В последнее время чаще стали критиковать систему образования, некоторые родители даже переходят на домашнее обучение. «Караван» поговорил с тверскими психологами и многодетной мамой о том, что все-таки лучше.
«Семейное образование не обеспечивает социализацию»
Юлия Карачарова, кандидат психологических наук, замдиректора по УВР и руководитель психологической службы Довузовского комплекса ТвГУ:
– Закон позволяет получать образование и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне их – в форме семейного образования и самообразования. Обучение в школах, лицеях, гимназиях организовано с учетом потребностей, возможностей личности ребенка и в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Преимущества получения образования в рамках школ, лицеев и гимназий: строгое следование федеральным стандартам, высококвалифицированные кадры, интегрирование в научную среду, возможность участвовать в олимпиадах, конференциях и в конкурсах, участие во внеурочной жизни школы и т.д.
Получение образования в форме семейного обучения может быть организовано, если ребенку требуется максимальная индивидуализация процесса образования в силу особенностей индивидуального развития и эффективности адаптации к среде. Если ребенку по состоянию здоровья требуется определенный режим дня, то семейное образование позволит максимально реализовать необходимые условия.
Однако жизнь в современном обществе требует социализации ребенка, погружения в образовательную, культурную, научную, коммуникативную среду. А обучение в форме семейного образования не сможет в полном объеме это обеспечить. Хотя применение данной модели может быть оправданным на определенном возрастном и жизненном этапе.
«Система образования держится за соломинку»
Владимир Анисимов, практикующий семейный психолог, директор Научно-образовательного центра арт-педагогики ТвГУ, кандидат педагогических наук:
– Три века уже детей так обучают, и до сих пор ничего не поменяли. Сейчас поток информации таков, что невозможно создать стандарт, решить, какие именно знания должны даваться детям в школе.
Все должно быть индивидуализировано. Для каждого ребенка можно продумать свою систему, но у нас об этом не думают, причем не на уровне учителей, а на уровне Министерства образования. Мы страдаем от ошибок, которые были накоплены за советское время. Главная из них – это то, что школы и детские сады берут на себя больше ответственности за воспитание и обучение детей. В итоге родительское сознание развращается, они перестают отвечать за развитие своих детей.
К счастью, по закону все-таки разрешено семейное образование. В начале 2000-х это было очень популярно в Москве, около 25% обучались на дому. Но чиновники всячески мешают и тормозят увеличение их количества, сейчас оно сильно снизилось. Знаю семью, где ребенок не провел ни одного дня в школе, но успешно поступил в престижный вуз в Москве. Но мама, конечно, натерпелась за годы учебы.
В школах и детских садах большая проблема с работниками. По моему исследованию, только 30% воспитателей детских садов в Твери серьезные и современно мыслящие специалисты.
Обучение в педагогических институтах также построено неправильно. Главным критерием оценки должно быть не знание русского языка или математики, а выразительная речь и харизматичность. Математике можно научить уже в институте. Просто передача знаний – это уже давно устарело. Ребенок не будет учиться и выполнять задания, когда все ответы можно найти в интернете. Только если учитель сможет заинтересовать.
Кроме того, образовательным учреждениям нужны хорошие методисты, которые занимались бы оформлением бумаг, потому что сейчас на это уходит много времени.
Так что скажу честно, проблема в образовании у нас чисто политическая. Есть уникальные методики, но о них мало кто знает. Современная система образования держится за тлеющую соломинку и медленно умирает. Периодически бывают попытки подлатать соломинку, оптимизировать систему, но это ненадолго, поможет проплыть еще чуть-чуть, год или два, но результат один.
«Чиновникам лишь бы послать»
Евгения Бурдова, многодетная мама:
– Наша семья столкнулась с трудностями в школе. Все мои дети занимаются спортом. Старшая дочка занималась художественной гимнастикой с 4,5 лет. Второй и третий классы в нашей школе обучаются во вторую смену, а в это время нам нужно на тренировки. На гимнастике тренер заняла очень жесткую позицию: или переводитесь в другую школу, или можете не посещать занятия.
Перевестись в другую школу даже в другом районе оказалось невозможным – мест нет нигде. Я начала изучать вопрос перехода на семейное обучение. Но директор школы пошла нам навстречу и разрешила свободное посещение: мы находились первые два-три урока в школе, а потом уходили на тренировку. Предметы, которые пропустили, мы изучали дома.
Как вы знаете, президент дал указание ликвидировать вторую смену в школах. Но в нашем городе это сделать еще долго не получится – не хватает мест. Год назад я изучала этот вопрос, и вот к чему пришла, конечно, не без проекции на наш конкретный случай.
Много детей занимаются спортом, музыкой, ходят на кружки. Почему бы не ввести среднюю смену – утром ребенок на занятиях, потом в школе, потом снова на занятиях. У меня родилась идея создания специализированных по видам спорта или месторасположению спортивных классов. Написала официальное письмо в комитет по физической культуре и спорту.
Но как обычно бывает у наших чиновников, отписались какой-то ерундой. А моя знакомая работает в комитете и присутствовала, когда Андрей Решетов прочитал письмо и прокомментировал: «Как бы так написать, чтобы на… послать!» Так обидно стало и тошно. Вроде люди интересуются, переживают за систему обучения, за занятость детей, а чиновнику лишь бы послать.
Екатерина Смирнова