Эта история началась достаточно давно, когда журналисты газеты «Караван+Я» обратили внимание, что Тверь все чаще стал накрывать смог от горящей свалки на 13-м километре Бежецкого шоссе. Люди болели, а местные власти делали вид, что ничего не происходит. Вскоре каравановцы опубликовали еще советские геологические изыскания, в которых был определен новый участок для полигона утилизации отходов недалеко от Твери. После этого во властных кабинетах при участии депутатов Законодательного Собрания и Тверской городской думы были осуществлены манипуляции, в результате чего территория будущего полигона оказалась в частных руках.
Все эти шаги чиновников подробно живописались в газете, однако прокуроры и прочие силовики, призванные следить за законностью, безмолвствовали. Тем не менее сегодня главный акционер полигона оказался в бегах. Говорят, что он скрывается от российского правосудия в США. После этого тверская свалка оказалась в руках мэра Москвы Сергея Собянина.
Заявление Юрия Матусова, новоиспеченного московского директора ООО «Полигон», о прекращении приема отходов с 1 августа в связи с исчерпанием лимитов повергло в панику Тверь, опасающуюся мусорного коллапса. Однако 25 июля губернатор Игорь Руденя прокомментировал «Каравану», что полигон перейдет в собственность Тверской области и продолжит работу. Более того, через два дня директор полигона отозвал уведомление о прекращении приема отходов.
«Караван» разбирался, что скрывается за этими финтами.
Курс на консолидацию
– Полигон строился на частные средства «Межтопэнергобанка», прошлым руководством региона были достигнуты определенные договоренности, подписаны соглашения, – сказал Игорь Руденя 25 июля. – Однако с того момента, как у банка была отозвана лицензия, ситуация вышла из-под контроля, управление объектом было потеряно. Мы обратились к руководству Москвы с просьбой помочь консолидировать эти активы, они были скуплены московским ГУП «Экотехпром». Вчера у нас состоялась встреча с мэром столицы Сергеем Собяниным, его заместителями, где обсуждалось завершение всех необходимых для этого процедур. В ближайшее время полигон будет передан в областную собственность, его работа не будет остановлена. Там будет организовано не только складирование, но и мусоросортировка в соответствии с современными требованиями. В этом смысле регион планомерно продолжает курс на консолидацию социально важных объектов в своей собственности. Я по-прежнему убежден в правильности этих действий, поскольку задача бизнеса – это извлечение прибыли, а задача власти – обеспечение благополучия граждан.
Однако, дорогая свалочка!
Как удалось выяснить «Каравану», ГУП «Экотехпром» выкупило активы полигона более чем за 160 млн рублей (эти деньги пошли частным лицам), при этом взял на себя задолженность предприятия около 800 млн рублей. Около 500 млн рублей – это задолженность перед «АСВ-Страхование», 300 млн рублей – долги за лизинг оборудования, еще 150 млн рублей стоит строительство карты N№ 2.
Какое имеет отношение «АСВ-Страхование», предназначенное для страхования вкладов частных банков, к тверской свалке мусора, остается загадкой. То есть это долги «Межтопэнергобанка»? И почему Тверская область должна выкупать чужие долги?
А теперь несколько совпадений. Юрий Борисович Шутов – фактический владелец и председатель правления «Межтопэнергобанка» с момента его образования. Окончил (с отличием) Московский физико-технический институт (МФТИ) по специальности «прикладная математика и физика» в 1990 году. Заметьте, Андрей Николаевич Епишин, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в 2005–2016 годах был председателем Законодательного Собрания Тверской области. В 1990 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «прикладная математика и физика». Возможно, это случайно, но Андрей Епишин и Юрий Шутов учились одновременно в одном и том же институте на одной и той же специальности.
Мусорный тариф поднимут в четыре раза?
Полигон ляжет тяжелым бременем на бюджет Тверской области. Дело в том, что для него тариф по вывозу мусора составляет 500 рублей за тонну (при оплате вчистую) и это не позволяет, по мнению бизнесменов, обслуживать кредиты. Рентабельным считается тариф 1200 рублей за тонну. Низкий тариф – 500 рублей остался со времен губернатора Андрея Шевелева, который пытался отобрать у друга председателя Законодательного Собрания этот лакомый кусок свалки, где мусор превращался в деньги.
Расценки в Тверской области несопоставимы с московскими – там более 2500 рублей за тонну (кстати, именно поэтому мусор из Москвы везут под Тверь). Сергей Собянин предложил поднять тариф для тверских в четыре раза, или полигон будет закрыт. До какой степени нужно было пасть в своем ничтожестве местным депутатам, местной власти, чтобы главными тверскими инфраструктурными объектами управляли из соседнего Московского региона.
Надо отдать должное позиции нынешнего губернатора Игоря Рудени, который все же как-то начал решать проблему и выторговал назад полигон – и так несколько лет назад принадлежавший Тверскому региону. Собянин решил скинуть объект со своих могучих плеч на хрупкие плечи тверского губернатора.
Если вспомнить историю с самого начала, то поражает абсурдность ситуации: регион должен выкупать исчерпавшую себя и обремененную долгами свалку, из которой все, что можно, уже выжали коммерсанты. Причем толком они ничего туда не вложили.
Но самый убийственный факт в том, что государственная экологическая экспертиза получена полигоном в 2014 году, и срок ее действия истек. Что в таком случае приобретает Тверская область за такие огромные деньги? Мусорную яму без разрешительных документов?
