Тверь – центр мировой политики. Тысячелетия здесь идет борьба тьмы со светом, как на Калиновом мосту

28.08.2018, 14:13

В прошлом номере читатели ознакомились с первой частью статьи «Тысячелетняя битва на Калиновом мосту в Твери», теперь мы публикуем завершение этого историко-философского исследования.

Русский проект хана Мамая

Воин Мамай бросил вызов наследникам Чингисхана. Известный всем российским школьникам как ордынский полководец, Мамай, воевавший против московского князя Дмитрия Донского, происходил из древнего племени киятов. Некоторые исследователи утверждают, будто в булгарских летописях говорится, что Мамай из рода кулябских ханов. А Кулябом татары называли Киев. Мамая на современный лад надо было бы называть украинцем. Вероятно, он был лидером донских и запорожских казаков, а также всех пассионариев юга Руси – наследников древнего Понтийского царства древних русов.

Женат Мамай был на дочери ордынского хана Бердибека, со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов. Со второй половины 1350-х годов Мамай, фактически захватив власть в Золотой Орде, стал наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года занимал должность беклярбека – одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входили руководство армией, внешними делами и верховный суд.

Мамай стремился возвратить династию Батуидов на главный престол. Не будучи чингизидом, он сам не мог официально стать ханом, поэтому в августе 1361 года возвел на престол своего ставленника Абдуллу из рода Батуидов. Но другие претенденты на трон Золотой Орды не согласились признать его власть. С 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды.

Тем не менее Мамай поставил под свой контроль степь от Днепра до Волги. Временами ему удавалось овладевать столицей Золотой Орды. Ставка же самого Мамая находилась в низовьях Днепра в современной Украине. Во внешней политике он ориентировался на союз с европейскими государствами Генуей, русской Литвой, Венецией и с рядом других.

 

Переломный момент

Новый князь Михаил, сын великого князя тверского Александра Михайловича, в 1368 году утвердился в Твери. В этом же году войска московского князя Дмитрия осадили город Тверь. Михаил бежал в Литву. В 1369 году он вновь вернулся в Тверь, но на следующий год Дмитрий вторично занял город, и Михаил опять оказался в Литве.

В 1370 году умер хан Абдулла. Новым великим ханом Золотой Орды Мамай провозгласил восьмилетнего Мухаммеда-Булака, также из рода Батуидов, который оставался формальным ханом Мамаевой Орды вплоть до 1380 года. Малолетний хан в этот год погиб в Куликовской битве.

Для Руси это было время собирания духовных сил. Преподобный Сергий Радонежский явился тем духовным основанием, на котором было создано российское общество. Сергий Радонежский имел контакты с монахами Афона. Их учение о Фаворском свете он воспринял практически первым на Руси. Горячим сторонником исихазма, учения о нетварном Фаворском свете, был митрополит Московский Алексий, учитель и покровитель преподобного Сергия. Он общался с византийским патриархом Филофеем Коккином, учеником Григория Паламы, основателя исихазма. Учение о Фаворском свете стало частью официальной православной доктрины. Многие отшельники-исихасты после нескольких веков перерыва вновь стали селиться в верховьях Волги и в Белоозерье.

К этому времени, судя по всему, уже шли определенные переговоры между Мамаем, Московским митрополитом Алексием, посланцем константинопольского патриарха Киприаном, тверскими, рязанскими и литовскими князьями. Однако в Твери появился беглый московский боярин Вельяминов. Он поведал тверскому князю о двуличной политике Москвы. Вероятно, стали известны сведения о закулисных сепаратных переговорах москвичей с посланцами Тохтамыша. Вельяминов отправился к Мамаю, после чего хан передал ярлык на владимирский престол тверскому князю Михаилу Александровичу Тверскому, заподозрив москвичей в тайном союзе с Тохтамышем. Узнав об этом, московский князь Дмитрий Московский сказал послу Мамая Ачихоже: «К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист». Это явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды Мамая.

 

Великая степь

В правление хана Узбека (1312–1342) и его сына Джанибека (1342–1357) Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Казням подверглись и некоторые русские князья. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. В степи от Дуная до Иртыша было порядка 150 золотоордынских городов – центров караванной торговли. Колонии христианских генуэзцев в Крыму и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном, льном, оружием, украшениями, пряностями, мехами, кожей, медом, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, маслом и рабами. По Дону, Волге и Днепру корабли торговцев могли попасть в Прибалтику и на Белое море. Ордынские шахи, по сути, контролировали доходы всей евразийской торговли.

В Сибири, Средней Азии, в Синей Орде, к тому времени крепко утвердился ислам, пришедший на смену древним ведическим культам. Возглавлял Синюю Орду хан Тохтамыш, потомок Чингисхана. После Куликовской битвы Тохтамыш с помощью Тимура, правившего Средней Азией, овладел престолом и Золотой Орды. По существу москвичи помогали воцарению в Орде Тохтамыша, классического азиатского диктатора, которому противостоял Мамай, опиравшийся на европейские крымские республики.

 

Победа Москвы над Тверью

Летом 1372 года тверской князь Михаил с помощью литовских войск вновь вернулся в Тверь. Но в этом же году московский князь Дмитрий заключает с Литвой Любутский мир. В 1375 году войска промосковских княжеств обрушились на Тверь. После месячной осады Михаил признал свое поражение и вынужден был присоединиться к московской коалиции. Боярина Вельяминова князь Дмитрий хитростью выманил из ставки Мамая на Русь, схватил и обезглавил.

