Проблема мусора и свалок стала, как никогда, актуальной для соседних Тверской и Московской областей. Так, жители села Княжьи Горы в Зубцовском районе встали на пути ассенизационных машин с московскими номерами. Люди, желавшие безнаказанно слить неизвестные химикаты, были, что называется, застуканы на месте. Тем не менее ни аудио- и видеозаписи, ни показания многочисленных свидетелей, ни химический анализ от лаборатории Росприроднадзора ЦЛАТИ, во всяком случае пока, не убедили Следственный комитет Тверской области в том, что слив жидкости в открытый грунт был незаконным. Правительство региона, местные чиновники и полиция не видят в происшедшем никакого криминала.
«Как начальство договорилось, так я и слил»
В редакцию «Караван+Я» обратились жители села Княжьи Горы, а также деревни Шоши и деревни Красный Холм. По их словам, автоцистерны КамАЗ с московскими номерами неоднократно сливали неизвестное вещество неподалеку от их жилищ. Местные полагают, что администрация Княжегорского сельского поселения имеет прямое отношение к появлению ассенизационных машин.
– 27 марта мы поймали шофера, сливавшего какую-то вонючую жидкость возле нашей деревни. «Как начальство договорилось, так я и слил» – вот его слова. Он оговорился, что в цистерне содержимое биотуалетов то ли из Шаховской, то ли из Красногорска. Чуть позже на место пришел начальник местного МУП ЖКХ «Исток» Виктор Нагавчук и начал сочинять нелепые байки про молочный обрат. Мы звонили главе администрации Княжегорского сельского поселения, Любовь Вавилова притворилась, что ничего не знает о случившемся, а потом заговорила про воду из подвала сельской школы. Тогда я предложила взять пробу воды в школьном подвале и сравнить ее химический состав с содержимым цистерны, но глава ушла от ответа, – рассказывает жительница Княжьих Гор Нина Маушина.
На видеозаписях, предоставленных активистами, запечатлена перебранка с руководителем ЖКХ. Виктор Нагавчук действительно называл жидкость молочным обратом с Курьяновского молочного завода, а потом начал оправдываться, ссылаясь на некую устную договоренность с подмосковной фирмой, которая должна вывезти ТБО «в благодарность» за слив неизвестного вещества. За последний год твердый бытовой мусор из Княжьих Гор и окрестных деревень не вывозился. Мусорные баки переполнены, повсюду появляются стихийные свалки, где кишат крысы, лисы и еноты. Кроме того, есть еще одна версия происхождения жидкости – возможно, это ядовитый фильтрат с волоколамского полигона.
В путевом листе водителя КамАЗа стоял штамп красногорской фирмы ООО «Комтранс», контакты компании удалось найти в интернете, генеральным директором значится Тигран Симони Месропянц. Нам удалось дозвониться топ-менеджеру. Оказалось, что несколько лет наш собеседник уже не участвует в этом проекте, сама фирма была то ли продана, то ли закрыта, а основной парк техники состоял из самосвалов и рефрижераторов. В общем, ни слова об ассенизационных машинах.
Фильтрат со свалки «Ядрово» и ущерб 15,8 миллиона рублей
По иронии судьбы, село Княжьи Горы Зубцовского района Тверской области находится буквально в нескольких десятках километров от деревни с одноименным названием, но уже в границах Московской области. Не так далеко от этих населенных пунктов расположен и приснопамятный Волоколамск. Атака автоцистерн началась в январе 2018 года и затронула не только малый административный центр, но и близлежащие деревни. Следы неизвестного вещества появились и вдоль трассы Москва – Рига. По словам жителей Княжегорского сельского поселения, химикат сливался прямо с обочины в период с января по март 2018 года. Дорожников, убиравших снег на трассе, буквально выворачивало наизнанку от запаха вещества.
Сейчас лето, и вся растительность в этом месте пожелтела, почва стала абсолютно безжизненной. Жители также полагают, что токсичное вещество попало в исток реки Шоши, протекающей по территории Новозавидовского заповедника и впадающей в Волгу. Страшно представить, какие последствия может причинить этот ведьмин студень ихтиофауне истока Шоши.
– Еще в январе я видел, как из оранжевой автоцистерны КамАЗа сливалась жидкость с отвратительным запахом прямо на открытый грунт. Я обратился в администрацию Княжегорского сельского поселения, но там лишь пожали плечами, бездействовал и местный участковый. Пришлось ехать в прокуратуру Зубцовского района, оттуда мое обращение было направлено в Осташковскую межрайонную природоохранную прокуратуру. В марте пришел ответ, что письмо вернулось в администрацию Княжегорского поселения, так как порча земельных ресурсов относится к юрисдикции муниципалитетов, – пояснил житель деревни Шоши Геннадий.
Впрочем, письмо Геннадия в природоохранную прокуратуру не было подкреплено видеозаписями и фотографиями, в отличие от обращения активистов из Княжьих Гор. Они написали не только в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, но и губернатору Тверской области и в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, принять экстренные меры и не допустить очередных сливов. Жители хотят решить вопрос с обезвреживанием загрязненных участков и боятся, что токсичные вещества попадут в деревенские колодцы и могут спровоцировать инфекционные заболевания у животных.
Правительство области не смогло помочь активистам и ответило в стиле: мы не можем повлиять на СУ и прокуратуру. В свою очередь, Осташковская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку, подключив к выездной комиссии сотрудников тверского Росприроднадзора и лабораторию ЦЛАТИ. По результатам лабораторных исследований выяснилось, что вещество, сливавшееся возле Княжьих Гор, имеет третий класс опасности. Установлен ущерб природе в размере 15,8 миллиона рублей.
