Мы продолжаем обсуждать ситуацию в Тверской области накануне предстоящих выборов в Государственную думу РФ с депутатом Тверской городской думы от фракции «Справедливая Россия» кандидатом политических наук Сергеем Юровским. Сейчас Сергей ставит интересный эксперимент: он баллотируется в депутаты Госдумы. Зачем он пошел на выборы и есть ли в этом смысл? С этого мы начали наш разговор.
Губернатор вынужден водить за руку кандидата
– Сергей, вопрос в лоб. С одной стороны, в депутаты Госдумы от Тверской области баллотируется олигарх с миллиардным состоянием, его поддерживает вся мощь государства, которая содержится на наши налоги. А с другой стороны, ты – простой парень. Получается, миллиардеры против нищебродов. Я так понимаю, что денег на избирательную кампанию у тебя нет. Получается, что выборы – это игра в одни ворота, или все-таки есть надежда, что русский народ более мудрый, чем мы о нем думаем, и исход выборов 9 сентября не предрешен?
– Это фантастический вариант развития событий, но все-таки он возможен. Как недавно оказалось, даже российская сборная может обыграть испанскую (если это сравнение здесь уместно). Безусловно, со стороны кандидата Сергея Веремеенко работает колоссальный финансовый ресурс, не будет преувеличением сказать, что он неограниченный. А еще работает вся государственная машина, которая содержится на деньги налогоплательщиков. Трудно сказать, кто навязал губернатору эту кандидатуру. Лично я, наверное, не возражал бы, если бы в депутаты от «Единой России» пошел глава Старицкого района или директор Тверского вагонзавода. Личное ли это решение Игоря Михайловича Рудени, или поддерживать Веремеенко он стал после звонка из Москвы, я не знаю. Но кто-то принял это решение, и теперь глава нашего региона везде водит господина миллиардера за руку. Это, кстати, показывает реальное соотношение административной власти и денег. Власть водит деньги за руку, как ручного медведя. Руденя, начиная с крестного хода по Волге, взял Веремеенко за руку и провез по всем территориям 180-го округа, представил главам муниципалитетов и распорядился, кто должен победить на этих выборах.
Зачем я иду на выборы? Первое – бывает фантастическое развитие событий. Второе – мы парламентская партия, и мы должны использовать любую возможность продвижения в массы. У партии «Справедливая Россия» очень четкие и понятные шаги за последние полгода. Мне не стыдно выходить в народ и рассказывать про альтернативную пенсионную реформу, которая была разработана в нашей партии.
На федеральных каналах мы в некотором роде блокированы. Сергея Миронова я наблюдаю по телевизору в три часа ночи, а все прочие товарищи в прайм-тайме. Избирательная кампания предоставляет возможность людям рассказать и показать, что партия существует, она готова брать на себя ответственность, у нее есть что сказать людям. А самое главное, что есть законопроекты, которые лежат под сукном и не пропускаются большинством в Государственной думе.
Исход выборов не предрешен
– Сейчас везде развешаны плакаты этого усатого кандидата Веремеенко. На них написано, что он Родину спас, атомный реактор построил, атомную бомбу создал, сельское хозяйство поднял, в общем, что только не написано. Как, по-твоему, народ в это верит или нет? У нас часто говорят, что наш народ особенной духовности. Так почему люди проглатывают такую беззастенчивую рекламу?
– Мне кажется, что пиарщики (скорее, администраторы штаба «Единой России», профессиональные пиарщики так не работают) переборщили, и у людей может диссонанс в голове сложиться. Мы-то думали, что Сергей Алексеевич – председатель аграрного комитета ЗС, конезаводчик, скотопромышленник, а оказывается, что он к ядерному щиту имеет отношение. В реальности он акционер. У него много бизнесов, изначально он нефтяник, а свое состояние строил с беглым банкиром Сергеем Пугачевым.
Но вернемся к русскому народу. Я не могу его не любить, потому что я его плоть от плоти. Родина, Россия, Русская православная церковь, как бы я к ней ни относился – они Богом даны по праву рождения. Я не знаю, как этим трем институтам изменить, я с этим родился. Единственное, в чем я могу укорить его – в лености и аморфности, и в устоявшемся мнении, что за нас давно все решили.
