Около пяти лет назад Геннадий Попов переехал из Франции в Россию, в маленькую деревню Жуково Фировского района. Там он несколько лет пытался создать современную ферму, но столкнулся с тем, что местные жители не хотят прогресса, большинство работников пили и воровали. А сейчас Геннадия и вовсе обвиняют в мошенничестве со средствами, полученными по программе поддержки сельского хозяйства, и держат в тверском СИЗО. По словам его жены, обвинение не имеет ничего общего с реальностью, а пострадал он, по сути, за использование инноваций в сельском хозяйстве.
«Это дело арбитражного суда, а не уголовное»
История фермера Попова из Фировского района известна многим тверским сельским хозяйственникам. Они рассказывают ее уже как байку. Дело в том, что Геннадий использовал в своем хозяйстве современную систему земледелия – No-Till, или «Система нулевой обработки почвы». Земля при использовании этого метода не вспахивается, что помогает сохранить ее плодородность и снизить трудозатраты.
Именно отсутствие традиционной пашни изначально и не понравилось проверяющим.
– Геннадий объяснял не раз, что этот способ помогает увеличить объем посадок и снизить количество рабочей силы, – рассказывает гражданская жена Попова Ксения. – Но представители старшего поколения не приемлют такие методы, на суде были очень горячие споры по этому вопросу. Хотя если почву перекапывать, то вниз уходит вся обогащенная почва, а наверху оказывается бедная.
Уголовное дело на фировского фермера завели сразу по нескольким статьям. Его обвиняют в мошенничестве при получении средств по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые выделяло Министерство сельского хозяйства Тверской области. Уголовное дело инициировала прокуратура, которая в результате проверки якобы выяснила, что в 2014–2015 годах Геннадий представил не соответствующие действительности сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности.
– Средства выделялись на посев различных культур в определенных объемах и на закупку техники, – рассказывает адвокат Сергей Афанасьев. – Обвинение пытается доказать с помощью свидетелей и документов, что соответствующая техника не закупалась, а посевы не производились. Главный довод в том, что Геннадий не имел необходимых ресурсов для деятельности, которая должна была выполняться. В деле практически дословно написано, что подсудимый желал получить доход без каких-либо физических трудозатрат. Защита, в свою очередь, настаивает, что деятельность все-таки велась, возможно, в меньших объемах. Но тогда это уже не уголовное преступление – это дело арбитражного суда.
С декабря 2017 года Попов находится в следственном изоляторе Твери, его отказываются выпускать под домашний арест или залог.
– Мы неоднократно ходатайствовали, чтобы его отпустили из СИЗО, но судья категорически против, – говорит Ксения. – Сейчас судебный процесс уже близится к завершению. Мы предоставили все возможное, чтобы доказать, что работы велись. Самое интересное, что даже свидетели со стороны обвинения не отрицают, что посевы были. Признавать вину и возвращать деньги Геннадий не хочет принципиально. Действительно обидно, он пытался создать прогрессивное хозяйство, а с ним так поступили.
«Пока хозяин в СИЗО, ферму активно грабят»
Пока Геннадий Попов находится в следственном изоляторе, его хозяйство, по словам Ксении, просто-напросто растаскивают:
– Когда местные узнали, что Геннадий оказался в следственном изоляторе, то, не стесняясь, стали грабить его имущество. Некоторые здания уже разобрали до фундамента. Когда мы туда приезжали, то видели следы от трактора, видимо, прямо на нем заезжали, грузили краденое и увозили к себе.
Самое интересное, что, по словам адвоката и жены, все имущество фермера должно охраняться государством, пока он находится в СИЗО.
– Геннадий действительно написал ходатайство о принятии мер к охране имущества, – поясняет Сергей. – Следователь данное ходатайство удовлетворил и направил бумаги в Вышневолоцкий отдел МВД, чтобы они приняли необходимые меры.
Но по словам родственников, на ферме все разграбили.
– Заявления Геннадия о кражах никто не принимает. Ему сообщают, что там все в порядке, – объясняет Ксения.
Вскоре суд должен вынести решение по делу Геннадия Попова.
Екатерина Смирнова