«Дело по факту незаконного складирования и транспортирования опасных отходов, повлекших причинение существенного вреда окружающей среде, передано в Ржевский межрайонный отдел СУ СК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 247 УК РФ» – такой ответ получили активисты. Но виновники в лице предприятий и конкретных людей, организовавших слив неизвестного химиката, пока не найдены. И это несмотря на всю кажущуюся очевидность дела.
Многочисленные попытки привлечь к уголовной ответственности водителя КамАЗа Левченко и начальника местного ЖКХ Виктора Нагавчука не увенчались успехом, ржевская и зубцовская полиция почему-то не увидела состава преступления и вышеупомянутую статью 247 УК РФ, поверив в теорию про молочный обрат с Курьяновского молочного завода. Стоит добавить, что Виктор Нагавчук имеет не самую хорошую репутацию. Будучи председателем сельскохозяйственного производственного кооператива «Сишка», Нагавчук три раза обналичивал в банке денежные средства кооператива. По информации СУ СК РФ по Тверской области, общая сумма снятой наличности составила более 977 тысяч рублей, суд приговорил его к выплате штрафа в размере 450 тысяч рублей.
Следы преступления пытались стереть
Что касается Курьяновского молочного завода, то его генеральный директор Карен Габриелян не скрывает того, что знаком с Виктором Нагавчуком, более того, они являются партнерами по бизнесу:
– Мы работаем с фермерским хозяйством Виктора Нагавчука. Покупаем молоко, а он забирает у нас не обрат (обезжиренное молоко), а разбавленную молочную сыворотку для заливки силосных ям и корма телят. Сливать обрат на землю? Он денег стоит, его просто так в землю никто сливать не будет. К нам обращались природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, Следственный комитет, брали анализы всего и вся. Я уже устал им всем рассказывать, что сыворотка не может принести вреда экологии. Сегодня существуют готовые ТУ на использование молочной сыворотки в качестве удобрения почвы, многие фермерские хозяйства так делают.
Слова Карена Габриеляна могут подтвердить не только фермеры, но и старые деревенские жители. Раньше в деревне дети при дефиците продуктов пили сыворотку и росли на ней как на дрожжах. Но сейчас почему-то полезные свойства сыворотки забыты, возможно, потому, что общество не голодает и может себе позволить пить молоко.
Но что за жидкость тогда была слита в Княжьих Горах? Лабораторные исследования лаборатории ЦЛАТИ подтвердили вредность вещества из оранжевой цистерны. Получается, что Виктор Нагавчук попросту наговорил на своего партнера по бизнесу, чтобы отбиться от нападок местных жителей во время мартовского инцидента?
– Начальник Ржевского межрайонного отдела СУ СК РФ Сергей Морозов отвез материалы дела в Тверь и намекнул, что вроде начальство дало «благословение». Ждем решения нашего вопроса, если ничего не произойдет, то мы не остановимся и пойдем дальше. После публикации в зубцовской газете на место слива жидкости в Княжьих Горах приезжал экскаватор и закапывал этот участок. Видимо, они пытались скрыть следы преступления, – негодует Нина Маушина.
Далеко не все ясно в таком очевидном деле с видеозаписями, фотографиями, свидетельствами очевидцев, лабораторными исследованиями. Что уж говорить про другие случаи слива неизвестной жидкости в соседних деревнях Княжегорского сельского поселения.
Парадные помойки
Нельзя сказать, что только с полигоном «Ядрово» связано начало мусорной катастрофы в Тверской, Ярославской, Рязанской областях и в других регионах, граничащих с Московской областью. Достаточно вспомнить про горение старой свалки на Бежецком шоссе или о многоэтажной помойке у парадного въезда в Кимры. Тем не менее именно мусоровозы с московскими номерами расшевелили общество по-настоящему. Приметные грузовики с высокими бункерами на шасси и в прицепе курсировали по М-10 от Москвы и затем, особенно не скрываясь, проезжали через центр Твери в Славное.
Этот пример оказался на виду у журналистов, ОНФ, экологов и даже тверских чиновников. 25 июля Игорь Руденя пообещал национализировать полигон в Славном (пусть и в убыток области), чтобы контролировать мусорные потоки. Еще раньше, в марте 2018 года, губернатор припугнул глав муниципалитетов и не велел им принимать мусор из других регионов. Но как мы видим, порядка в обороте мусора на территории нашего региона по-прежнему нет. О неприспособленности зон утилизации ТБО, о переполнении тверских мусорных полигонов говорят десятилетиями. В частности, в конце прошлого года на рабочей встрече тверского Росприроднадзора с предпринимателями региона глава ведомства Алексей Кузьмин отметил, что всем современным нормативам и требованиям отвечает лишь полигон в Славном, но, если закрыть областные свалки, весь мусор окажется в окрестных лесах…
А ведь мусор – это деньги, лежащие у наших ног. Тренд на переработку мусора давным-давно закрепился в Европе. Кроме шуток, мусор мог бы стать драйвером развития российской экономики. В интернете уже сегодня есть ролики о том, как сделать самодельные установки по переработке пластика и резины в бензин и газ. Но к большому сожалению, в России пока не востребованы инновации. В тренде мусорные войны и парадные помойки на въезде в малые города.
Павел Кириллов