Славновское поселение согласия не дает
Вызывает вопросы, как быстро «переобулся» директор полигона Юрий Матусов. До сенсационного заявления губернатора Тверской области он убеждал, что объект себя окончательно исчерпал:
– Я здесь работаю совсем недавно, но ваши местные власти прекрасно знали о лимитах карты N№ 1, систематически делали запросы и понимали, что рано или поздно все закончится. У полигона больше нет технической возможности принимать мусор до введения в эксплуатацию второй очереди. А мы до сих пор не получили разрешение на строительство.
Через пару дней Юрий Матусов отказался от своих слов. Заметим, что этот новый полигон был введен в эксплуатацию в 2014 году, а через полгода должна была заработать карта N№ 2, уже через 30 месяцев на объекте должны были осуществляться мусоросортировка и мусоропереработка в современных понятиях. Однако ничего сделано не было. Московские специалисты, осмотрев объект, по нашим данным, заявили, что это не полигон, а банальная свалка, корыто с пленкой. И совершенно понятно, почему Славновское поселение не дает разрешение на строительство второй очереди – деятельность предприятия не соответствует экологическим требованиям. Там должен быть комплекс по мусоропереработке, а не свалка, такова принципиальная позиция поселения.
Местные жители в этой истории самая пострадавшая сторона. С появлением полигона многие стали отказываться от участков, поселение лишилось налоговых поступлений. ООО «Полигон» не выполнило обещания по инвестированию в благоустройство поселения и пыталось через суд сократить издержки, пересмотрев кадастровую стоимость земли. Когда полигон перейдет в областную собственность, Славновское поселение и вовсе лишится финансовой базы. Местные жители считают, что ими воспользовались, а потом бросили на произвол судьбы.
Тверская область долго будет приходить в себя после того, как социально важный объект был отдан на откуп частному бизнесу. Между тем люди, лоббировавшие проект, до сих пор занимают высокие посты в органах власти, заседают в креслах депутатов от партии «Единая Россия». Но получат ли они по заслугам?
Участники аферы – кто они?
Еще раз напомним вам историю. Участок под полигоном был в неразграниченной собственности Лесфонда и относился к землям бессрочного пользования. Администрация Калининского района провела аукцион, в котором победил «Межтопэнергобанк». В период губернаторства Дмитрия Зеленина это странное финансовое образование планировало в Тверской области ряд скандальных проектов, в том числе строительство цементного завода в Старице. Цементный и мусоросжигательный завод в их представлении был единым технологическим комплексом. Однако протесты населения отсрочили этот проект. В августе 2016 года в Твери было открыто региональное отделение «Межтопэнергобанка» с участием тогдашнего председателя Законодательного Собрания Тверской области, ныне члена Совета Федерации Андрея Епишина. С Юрием Шутовым встречался новый губернатор Игорь Руденя. Однако вскоре после банкротства Шутов бежал за границу и бросил своих партнеров.
Между тем жители Славновского поселения продолжали борьбу против полигона, обращали внимание властей на то, что объект находится в границах особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник» «Болото Оршинский Мох», но их никто не слушал. «Караван» предупреждал о том, что эта серая схема ни к чему хорошему не приведет. Вот что еще в 2013 году писал наш тогдашний главный редактор Геннадий Климов: «Территорию для нового полигона выбирали более 40 лет. Но чиновники и депутаты создали проблему: этот клочок земли, найденный с таким трудом, приватизирован людьми, близкими к председателю Заксобрания Епишину. Этот участок по сомнительной схеме вывели в частную собственность. Так, было образовано ООО «Полигон», была создана частная монополия. Сейчас нужно вернуть назад то, что принадлежит горожанам. Нужно договариваться с инвестором – «Межтопэнергобанком» – об условиях, которые устраивали бы и его, и регион».
Прошло пять лет, и теперь губернатор Игорь Руденя заявляет о недопустимости нахождения полигонов в частной собственности. В частности, на заседании 25 июля у него состоялся такой любопытный диалог с министром ЖКХ Андреем Волгиным.
– Скажите, в соответствии с этими правилами (регионального оператора по обращению с отходами. – Прим. ред.) в чьей собственности могут быть полигоны? – спросил Игорь Руденя.
– Они могут быть в собственности как регионального оператора, так и региона, а также в частной собственности, – ответил Андрей Волгин.
– Нет, в частной собственности они не будут, – заявил губернатор. – Полигоны должны быть под нашим контролем. Мы уже достаточно натерпелись с частным полигоном в Кимрах (на котором не могут окончательно потушить огонь. – Прим. ред.). Регион не должен быть заложником безответственности отдельных представителей коммерческого сектора. Взаимодействие с частными структурами возможно только в формате субподряда.
Что интересно, и полигон в Кимрах – это зона ответственности Андрея Епишина, избиравшегося много лет в Законодательное Собрание по Кимрскому округу и курировавшего эту территорию, тесно взаимодействовавшего с тогдашним мэром Максимом Литвиновым.
Никуда эти люди не ушли, они, как и прежде, среди нас. Теперь Тверская область по их вине будет расхлебывать заваренную кашу, принимать на баланс свалку и платить за Юрия Шутова и компанию, набивших карманы в результате этой финансовой операции.
Так что «Полигон наш» кричать неуместно. Непонятно, зачем Тверской области мусорная яма, которая не имеет ни ресурсов, ни действующей экспертизы, зато в качестве «приданого» имеет финансовые обязательства «Межтопэнергобанка», руководство которого набрало кредитов и исчезло. Не легче ли построить новый полигон, чем влезать в эту сомнительную схему?
Дмитрий Кочетков