С 18 по 23 июля состоялся крестный ход по святым местам реки Тьмы. Этому уникальному для всей православной Твери явлению исполняется 18 лет. На протяжении шести дней люди шли вдоль Тьмы, через болота, леса и пойменные луга, хранящие в себе тысячелетнюю историю. Маршрут лежал через деревни, в которых еще сто лет назад стояли монастыри и храмы. Некоторые святыни и памятники архитектуры удалось восстановить, а некоторые по-прежнему остаются в запустении. Где-то рядом с разрушенными храмами на берегу Тьмы скрыты мощи святых монахов-подвижников Нектария, Саввы и Варсонофия Тверских, Ксенофонта Тутанского.
Нынешний крестный ход посвящался сразу четырем событиям: 700 лет со дня преставления князя Михаила Тверского, 650 лет со дня преставления княгини Анны Кашинской, 30 лет прославления (причисления к лику святых) Ксении Петербургской, а также 25 лет обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа тверского.
Туристический бренд
Из года в год паломничество по Тьме организовывается Тверским союзом православных мирян.. Так получилось, что свое совершеннолетие крестный ход отметил без главного организатора и идейного вдохновителя – отца Сергия Дмитриева. Отец Сергий не первый год служит в Италии и, к большому сожалению, вырывается на родину не так часто. Он смог приехать в Тверь лишь на следующий день после завершения паломничества по Тьме.
Многие участники шутили, что крестный ход вырос и больше не нуждался в покровительстве своего основателя. В какой-то степени это движение стало туристическим брендом – маршрутом для православных паломников, которые не имеют лишних денежных средств или времени, чтобы отправиться в Иерусалим, Константинополь (ныне Стамбул) или Оптину пустынь. Тверская земля действительно богата на святых людей, которые жили и показывали пример истинного христианства буквально в 10–15 километрах от Твери.
В первую очередь хождение по берегам Тьмы имеет духовно просветительское значение. Это православие такое, каким оно должно быть, без телекамер, лишнего пафоса, направленное на борьбу со своими недостатками и на любовь – или хотя бы на тренировку терпения к такому не всегда удобному ближнему.
Где споткнулся конь Глеба
Быстрый и веселый нрав Тьмы играет с путниками, она постоянно петляет, заставляя паломников несколько раз переходить свои воды вброд. Река как бы предлагает омыть ноги уставших горожан, привыкших к комфорту. Люди осмелились бросить вызов своим слабостям и решились изнурить тело ради укрепления духа.
Тверской Иордан – так можно назвать Тьму. Ведь именно на ее берегах, на месте, называемом курган Никола, неподалеку от деревни Отмичи, зафиксировано первое летописное упоминание христианства на тверской земле. В 1015 году Глеб – сын князя Владимира – путешествовал в этих местах. По преданию, конь князя Глеба повредила ногу, а сам Глеб каким-то образом потерял здесь княжеский медальон. И, несмотря на эти дурные знамения, он не изменил свой маршрут и отправился от кургана на ладье, все ближе к мученической смерти.
– Возможно, медальон потеряли слуги Глеба, – рассказывает иеромонах Никодим, это он написал иконы святых князей на иконостасе храма Бориса и Глеба в Отмичах. – Икона – это прежде всего не исторический, а духовный сюжет, на котором изображен обновленный, преображенный образ того или иного святого. Например, мученика, которому отсекли голову, не изображают без головы. На иконе вообще недопустимы недостатки, находившиеся у святого при жизни, потому что в царствии небесном он преображен, может быть поэтому на шее у князя Глеба есть медальон. Сразу отмечу, что традиция изображения святых князей, скажем так, поодиночке не нова, я скопировал ее с древних списков.
