3–5 августа в Тверской области состоялся крупнейший рок-фестиваль «Нашествие». Чем он отличается от предыдущих? «Караван» выбрал лучшие эпизоды.
Вдоль дороги на «Нашествие» стеной растет борщевик. Особенно много ядовитых зонтов в Вахонинском сельском поселении Конаковского района, где и проходит фестиваль. Необкошенными обочинами возмущалась в «Фейсбуке» Людмила Иванова, бывший замгубернатора Тверской области, а ныне советник мэра города, назвав это неуважением к гостям и отметив недоработку администрации поселения. Впрочем, вокруг самого поля борщевик был порублен и опасности не представлял.
Открытие фестиваля сопровождали скандалы. Накануне несколько музыкальных коллективов – «Порнофильмы», «Йорш», Монеточка, «Элизиум», «Пошлая Молли», Distemper и традиционно «Тараканы» – отказались выступать из-за милитаризма на фестивале. С 2012 года партнером «Нашествия» является Минобороны, а вместе с ним – танки, вербовка контрактников, палатки с солдатской кашей. Рок – музыка пацифистов, поэтому артисты не раз высказывались против братания с военными. В этом году организаторы обещали отказаться от танков, но, очевидно, не смогли.
В списке «Нашествия» нет и многих звезд – Шевчука, группы «Би-2», «Чижа», Lumen, «Чайфа». С чем это связано, непонятно: может, другие планы, а может, невысказанный протест.
Впрочем, несмотря на все нестыковки, на фестиваль съехались тысячи зрителей из России и ближнего зарубежья.
1. «Сплин» отметил, что «Нашествие» не испанская инквизиция
Выступление «Сплина», как всегда, было лиричным, обволакивающим, философским.
Его песни Игорь Руденя назвал бы «абстрактной богемой» – слишком много там размышлений, вопросов, шаманских повторов. Во время его сета публика впадает в транс: прыгать и танцевать не хочется, зато размышлять, погружаясь в глубины подсознания, – самое оно.
Жить будем столько, сколько отмерил
Бог.
Только откуда вдруг эта пуля в бок?
Весь истекая кровью, уходит волк.
Саша Васильев был сам себе конферансье, с ходу придумывая подводки к песням. Иногда получалось оригинально. Например: «Хорошо, что это «Нашествие»… а не испанская инквизиция!» И запел: «Ты моя испанская инквизиция».
2. Louna пела громче бомб
Солистка группы Louna Лу Геворкян вышла на сцену в футболке с надписью «Пойте громче бомб» спереди и Make rock, not war сзади. На заднике сцены горел слоган «Танки, go home».
Музыка Louna – это бешеная энергетика и остросоциальные тексты. Любой можно брать и растаскивать на цитаты и плакаты. Чего стоит хотя бы «Новый рейх («1984»):
Жизнь в тюрьме, ложь в эфире.
Новый рейх – это телеэкран.
Новый рейх – это новояз.
Новый рейх – это шаг в роман
«Один, девять, восемь, четыре».
Всю свою гражданскую позицию и ненависть к тоталитаризму Louna выразила в своих песнях. Но этого ей показалось мало, и она подготовила речь:
– Рок-музыка – против войны, она за равенство и мир во всем мире. Здесь есть танки, из-за этого многие артисты отказываются выступать. Но не все зависит от музыкантов и организаторов. Если есть спрос, будет и предложение, поэтому многое зависит от вас. Давайте просто игнорировать эту технику, не подходить к ней. Ведь есть музеи и тематические мероприятия, где ей самое место. Но не здесь, не на музыкальном фестивале!
3. В лидера Animal Jazz стреляли
Солиста обстреляли из водного пистолета.
– Давай ты будешь петь, а я тебе буду в рот стрелять из водного пистолета! – обратился Александр Красовицкий к мужчине в толпе.
В ответ мужчина вновь выстрелил из пистолета.
– «Привет, я тупой баран». Здравствуй! – не выдержал музыкант.
Тем не менее Александр продолжил петь, а его продолжили обстреливать.
Музыкант был весь в белом, как пастырь, и он прервал выступление минут на 10, чтобы прочитать проповедь о том, как важно быть самим собой.
– Мы рождаемся такими, какими мы должны быть. Но затем нас учат, как жить так, чтобы не получить п…лей. Сначала в садике, потом в школе. «Зачем ты надел эту идиотскую кофту? Зачем ты с ней встречаешься, она же дура!». А мне так нравится! Это же я сам! Но вокруг нас образуется туман, и себя мы уже не видим. Я советую вам встать утром и смотреть долго на себя в зеркале, вы увидите там человека, которого совсем не знаете. Мы не знаем сами себя, но уже выходим с плакатами, рассуждаем об этих чертовых танках! Вы сначала разберитесь с собой, познайте себя!
Вместе с тем рядом со сценой «Высоцкий» находился тир, где стреляли уже не из водных пистолетов, а из настоящих винтовок и автоматов. За мишенями проходила дорога, по которой иногда шли люди, ездили автомобили и велосипедисты.
4. «Секрет» против развода Петросяна и Степаненко
Пресс-конференция «Секрета» напоминала комедийное шоу. Николай Фоменко и Максим Леонидов шутили напропалую.
– Вы ветераны отечественного рока. Что вы думаете о пенсионной реформе? – спросил корреспондент «Каравана».
– Мы очень плохо к ней относимся, нам осталось полтора года до пенсии, у нас ее отнимают, и наше сегодняшнее выступление – это протест против пенсионной реформы! – стукнув кулаком по столу, громогласно заявил Николай Фоменко.
