Конец августа – время задуматься о зиме. Подготовка к зиме – главное мероприятие для теплоэнергетиков. Судя по всему, в нынешнем году она провалена, зима в Твери будет тяжелой. И причин для этого несколько.
Главная задача губернатора не выполнена?
Как мы неоднократно писали, назначение на пост губернатора Игоря Рудени пролоббировал «Газпром», в лице председателя совета директоров компании Виктора Зубкова. Не секрет, что процесс отставки предыдущего губернатора Андрея Шевелева был запущен под совсем другую кандидатуру, но Виктор Зубков, накануне назначения нового губернатора побывавший у президента Путина, сумел согласовать на Тверскую область Игоря Руденю, и вот уже больше двух лет он и Тверская область привыкают друг к другу.
Основной причиной отставки Шевелева стали газовые долги региона, рекордные для России. Это своего рода «красная лампочка» для Москвы. Большая задолженность за газ называлась среди причин отставки еще Дмитрия Зеленина. Во времена Шевелева долги выросли еще в несколько раз – при полном бездействии региональной власти. Главной задачей Рудени, таким образом, стало уменьшение этой задолженности. Было подписано соглашение о реструктуризации: Тверской области давалась отсрочка по погашению газовых долгов при условии 100% текущих платежей. Рассказывают, что именно это было одним из условий дальнейшего перехода Игоря Рудени в федеральное правительство. Мол, решишь проблему – окажем дальнейшую протекцию.
Как мы знаем, ни в какое федеральное правительство Руденя не ушел. И по нашим данным, с 1 мая 2018 года плата за газ в Тверской области составляет около 44%. Теперь у нашего губернатора два выхода. Либо отбыть еще три года на своем посту и уйти в никуда, как ушли Владимир Платов, Дмитрий Зеленин и Андрей Шевелев. Либо подкрутить все гайки и показать уменьшение газовых долгов.
«Доступ к начальственному уху»
«Тверская генерация», увлекательную историю которой мы описываем уже не первый год, именно с такими целями была силовым путем отобрана у собственников. Официально утверждается, что она перешла под контроль областного правительства. Под это дело в правительстве Тверской области в конце 2017 года появился отдельный заместитель губернатора Татьяна Жарлицына. Сфера ее ответственности – развитие теплоэнергетического комплекса, газификация области, совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства, модернизация системы расчетов за услуги ЖКХ. До этого Жарлицына возглавляла Региональную энергетическую комиссию и была, как никто другой, в курсе процессов тарифообразования.
Татьяну Жарлицыну сейчас считают человеком, которого больше всего слушает Игорь Руденя. Ее влияние подкреплено влиянием руководителя управления общественных связей Владислава Белорусова, которого Жарлицына смогла вовлечь в свою орбиту. Собственно, эта пара и формирует мнение губернатора по многим важным вопросам политики и экономики.
Как у любого «варяга», у Игоря Рудени есть проблема – он манипулируем, ибо не очень знает людей и местные особенности. Самому погрузиться во все вопросы жизни региона невозможно, вот он и не погружается, лишь жестко требует исполнения. А как исполнять, если в самом корне лежит системная ошибка?
В мае ответственным за неплатежи решили сделать бывшего руководителя ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» Сергея Тарасова (конечно, у него свое руководство, но слово губернатора тоже кое-что значит). С Тарасовым не продлили контракт, и теперь «Межрегионгаз» в Тверской области возглавляет Виктор Варжин.
Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Все сроки упущены
Сегодня то, что «Тверская генерация» проваливает подготовку к зиме, объясняют тем, что «Газпром» снимает с ее счетов всю выручку, при этом учитывая набежавшие штрафы и пени – так что до основной задолженности даже дело не доходит. Это не совсем так, снимается все же общая задолженность. Проблема в нескольких нарушенных пропорциях. В зимний период «Газпром» изымал выручку в пропорции 80:20% (20% оставались на текущую деятельность). Зимой, когда потребители платят за тепло и горячую воду, это еще терпимо. Но такая пропорция сохранялась до июня, только в июне вышло послабление – 60:40%.
В настоящее время у «Тверской генерации» не растут долги за газ, но растут долги перед подрядчиками. Из 20 компаний, работающих на теплотрассах Твери, остались только 4. И они работают за свои средства. Нет денег даже на то, чтобы купить трубы, под угрозой выплата зарплаты рабочим.
Только 6 августа Бюджетная комиссия города Твери выделила на капитальный ремонт тепловых сетей Твери 98,3 млн руб. Отремонтировать планируют 112 участков, 12 км сетей (всего же в пользовании «Тверской генерации» 964,5 км сетей, из них 782,2 км разводящих). Тендеры на сайте госзакупок разместят лишь 24 августа. В обычное время к этому сроку уже завершались работы по подготовке к отопительному сезону. В этом году они только начнутся.
Возникает вопрос: если «Тверская генерация» перешла под контроль правительства Тверской области, причем тут город Тверь, его муниципальная власть? Дело в том, что основной пакет акций «Тверской генерации» продолжает принадлежать городу, и в случае банкротства «Тверская генерация» упадет на городской бюджет со всем своим долгом 3,9 млрд рублей перед «Газпромом» и с долгами перед подрядчиками.
Губернатор Игорь Руденя уже начал искать виновных, он объявил, что подготовка к зиме – зона личной ответственности главы Твери Алексея Огонькова и других глав муниципалитетов (в Твери дело еще не так плохо, как в районах).
Огоньков начал принимать меры, чтобы окончательно не забуксовать. Как мы уже писали, к работе в администрации Твери приступил Алексей Жучков, бывший руководитель ООО «Тверьтепло». По нашим данным, он заменит первого зама главы города Владимира Карпова, который ушел в отпуск и, скорее всего, не вернется в свой кабинет. Жучков пока работает в ранге советника главы, но полномочия у него исключительные. Человек с опытом сидения в аварийных теплотрассах пригодится Огонькову – не самому же лезть в траншеи на морозе?
Поиск виновных
Если не ошибаемся, за 2017–2018 годы в «Тверской генерации» сменилось четыре директора (возможно, больше, мы могли плохо посчитать). К назначению первого из них был причастен ныне посаженный министр контрольных функций Тверской области Виктор Шафорост. Вроде он уличил своего протеже в какой-то коррупции, и с этим директором и его московской командой тихо расстались, не раздувая скандала.
Потом эстафету перехватила Татьяна Жарлицына. Как рассказывают осведомленные люди, нынешний директор «Тверской генерации» Алексей Кузьмин даже никаких бумаг не подписывает. Только расписывается за получение зарплаты, которая у него (надо думать, из-за испытываемого морального дискомфорта, входящего в «условия контракта») весьма высока – говорят о 450 тысячах в месяц только официальных выплат. На днях он ушел в отпуск на две недели, и тоже может не вернуться.
Пока за «Тверской генерацией» «присматривает» сын Татьяны Жарлицыной, работающий в юридическом отделе. Немногочисленные подрядчики, еще работающие с «Тверской генерацией», присматриваются: если этот сын уволится, значит, все, организация безнадежна.
Все это неминуемо аукнется зимой. Уже сейчас говорят, что отопительный сезон в Твери начнется на месяц позже положенного. А зимой город вполне может стать зоной чрезвычайной ситуации – с рвущимися каждый раз, как температура перейдет через ноль, теплотрассами и с размороженными квартирами.
Конечно, для Игоря Рудени это будет большой удар по репутации. А Алексей Огоньков подтвердит свою сложившуюся у тверских журналистов репутацию зицпредседателя Фунта – именно его сделают в этом случае виновным за все.
Мария Орлова