Сергей – один из старожилов крестного ход, по его словам, паломничество по Тьме является продолжением Волжского крестного хода, а на кургане Никола порой происходят чудеса:
– Каждый крестный ход по Волге мы получаем мощи святых или чудотворную икону, затем эта святыня обходит и здешние берега. В 2007 году мы должны были получить Державную икону Божией Матери, но в итоге святыня не доехала до Твери, и отец Сергий заказал список иконы. Копия прошла по тому же маршруту. Икона была довольно тяжелая, ее пришлось нести вчетвером на плечах, постоянно меняясь. Когда мы служили молебен на кургане Никола, копия чудотворной иконы стала источать миро. В 2017 году паломники снова увидели подобное чудо, но уже на иконе апостолов Петра и Павла.
Кроме кургана Никола, в окрестностях Отмичей есть еще одно любопытное место – Глебово поле, чем-то напоминающее останки древнего городища. До строительства плотин и гидроузлов эти места затапливались, поэтому у жителей Отмичей к заборам всегда были привязаны лодки.
В Отмичах возводится подворье Николо-Малицкого монастыря по инициативе отца Бориса (Тулупова), в том же афонском стиле. Второй храм монастыря в честь Покрова Божией Матери будет построен также по греческой традиции. На воротах монастыря высится огромная колокольня, уходящая в небо. Она встречает путников благовестом.
Пока трудники и монахи живут в Отмичах периодами по принципу космонавтов, постоянно курсирующих между МКС и Землей. А еще в селе есть небольшая деревянная часовня, в ее ограде стоит огромный металлический крест, он был найден участниками первых крестных ходов по Тьме, скорее всего, этот крест возвышался на одном из храмов древнего отмицкого монастыря.
«Выход из колеса искусственной жизни»
В отсутствие отца Сергия в этом году крестный ход возглавил священник из Эммауса – отец Евгений Минин. Для него этот поход стал долгожданным, но в то же время непростым:
– Это паломничество – испытание не только наших физических возможностей, но в первую очередь нашей веры. Для меня было некоторым откровением, что мир проживет без нас и не рухнет, пока мы потрудимся здесь несколько дней. Накануне крестного хода у меня была высокая температура, я боялся, что не смогу пойти. Во время крестного хода боялся, что сотру ноги и не дойду. Местами было экстремально, тяжело. Мои представления о самом себе разрушились: до этого похода я полагал, что у меня есть хотя бы капля терпения и веры… Здесь ты начинаешь видеть окружающий мир намного глубже. Наша жизнь не зацикливается на трафарете дом – работа – дом. Покойный протоиерей Даниил Сысоев говорил: чем мы отличаемся от хомячков, которые бегут по кругу и не могут выбраться? Вот так доживем до 85 лет, оглянемся, а была ли жизнь? Крестный ход – выход из этого колеса искусственной жизни. Бог как бы показывает: смотри, какое чудо, какую красоту я тебе дал! Когда под моросящим дождем ты подходишь к умывальнику с холодной водой, чтобы помыть деревянную ложку и алюминиевую миску из-под вкуснейшего супа… Холодный, мокрый, уставший, ты стоишь в очереди, но при этом ловишь себя на мысли, что счастье тебя переполняет. Оказавшись под дождем рядом с домом, ты, наверное, испугался бы, убежал, а здесь дождь – это благо, потому что идти не жарко, ну а когда выглядывает солнце, вообще радуешься, как ребенок. Некоторые паломники брали с собой детей. Одной девочке восемь лет, она несет на себе рюкзак, а на этом рюкзаке сверху едет ее младший брат. Это как Чебурашка, который говорит Крокодилу Гене: «Гена, давай я понесу чемоданы, а ты понесешь меня». Дети идут, улыбаются, не капризничают. К сожалению, современное общество утеряло ощущение взаимовыручки, понимания того, что в тебе нуждаются и ты ответственен за своих родных. Люди привыкли друг с другом ругаться. А здесь, во время крестного хода, мы видим, что дети разумнее нас, они не жалуются, не унывают и помогают друг другу.
Маршрут на футболке
В крестном ходе участвовали абсолютно разные люди, вряд ли бы встретившиеся в обычной жизни: ученые, предприниматели, пенсионеры. Вера Степановна – самая старая участница, свой возраст она не афиширует:
– Мне запретили говорить, сколько мне лет, – шутит бабушка, но можно смело сказать, что ей явно за семьдесят. Она присоединилась к процессии в первый день, в деревне Каленицы, при этом бабушка без труда перебегала с одного конца колонны на другой.