Впрочем, вскоре группа решила посвятить выступление другой, более важной теме:
– Что вы все такие мелкие вопросы задаете: пенсии, танки… Откройте интернет – там главная новость о том, что СТЕПАНЕНКО ТРЕБУЕТ РАЗВОДА У ПЕТРОСЯНА! Вот это новость, друзья! И наше выступление – это протест против развода! Степанида, не уходи от Петросенко!
На сцене «Секрет» исполнил рок-оперу «Развод» из двух частей: партия Степаненко и партия Петросяна.
5. Лидер «Мгзавреби» разделся почти догола
Грузинской группе «Мгзавреби» («Странники») устроили овацию. Гиги Дедаламазишвили был растроган до глубины души и со словами «Я иду к вам, друзья!» полез в толпу, подхватившую его на руки. Пока его передавали поверху по всему полю, он вместе с аудиторией пел «Прорвемся». С артиста слезла футболка, и наполовину голый Гиги обнимался с поклонниками по-грузински тепло и душевно.
6. «Кукрыниксы» в последний раз кружились, как вороны
Это было последнее выступление группы, финальный аккорд 20-летней истории.
«Кукрыниксы» исполнили свои лучшие хиты: «Солдатская печаль», «Не беда», «По раскрашенной душе», «Вера». Песней «Счастье» вместе со зрителями Алексей Горшенев помянул и своего брата, покойного лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенева. Сыграли «Кукрыниксы» народную композицию «Черный ворон», а также песню группы «Кино» «Кончится лето», которая, по словам Алексея Горшенева, вывела «Кукрыниксы» на большую сцену. Сам же Горшенев кружил по сцене в черном плаще, словно ворон, а на экране постоянно возникали причудливые узоры – образы темных сторон человеческой психики, отраженных в песнях группы.
7. «25/17» цитировали Иезекииля
«25/17» – группа, которая сделала определенный качественный прорыв за последние пять лет. Музыканты смогли синтезировать рок и рэп и предложить интересные и в то же время понятные тексты. Поэтому группу считают своими почитатели как одного, так и другого музыкального жанра.
А еще своими «25/17» считают и ультраправые, правда, никакого откровенного национализма в исполнении Анта и Бледного замечено не было. По всей видимости, именно поклонники правой идеи во время музыкального сета «25/17» устроили довольно агрессивный слэм, а затем и вовсе подожгли центр фан-зоны фаерами.
Песни «25/17» – о философии жителей каменных джунглей, любви, ненависти, Боге. До 2009 года коллектив назывался «Иезекииль 25:17», недвусмысленно отсылая нас к Ветхому Завету и книге пророка Иезекииля.
8. Mordor метали пламенем
Группа Mordor зажигала толпу не только знатной гитарной рубежкой, но и пиротехникой, прямо со сцены наверх то и дело устремлялись столбы пламени. Солист группы Михаил Рябов – этакий колосс из Marvel Comics, несмотря на свои габариты, артистично порхал по сцене, стрелял из дымомета, огнемета, ну и, конечно, ревел в микрофон.
Народ стремительно подтягивался к малой сцене. После старичков из группы «Мегаполис», учивших «обрезать боярышник и сажать кабачки», Mordor оказался глотком свежего воздуха и достойнейшим завершением второго дня. Эпатаж, очень тяжелое звучание, переходящее порой в треш-металл, костюмированная эстетика позаимствованная из фильма «Безумный Макс – 2» и у группы Rammstein. Тем не менее тексты песен группы Mordor оказались довольно содержательными и остросоциальными:
Вам нашептали про светлые дали
И идеалы борца.
Сладко попели про правое дело,
Мол, вместе пойдем до конца.
И вы шагнули на площадь под пули,
Став мишенью в умелых руках.
Ведь где те творцы делят дворцы,
А вы опять в дураках.
9. The Hatters были атакованы журналистами
На пресс-конференции группа The Hatters была атакована откровенными и порой грубыми вопросами журналистов:
– В прошлом году у вас было безобразное выступление, в этом году немного получше. Как часто вы смотрите записи своих выступлений?
– В том году вы рыгнули в микрофон. В этом году планируете дальше развиваться в этом направлении? Может, вас стошнит прямо на сцене?
Группа отметила, что всегда есть ступень вверх и ребята будут стараться быть еще более эпатажными. В частности, они планировали заявить публике о своей нетрадиционной ориентации. После этого заявления парни взялись за руки.
10. «Ленинград» послал всех на…
Группа «Ленинград» закрывала фестиваль и собрала самую большую аудиторию. Они исполнили хиты «В Питере – пить», «Мой адрес не дом и не улица», «Лабутены», а финальной стала композиция «Ехай на…»:
Я куплю себе змею
или черепаху.
А тебя я не люблю.
Ехай, ехай на…
Игорь Руденя, будь на концерте, упал бы в обморок.
Мошенники обкрадывали слушателей
Не случайно всех зрителей «Нашествия» предупреждают о том, что ценные вещи в палатках лучше не оставлять. С местными воришками столкнулся и корреспондент «Каравана». Стоило ему оставить палатку без присмотра на 10 минут в последний день фестиваля, когда лагерь практически опустел, как тут откуда-то появились две женщины. Не стесняясь соседей, которые не увидели в действиях незнакомок ничего необычного, воровки начали складывать в пакеты чужое имущество. Туда полетели фонарик, мелочевка, электронные сигареты, зарядные устройства и все остальное. В тот момент, когда барышни аккуратно и неторопливо складывали новоприобретенный спальник, корреспондент вернулся к палатке. Имущество было возвращено хозяину, женщины поспешили извиниться и слинять, а вот неприятный осадок остался.
Дмитрий Кочетков, Дашун Самарина, Павел Кириллов