Пляски на костях. На мемориале в Тверской области граждане Польши столкнулись с провокаторами

04.09.2018, 13:45

2 сентября на территории мемориала в Медном традиционно проводится день памяти и скорби. Здесь, как известно, похоронены пострадавшие от сталинских репрессий граждане СССР и расстрелянные польские военнопленные. Вот и в этом году поляки, не изменяя своим традициям, посетили мемориал. Они приехали сюда на трех автобусах в количестве 150 человек (по информации полицейских), чтобы возложить цветы и склонить головы над именами более 6 тысяч своих соотечественников, расстрелянных НКВД в апреле – мае 1940 года. 

Перед входом к мемориалу – несколько машин ДПС и полицейские. «Оружие, боеприпасы имеются? Никаких провокаций совершать не планируете?» – спрашивают. Мне верят на слово и пропускают.

Иду на крик: «Восстановим историческую справедливость!», «Руки прочь от памятников советским воинам!». 10 «коммунистов России» (КПКР – партия, которую называют спойлером; не путать с КПРФ!) во главе с кандидатом в депутаты Государственной думы Ильей Клейменовым, размахивая флагами перед носами поляков, приехавших почтить память предков, пытаются убедить окружающих в том, что поляки тут не захоронены.

Один из «коммунистов» держит плакат на польском языке: «Вас обманывают, здесь нет поляков» и, улыбаясь во весь рот, тычет им в лицо одному из поляков, одетому в офицерскую форму. Тот бегло пробегает глазами по надписи и гордо не реагирует на провокацию. Вообще, выдержке гостей можно позавидовать.

Все мероприятие «коммунисты» пытались вырвать из поляков эмоции – мешая, тыча своими плакатами, громко беседуя во время молитв и звучания гимна, бессовестно смеясь. Почему их не задержали как участников несанкционированного митинга, мне непонятно. Создалось ощущение, что на это варварское поведение было получено разрешение.

Преподаватель ТвГУ Игорь Корпусов, однако, отметил, что в этот раз полицейские все-таки хоть и недостаточно жестко, но просили отойти подальше, кричать тише и т.п.

– А поведение представителей «коммунистов России», как я считаю, не вопрос политики, а вопрос воспитания и культуры, – отметил Игорь Корпусов. Какие бы аргументы и доказательства им ни приводили, эти люди и слушать не станут. Им просто нужно гнуть свою линию.

Честно говоря, и мне было стыдно за своих соотечественников, из-за которых в глазах иностранцев Россия выглядит страной варваров, не отличающихся ни умом, ни нравственностью, что, конечно, совсем не так.

Вассерман – европейский ученый, а черное – белое

Узнав, что я из прессы, «коммунисты России» еще больше оживляются. Им нужно внимание, огласка, они хотят говорить. Ну что же, даю такую возможность их руководителю Илье Клейменову. Напомним, это человек, который пытается выбиться в депутаты Госдумы.

– С какой целью вы здесь? Чего добиваетесь? – спрашиваю я.

– Мы требует восстановить историческую справедливость!

– Что вы под этим понимаете?

– Необходимо уточнить статус этого места. Насколько известно, в том числе и из зарубежных источников, здесь захоронено немало останков людей, но все больше и больше ученых-историков склоняется к тому, что здесь лежат наши бойцы Красной армии, которые умерли от ран в госпитале, который находился недалеко от деревни Ямок. Да, было найдено несколько тел якобы польских офицеров, но это не повод создавать здесь такое масштабное поклонение с подобными церемониями. Тем более за счет наших налогоплательщиков.

– Почему не повод? Разве у поляков не должно быть возможности вспомнить своих соотечественников?

– В панской Польше разрушают мемориалы советским воинам-освободителям, которых полегло почти 600 тысяч за освобождение Польши. Мы требуем установить эти памятники здесь. Пусть над каждым их надгробием будет наше стоять! К тому же нет исторических подтверждений, что здесь 6 тысяч убитых поляков. Есть несколько фальсифицированных документов с подделанными подписями.

– Есть подтверждения того, что документы подделаны?

– Да, есть труды европейских ученых, вы можете найти в интернете…

– А кого именно?

– Ну, там целый ряд.

– А например? Назовите фамилию какого-нибудь европейского ученого, который так считает?

– Почитайте Вассермана. Его данные точны и убедительны. Это очевидно.

– А как же историки, работники мемориала? Они проделали огромную работу в архивах, а вы сейчас утверждаете, что это все неправда?

– Надо спросить, сколько им заплатили. Есть такие данные.

– Есть доказательства? Вы можете назвать источники или как-то подтвердить свои слова?

– Мы пока не можем их озвучивать.

Комментарии излишни.