Молодой предприниматель Дмитрий, отправился в поход с семьей:
– Честно говоря, думал поучаствовать только в выходные, но потом решил пройти весь путь до конца. Ну, приеду я домой в воскресенье вечером. И что? Буду готовиться к понедельнику и вспоминать, как шел.
В последние годы все участники крестного хода получают футболки с символикой актуальных дат и праздников. В основе символа нынешнего хождения по Тьме использовано изображение одной из княжеских печатей святого Михаила Тверского в виде ангела с распростертыми объятиями и оцифрованный шрифт берестяных грамот XIII века. А паломникам подарили иконки тверского архиепископа Фаддея. Большие Борки, Заборовье, Каленицы, Анненское, Ивановское, Харитоново, Рождество, Кумордино, Тутань, Нектарьево, Савино, Отмичи, Черкассы, Николо-Малица – таков был маршрут паломников.
Иногда приходилось пробираться глухими лесными тропами, по колено в болоте, переходя реку вброд, а порой шли по сухому асфальту. Серьезным испытанием для паломников стал дождь, ливший практически на всем протяжении маршрута. Православные путешественники останавливались в деревнях, ночевали в храмах или в домах у гостеприимных жителей.
– Я принимаю паломников девять лет, – рассказывает Людмила Васильевна, жительница деревни Новинки, – сами мы приехали сюда из Уральска в 2008 году, там гостеприимство у людей в крови, если дашь путнику стакан воды – радость на сердце. Я их жду и еще издалека примечаю, когда они уставшие идут вдоль речки, с иконами, хоругвями, готовлю паломникам баню с дубовыми веничками.
За крестным ходом шел обоз из нескольких машин: перевозящий вещи, еду и готовый в любой момент отвезти паломника если не в город, то к ближайшему автобусному маршруту. Любой человек может легко войти в крестный ход и также из него выйти. Я прошелся вместе с паломниками от Новинок до Отмичей, и, судя по впечатлениям, стоит задержаться здесь как минимум на два-три дня. Ну а те, кто желает присоединиться к крестному ходу в 2019 году, могут зайти на страницы групп Тверских православных мирян и Тверского православного молодежного клуба «Сеятель» в группах соцсети «ВКонтакте».
В последние годы в паломничестве по Тьме участвуют от 70 до 100 человек. Увеличилась и продолжительность крестного хода с трех до шести дней, каждый день литургия – такое нельзя было представить на заре этого православного движения. 18 лет назад первую тропинку пробивала группа из четырех энтузиастов, с рюкзаками, без автомобильных обозов, они брели по деревням и читали молитвы у полуразрушенных храмов, многие из которых буквально восстали из пепла: появился деревянный храм в Тутани, построено подворье Николо-Малицкого монастыря в Отмичах, частично отремонтированы церкви в Анненском и Ивановском, восстановлен храм в Новинках. Да и сам Николо-Малицкий монастырь был построен за это время.
Так получилось, что именно Николо-Малица стала отправной и завершающей точкой хождения по Тьме. Отец Борис (Тулупов) провожает и встречает паломников не первый год, он уверен, что сам монастырь и многие храмы на Тьме стали восстанавливаться именно благодаря молитвам участников крестного хода.
А молятся паломники чуть ли не в режиме онлайн: панихиды у братских могил солдат, защищавших Калинин от фашистов, молебны о здравии возле поклонных крестов – когда-то стояли храмы и монастыри: акафисты святым читались прямо на ходу. На процессию обращают внимание не только жители деревень, но и отдыхающие на берегах Тьмы, люди оборачиваются, крестятся, некоторые подходят и интересуются, идут вместе с процессией некоторое расстояние. Приветственно сигналят и автомобилисты.
Крестный ход по Тьме – уникальное паломничество по тверским святыням, которые на первый взгляд находятся рядом, буквально в шаговой доступности, но в то же время приходится потрудиться, чтобы их достичь.
Павел Кириллов