Это не так, и я не знаю, как им это доказать. Я сейчас конкретно про явку говорю. Очень неплохое наследство нам осталось от советской системы по механическому формированию и реализации избирательного права. Все избирательные участки находятся в шаговой доступности, за редким исключением. Это ближайшая школа или ДК, ребятишки ходят в школу 200 с лишним дней в году, а взрослый человек раз в несколько лет не может дойти. Я не понимаю, почему человек этого не может сделать. Мне кажется, что он сам себя уговаривает, оправдывает свою лень тем, что уже все решено.
– Ты же участвуешь в выборах много лет как профессионал, что скажешь: все решено или нет?
– Я хорошо знаю систему фальсификации выборов. До 2011 года я всегда работал на кандидатов от «Единой России», так получалось. Я участвовал в избирательных кампаниях губернаторов, депутатов в разных регионах. Я знаю систему изнутри. Для победы «Единой России» нужна низкая явка избирателей.
В 2018 году в Тверской области дело дошло до беспредела. Люди на уровне замглавы муниципалитета собирают население в залах и прямо говорят: «Нам не нужна явка, нужны только наши избиратели, в которых мы уверены». 20% им хватает. Они прекрасно понимают, что в огромном массиве людей 10% по разным причинам проголосуют за «Единую Россию» – кого-то припугнули, кто-то искренне любит партию и Дмитрия Медведева. При явке в 20% эти 10% превращаются в 50%. Это арифметика третьего класса.
– Перед выборами собирают директоров школ, главврачей, других руководителей бюджетной сферы. Эти люди понимают, что именно они в итоге виноваты в том, что у нас цены растут, что мы воюем со всем миром, что пенсии отменяют? В малых городах отмена пенсии приведет к катастрофическим последствиям, местных бюджетов нет, а теперь еще и забирают деньги у основного населения – пенсионеров. Никаких денег на территорию поступать не будет, все будет просто вымирать. Кого такие учителя могут воспитать? Предателя, который ради своего мелкого интереса пожертвует интересами Родины, соседей, государства?
– Я просматривал статистику. Все фальсификации происходят в пользу «Единой России». В природе не зафиксировано случаев мухлежа в пользу КПРФ, «СР» или ЛДПР. Поскольку большинство членов участковых комиссий – учителя, то и ловят за руку в основном людей этой благородной профессии. Когда я осознал, что фальсификаторы – это, как правило, те, кто должен нести доброе и вечное, я пришел в ужас. Конечно, это предательство профессии, призвания и своих коллег. А главное – подрыв авторитета учителя в народе. Пора уже учительскому корпусу задуматься: а ради чего они кладут репутацию уважаемой профессии на алтарь победы «ЕР»? Какую благодарность они за это получат? Еще восемь лет на ногах перед классом у доски без пенсионного обеспечения?
Правительство Медведева – это недееспособные в экономике люди. У них очень простые, без изысков решения проблем за счет народа. Если дырка в пенсионном бюджете, то они повышают пенсионный возраст. Если головная боль по поводу низкой производительности труда, так они заставят трудящихся дольше работать. Не эффективнее, а дольше! Прохоров и другие олигархи давно озвучивают идею, что 8-часовой рабочий день и 5-дневную рабочую неделю нужно отменять. Потом придет черед ежегодного оплачиваемого отпуска. Думаете, страшилка? Увеличение пенсионного возраста еще совсем недавно казалось дурным сном…
«Топчу селижаровское нечерноземье и плаваю с осташковскими рыбаками»
– Если общество не сопротивляется, капитал будет действовать в своих интересах. Россия единственная страна, в которой со стороны общества нет людей, которые защищают интересы со стороны общества. Вот пример: в Заволжском районе Твери собирались строить новое здание для детской областной больницы. Но оказалось, это одни разговоры, в государственном бюджете денег на это не заложено. А в это время на купол какого-то государственного здания в Гаване наше правительство выделяет чуть ли не миллиард долларов. Зачем Тверской области нужен депутат? Он должен лоббировать интересы. Когда у нас был депутатом Владимир Васильев, он этим занимался. Сейчас этим кто будет заниматься? Веремеенко?