 

Взгляд из Польши

Польская делегация прошествовала под возгласы Ильи Клейменова и его команды до мемориала. Там началась панихида. Польский язык очень похож на русский, и даже мне, отнюдь не полиглоту, удавалось различать некоторые слова. Поляки скорбели и говорили о том, что война не должна повториться. «Коммунисты России» смеялись и интерпретировали это по-своему: якобы польская делегация обсуждает теракт… Читали молитвы, которые кощунственно сопровождались смехом и громкой речью со стороны провокаторов.

Мне удалось поговорить с одним из поляков, одетым в офицерскую форму. Он рассказал, что сюда приехали военные, гражданские, а также дети, которым за какие-то заслуги и успешную учебу дали возможность посетить мемориал. Мы поговорили и обо всей этой шумихе вокруг истории:

– К сожалению, сейчас переделывать историю кому-то на руку. Они утверждают, что документы – подделка, но это не так, – заверил он.

– Некоторые говорят, что в Польше сносят могилы наших солдат…

– Это ложь! Мы сносим некоторые памятники советской эпохи, но чтобы мы избавлялись от могил солдат – такого быть не может, – возмутился мой собеседник. – Мы уважаем память!

Поляк подарил мне одну важную книгу «Могилы и кладбища русских и советских солдат с XIX и XX века в Польше».

– Видите? Мы все храним, не рушим могилы. Мы не варвары. 

 

 

Патриотическое воспитание вместо памяти

А уважают ли память в России? На советской части мемориала в день памяти и скорби почти не было наших соотечественников. Зато поляки были. Всей делегацией после церемонии проследовали к могилам советских граждан, чтобы также возложить цветы. Поляки не делили погибших на чужих и своих.

В России отношение к истории зависит от внешней политики. Так, в Медном изменился формат дня памяти и скорби. Если раньше официальный сайт мемориального комплекса приглашал всех желающих поучаствовать в панихиде на местах захоронения – принести цветы, склонить голову и унести с собой память о людях, чья жизнь была прервана кощунственно, жестоко и подло. В этом году на сайте о скорби ни слова, лишь информация о дне открытых дверей, когда «все желающие смогут бесплатно посетить музейно-информационный центр и ознакомиться с экспозицией».

Накануне «Караван+Я» беседовал с новым директором мемориального комплекса Еленой Шевченко. Она не видит в новой концепции ничего плохого:

– У нас будет проводиться день открытых дверей, и мы всех приглашаем, – гостеприимно сказала она.

– А что же с традицией проводить день памяти и скорби? Она исчезла?

– Конечно нет. Просто дата переносится с 2 сентября на 30 октября, на День памяти жертв политических репрессий.

О том, какой будет новая экспозиция в мемориальном комплексе, Елена Шевченко говорить не стала, объяснив это тем, что планы пока строить рано. Стоит отметить, что ни руководство города, ни области не посчитало нужным принять участие в панихиде.

Недавно в Твери прошел круглый стол, посвященный истории российско-польских отношений в ХХ веке, основной темой на котором был мемориал в Медном. Одним из организаторов мероприятия был координатор тверского отделения Национально-освободительного движения Максим Кормушкин. В фильме Андрея Лошака «Путешествие из Петербурга в Москву», в главе «Медное», запечатлен молодой человек, по-хулигански выкрикивающий во время польской панихиды: «Говорите по-русски!» Это и есть Максим Кормушкин – он писал заявления на сотрудников мемориала, а с нынешним руководством учреждения нашел общий язык. Он уверен, что поляки были расстреляны фашистами, а не НКВД.

Ура-патриотизм и отрицание исторических фактов – это бич нашего времени. На сайте мемориала сообщается, что в планах музея – работа «по патриотическому воспитанию курсантов и солдат». Действительно, где еще заниматься «патриотическим воспитанием», как не на кладбище, где захоронены тысячи невинно расстрелянных людей?

Искажать историю совсем не патриотично

Накануне 15-летия мемориального комплекса «Караван» брал интервью у замдиректора «Медного» Елены Образцовой, подробно, со ссылкой на документы, рассказавшей, как была проведена ужасная операция по уничтожению более шести тысяч польских военнопленных. Однако она была сокращена, как и другие научные работники, посвятившие жизнь изучению архивных документов. Теперь эти люди вынуждены со стороны смотреть, как мемориальный комплекс с останками расстрелянных польских и советских людей меняет формат и экспозицию.

– То, что сейчас происходит, это ужасно, но неудивительно, – прокомментировала «Каравану» Елена Николаевна. – Политика всегда ангажировала историю. Но так откровенно врать нельзя! Считать людей за тупую массу – тоже. Нами было изучено десятки тысяч документов для чего? Чтобы кто-то пришел и оболванивал посетителей, говоря о том, что поляки были расстреляны немцами? То, что день памяти и скорби, по сути, отменен, это неправильно. День открытых дверей можно было провести, например, в День музеев. Почему нужно искоренять традиции и игнорировать саму событийную историческую часть этого мемориала? Память о ни в чем не повинных людях уходит. Это прискорбно, но, увы, вполне закономерно в наших условиях. Искажать историю – это совсем не патриотично.

Дашун Самарина

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх