сбривание усов или организация форума против мусорных свалок в Московской области, который в интернете окрестили фейковым.
Да и сегодня он нет-нет да и выступит по какому-нибудь поводу: недавно критиковал законопроект о продаже лесных грибов и ягод. Так когда же «красный директор» забудет о политических амбициях и продолжит «строить социализм» в совхозе?
До квартиры не дожить
Впрочем, сначала бывшему кандидату стоит определиться, что делать с многочисленными скелетами, которые вылезли в ходе предвыборной гонки из его шкафа. Многие хорошо помнят истории обманутых пайщиков и работников совхоза, оставшихся без обещанных квартир, которые сделали достоянием гласности средства массовой информации.
В тяжелые 1990-е в хозяйство Грудинина на работу завлекали хорошими условиями, высокими зарплатами и возможностью получить квартиру. Совхоз строился практически руками приезжих. Но высокие зарплаты (Грудинин заверяет, что сейчас в среднем они составляют 78 тыс. руб.) всегда были не более чем красивой сказкой.
«Больше 17 тысяч почти никогда не видели», – рассказывает бывшая работница хозяйства Майя Мега. Вместе с мужем Геннадием и двумя детьми она переселилась туда в 1997 году. Ее супруг устроился в совхозе Грудинина сначала бригадиром, затем мелиоратором.
В начале 2000-х, когда Геннадий уже отработал там несколько лет, семье по договору коммерческого найма наконец дали «двушку». В собственность жилье должно было перейти после 15 лет непрерывного стажа главы семьи. Не случилось. Геннадий, отдавший хозяйству Грудинина в общей сложности 11 лет, внезапно умер.
Майя просила оставить квартиру ей, ведь сколько в нее было вложено. К тому же муж львиную долю стоимости уже отработал и выплатил. На тот момент она с двумя детьми, один из которых несовершеннолетний, были прописаны в коммуналке.
Но Грудинин остался непреклонным – предложил либо выкупить жилье по полной рыночной стоимости, либо съезжать. Озвученная совхозом цифра повергла Майю в шок – баснословные для нее 6,5 млн рублей.
«Этот человек чувствовал надо мной власть относительно жилья, – вспоминает вдова, которую в 2013 году директор совхоза все же выкинул на улицу. – Он очень равнодушный, надменный и амбициозный и не терпит критики в свой адрес, что плохо для руководителя. Самодур».
Выселение под дулом
Семья Филькиных перебралась в совхоз из Мордовии в том же 1997 году. Муж устроился слесарем, сын Александр – водителем бензовоза, жена и невестка – в котельную. Жили в общежитии, а в 2002 году получили ключи от квартиры. Чтобы она перешла в собственность, глава семьи Александр Васильевич должен был отработать 10 лет и выплачивать за нее определенную сумму каждый месяц.
Но уже в 2006 году совхоз в одностороннем порядке изменил форму договора с коммерческого найма на аренду. А затем и вовсе наступил ад – всех Филькиных уволили, а вопрос о квартире поставили ребром: выкупайте по рыночной стоимости или съезжайте. Никакие аргументы, что до конца беспрерывного стажа остался всего год, что оплачена большая часть стоимости жилья, на директора не действовали.
«И вот Грудинин продает это жилье вместе с моими родителями некоему третьему лицу», – описывает Александр события 2012 года. А покупатель подает в суд на выселение семьи Филькиных из квартиры.
Выселяли их судебные приставы. «Однажды меня не было дома, мама не выдержала – зашла в ванную, облилась горючей жидкостью, подожгла себя и выбежала на пристава с криком: «За сколько тебя купил Грудинин?» В итоге – ожог 35–45% кожного покрова», – вспоминает тот ужасный день Александр.
Потом пристав приезжал выселять людей уже с автоматчиками. Руководил ими, уверен Филькин-младший, лично Павел Николаевич.
Подобным образом лишились жилья порядка 18 семей.
Суд выяснил, кто бенефициар
В совхозе имени Ленина не только выселяли сотрудников из квартир на улицу, но и отбирали у них землю. Обманутые пайщики до сих пор борются за свои права. В 1995 году во время организации ЗАО директор убедил сотни людей передать их паи его структуре. Но никаких свидетельств о праве собственности они не получили. При этом 104 человека из списка вообще выкинули.
Пайщики судятся с Грудининым много лет и сейчас близки к победе. По их иску Арбитражный суд Московской области признал недействительной сделку по продаже совхозной земли фирме «ТТ Девелопмент», связанной с Грудининым.
А теперь изучает подробности передачи этих участков компании «Каширский молл». За это компания Грудинина получила долю в «Каширском молле», однако ее стоимость оказалась в 37 раз ниже цены переданных участков. Разница составила почти 1 млрд рублей.
В общем-то, благодаря этому делу обманутых пайщиков и открылась правда, причем не только в отношении грудининских счетов, но и офшора Bontro LTD. Фирме из государства Белиз принадлежит 20% совхоза. Грудинин клялся, что понятия не имеет, кто за ней стоит. Но суд выяснил: конечным бенефициаром являлся именно «красный директор» как минимум до 31 декабря 2017 года. Если прибавить эти 20% к его личным 44% акций ЗАО, то получается 64%. А значит, Грудинин контролировал и принимал решения по всем сделкам.
«Непригоден для большой политики»
Директор Института новейших государств Алексей Мартынов считает: «Если в начале предвыборной кампании Грудинин как новый кандидат от КПРФ был интересен избирателям, то сегодня доверия ему нет никакого. Ведь поначалу он якобы забыл о многомиллиардных счетах в банке Лихтенштейна».
Кроме того, Грудинин скрыл, что его родственники владеют недвижимостью в Испании и Латвии, а старший сын и вовсе имеет там вид на жительство, напоминает Мартынов. «А теперь, когда еще и подтвердились данные о его счетах в банке Швейцарии, возникает полное ощущение, что россиян он просто держал за идиотов», – говорит эксперт.
Гендиректор Центра политического анализа политолог Павел Данилин так охарактеризовал предвыборную кампанию Грудинина: «Систематическая публичная ложь».
Он отметил, что не может вспомнить подобных примеров, когда кандидат в президенты «вел бы себя настолько бесцеремонно».
«Фактически Грудинин, до сих пор пытающийся утаивать принципиально важную для избирателей информацию, доказал, что для большой политики он непригоден. И никакой пиар, никакие другие публичные потемкинские деревни, которые он выстраивает, чтобы показать: мол, смотрите, я не только говорю, но и делаю, – ему не помогут. Ведь пока единственное, что он сделал, – это сбрил усы», – заключает Данилин.
Матвей Сидоров