– Веремеенко ходит за руку с губернатором, а я топчу селижаровское нечерноземье и плаваю с осташковскими рыбаками на лодке. Они не дураки, все понимают. К Сирии у них очень большие вопросы. Они понимают, что Донбасс и Луганск на их плечи лягут. Я был недавно в Бологом, встречался там с мужиками, настоящими левыми социалистами по убеждениям, но даже они говорят, что если бы не Васильев, дорогу им бы так и не сделали. Очевидно, что такие вещи мог делать только непростой депутат от «Единой России», руководитель фракции. В том, что он занимал такую должность, Тверской области несказанно повезло, но мы не использовали в полной мере эту возможность.
– А сейчас получится, что в Госдуме будет Светлана Максимова, у которой нет никакого влияния, и Веремеенко, который будет вообще недоступен. Поговорим про конкретные проблемы. Ты же многие районы объехал.
– Взять весь 180-й округ, от Осташкова до Заволжского района Твери. Главная проблема округа – в несамостоятельности муниципалитетов, управлении ими со стороны первого лица региона. Он управляет всем где-то напрямую, где-то через других людей. Но муниципалитеты абсолютно не самостоятельны. Например, на Селигере живут потомственные рыбаки, потенциал Селигера – кормить не только Тверскую область, но и ближайшие регионы. Абсурдность ситуации в том, что там коптят и продают туристам рыбу, привезенную из Новгородской области. Рыбозавод закрыт. Говорят, губернатор против любого производства, Селигер – это охраняемая зона, это наше все, это – Нилова пустынь. По мне, это большое лицемерие, учитывая, что кожевенный завод работает. Это как на Ямале запретить чукчам оленей разводить.
Во Ржеве люди особенные. Они смелее, независимее, не любят местную власть и не стесняются это артикулировать. Обычно от меня с камерой все убегают, когда я снимаю свою программу «Тверской писец», во Ржеве спокойно говорят. Там вопиющее неравенство и пренебрежение власть имущими нуждами местного населения. У них трущобы соседствуют с коттеджами. Город маленький, все все видят. Это пример бесхозяйственности.
Торжок – моя боль. Это туристический недооцененный потенциал, сравнимый с Суздалем. Мониторинг показывает, что мимо проходит 30 тысяч автомобилей. Можно свернуть хотя бы 1% из них. Можно водителям автобусов дать денег, чтобы завозили людей хотя бы пообедать в Торжке. Я в 2006 году побывал в Торжке первый раз и ошалел: все брошено и разрушено. Торжок нужно восстанавливать. При всем при этом Торжок – город тружеников. У него огромный промышленный потенциал. Много рабочих рук, но работают они в Твери, за ними приезжает с утра автобус и везет на работу. Они работают на ТВЗ, на «Техинкоме».
Вышний Волочек очень интересный город, но там рушится екатерининское наследие, оно никому не нужно. Плакать хочется. Город застрял в 1990-х. Виновата в этом местная власть во главе с Артуром Бабушкиным.
– Какие три совета ты дашь губернатору в ранге депутата, если им станешь?
– Для этого людям нужно все-таки дойти до избирательных участков. Губернатору я бы посоветовал каленым железом выжигать коррупцию и систему откатов, а не оппозицию. Парламентская оппозиция готова стать надежным инструментом депутатского контроля над деятельностью чиновников. Это станет хорошим подспорьем губернатору. Далее, восстановить потенциал ТГСХА. Сегодня академия почти умерла, а для возрождения села в условиях ХХI века нужны не только инвестиции, но и специалисты, которых сегодня на селе не осталось. Еще нужно дать свободу и хотя бы чуть больше денег муниципалитетам. Дайте людям право избирать местных начальников. Они все равно будут работать вместе с правительством, хоть коммунисты, хоть справедливороссы. Но избранные главы будут в глаза людям смотреть, будут обязаны своим креслом избирателю. А сейчас они все обязаны исключительно губернатору. Потому главы и предоставляют вам хитрую статистику и бравурные доклады, чтобы не сердить лишний раз первое лицо региона. В результате вам кажется, что все идет в верном направлении. На самом деле это не всегда и не везде так.
Беседовал Геннадий Климов