В 1375 году Дмитрий наконец все же договорился с Тверью о взаимной военной поддержке. Тверь соглашается на союз с Москвой, учитывая, что ее лазутчики доносят: из глубин Евразии на Русь надвигается новая орда.

Весной 1378 года хан Тохтамыш вторгся на Русь, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить весь юг Руси, включая город Азов. Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи между Доном и Днепром, да еще Крым. Мамай отчаянно пытался собрать западную коалицию, но московский князь Дмитрий вышел из договора. Последствия для Руси были трагичными.

В этих условиях Мамай организовал поход в Московию, чтобы соединиться со своими союзниками: литовским войском, Тверью и другими западными христианскими княжествами. Его дипломаты объясняли северным князьям необходимость противостоять Тохтамышу и предупредить новое разорение монголами русских земель, земель Северной и Западной Европы.

 

Катастрофа западного русского альянса

Орда представляла собой сложный конгломерат племен и народностей. Потомки монголов составляли лишь ядро ее военной организации. На западном берегу Волги основным населением степей были половцы и славяне. Потомки восточных завоевателей сохранили военную власть над половцами, но приняли их культуру, постепенно растворившись в местном населении.

Золотая Орда Мамая в основном состояла из южнорусских народов – переродившихся хазарских иудеев, православных булгар, половцев, алан, славян и пр. Наследниками этого мира являются современные народы Кавказа, Юга России и Украины. Все это многообразие и составляло Орду Мамая. При этом надо иметь в виду, что в Синей Орде Тохтамыша был примерно такой же этнический состав (хотя азиатов было все же больше), но заметно строже исламские обычаи, общество было более ортодоксальным и консервативным.

На Куликовом поле 8 сентября 1380 года к югу от впадения реки Непрядвы в Дон столкнулись две русские армии – восточной и западной коалиции. Это позже официальной пропаганде московских царей понадобилось скрыть правду – и был создан миф о борьбе Москвы с татаро-монгольским игом. Куликовская битва – это всего лишь эпизод борьбы западной Руси на тот момент во главе с киевлянином Мамаем, захватившим власть в Золотой Орде, и ордынским вассалом московским князем Дмитрием, который, по существу, выполнял команды монгольского хана Синей Орды Тохтамыша.

Дмитрий Донской не мог рассчитывать на особую победу. Открыто на стороне Мамая выступили рязанские князья. Рядом стояло огромное войско западной русской коалиции во главе с Ягайло, сыном тверской княжны Иулиании. Однако войска Ягайло в сражение так и не вступили.

Куликовская битва было быстротечным кавалерийским сражением профессиональных всадников. Смерть от руки московских лазутчиков в самом начале столкновения на Куликовом поле юноши-чингизида Мухаммеда-Булака была страшной трагедией, которая резко изменила геополитическую расстановку сил в Европе. Власть Мамая в Орде сражу же потеряла легитимность. Гибель чингизида Мухаммеда-Булака стала причиной поражения Мамая и победы восточной коалиции. Однако есть летописные свидетельства, что Ягайло все же атаковал и захватил обозы отступающего в сторону Москвы войска Дмитрия. Но это уже не играло никакой роли.

Даже современный школьный учебник как-то стыдливо недоговаривает, что уже в конце сентября, через две недели после Куликовской битвы, на берегах Днепра состоялась еще более грандиозная битва – между войсками киевлянина Мамая и монгольского хана Тохтамыша. В битву с монголами Мамай вынужден был вступить в одиночестве, без союзников. И в этой битве Мамай потерпел поражение. Бежал в Крым и там был убит монголами.

После этого вассальное подчинение Орде еще продлилось много десятилетий, пока, наконец, на основе христианских монастырей, созданных Сергием Радонежским, ни родилось государство Россия. Оно возникло благодаря духу западных христиан, которые несли свет Преображения. Православный митрополит Киприан, посланный византийскими православными патриархами объединить западные и восточные русские церкви, впервые произнес слово «Россия».

Вскоре монгольское иго само собой закончилось. Но борьба света и тьмы продолжилась.

 

Калинов мост

Самым ожесточенным местом этого сражения целое тысячелетие является город Тверь. В Твери, как на Калиновом мосту в русских сказках, непрерывно идет борьба добра и зла, света и тьмы, будущего и прошлого, новых богов с ветхими, Нового Завета с Ветхим Заветом. Недаром большевики назвали Тверь Калинином.

15 августа в Твери спонтанно вспыхнуло восстание, которое привело к рождению России. Уверен, что здесь в Твери, на Калиновом мосту, начнется и новое преображение. Преображение. День, когда апостолы увидели Божественное сияние и сказали: «Хорошо нам здесь», решив всегда жить в его свете.

Кстати, 19 августа – православный праздник Преображения. Именно в этот день в 2009 году при строительстве Знаменской церкви в Савватьеве под Тверью случайно был обнаружен саркофаг, крышка которого сразу треснула. Так были обнаружены мощи святого Савватия Оршинского, пришедшего в Тверь с посольством Киприана в 1390 году, через 10 лет после Куликовской битвы. Они тогда принесли икону Божией Матери «Неопалимая купина».

Геннадий Климов

52 0
Лента новостей
Прокрутить вверх