Резонансное происшествие в Карелии, потерявшей в результате пожара 10 августа великолепное произведение деревянного зодчества – церковь Успения Божией Матери, люди здравомыслящие восприняли не только как трагедию, но и как руководство к действию. Что же необходимо предпринять всем ступеням государственной власти, РПЦ, гражданам для сохранения культурного, духовного наследия? «Караван» начинает серию публикаций о деревянных церквях, и сегодня мы беседуем с отцом Антонием, настоятелем церкви Рождества Иоанна Предтечи в Пеновском районе, построенной в XVII веке.
Регионы утрачивают русское зодчество
Пожар в Кондопоге получил максимально возможную огласку, чему содействовали и обстоятельства поджога, в котором подозревается несовершеннолетний сатанист, хваставшийся, что пьет кровь и мечтает видеть церковь в огне. Однако только за последние годы в огне погибли костромской храм Преображения Господня и церковь Успения в Иванове. Еще раньше обратились в пепел уникальные постройки в Усть-Коже, Верхней Мудьюге, церковь Спас-Вежи в Костромском музее-заповеднике. Покрово-Власиевская в Лядинах (Архангельская область) сгорела от удара молнии. А сколько исчезло полузабытых, брошенных, частично разрушенных временем церквей? Такой статистики нет, но в «Народном каталоге православной архитектуры» на сайте sobory.ru можно обнаружить фотографии культовых построек прошлого и описание их удручающего состояния.
Обеспокоенность утратой памятников деревянного зодчества коснулась, к сожалению, не многих. Государство и Церковь не выказывают стремления обратить вспять этот процесс. Следует отметить, что деревянное зодчество – это не только церковная архитектура. Русь традиционно строила из дерева – это доступный материал, позволяющий создавать красивые, уютные, теплые дома, но, к сожалению, недолговечный: княжеские терема, укрепления, посад древней Твери и других русских городов не дошли до наших дней. Лишь деревянные постройки XVII–XVIII веков в той или иной степени доносят до нас исконно русскую культуру деревянного зодчества.
Церковь Успения была построена в 1774 году на живописном мысе Онежского озера в Кондопоге. Она была одной из самых высоких деревянных церквей в Карелии, а в этой республике их сохранилось сравнительно много. Не только высота, но и пропорции, красота архитектуры в сочетании с ландшафтом, сохранившийся интерьер, иконостас побудили рекомендовать ее на включение в перечень объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Она пережила войны и гонения на религию, но исчезла в наше мирное время.
По-своему уникальные, подобно кондопожской, церкви есть во многих регионах России, и каждая из них бесценна. Как их сохранить, как не допустить невосполнимых преждевременных утрат?
Ширков погост уникален
Самая известная действующая деревянная церковь в Тверской области – церковь Рождества Иоанна Предтечи – ярусный храм 1694 года постройки в селе Ширково Пеновского района. Корреспондент «Каравана» обратился к настоятелю храма иеромонаху Антонию (Краснолобову).
– Отец Антоний, согласно легенде, на озере Вселуг в верховьях Волги в ознаменование победы над литовцами в месте разгрома врага построили церковь. По другой – купцы проходили из Новгорода с двумя иконами Иоанна Предтечи и, отдохнув на берегу, не смогли поднять иконы, оставили их там, а братья Ширковы построили в этом живописном месте церковь. Какую из легенд вы считаете истинной?
– Документально эти легенды не подтверждены, но эти события могли происходить в действительности. Легенды рассказывают экскурсоводы, а мы руководствуемся документальными свидетельствами.
Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. При строительстве этой церкви в древнерусском стиле были использованы бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. Высота церкви – около 45 метров. Таких церквей на территории России не сохранилось.
Но и до этого в этом месте была церковь. Первое упоминание о Ширковом погосте датируется 1624 годом: «Погост Ширковский у озера Вселука, а на погосте церковь Рожества Иоанна Предтечи древяна клецки, а в церкви образа и свечи и книги и всякое церковное строение приходских людей». Точно известно, что торговая дорога из Новгорода в Торжок через Старую Руссу пролегала именно здесь. Здесь пролегал и путь войска Михаила Скопина-Шуйского, в 1609 году освободившего от осады Троице-Сергиев монастырь, поэтому предание об основании храма на месте победы над поляками и литовцами не выглядит невероятным. Но храм здесь мог стоять и до Смуты. До революции действительно в храме находились две древние иконы Иоанна Предтечи, которые в соответствии с их описанием могли быть написаны во второй половине XVI века. До настоящего времени из икон ничего не сохранилось.
Реставрация в последний раз была в 1970-х
– В СМИ сообщалось, что власти Тверской области выделили 4,6 млн рублей из регионального бюджета на разработку проекта по восстановлению этой уникальной четырехъярусной деревянной церкви. А сами реставрационные работы планируют осуществить путем включения объекта в федеральную целевую программу «Культура России». Сообщалось также, что храм находился в ненадлежащем состоянии и был закрыт для посещений, пока губернатор Игорь Руденя не поставил задачу привести церковь в порядок. Тогда на куполе уникального памятника деревянной архитектуры установили крест, в храме после более чем векового перерыва возобновились богослужения. По какому графику проходят в храме богослужения? Известно ли, когда будет готова документация?
– О том, как скоро будет разработан проект, мне не известно. А службы в деревянной церкви не проходят – это опасно для жизни прихожан, поскольку она находится в аварийном состоянии. Отслужили, когда губернатор приезжал, в порядке исключения.
Рядом, буквально в 100 метрах, находится каменный храм. В 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, так как деревянная церковь не могла вместить всех прихожан. В 1915 году храм, способный вместить до 1400 человек, был освящен, а деревянную церковь планировали отреставрировать, но до революции не успели. К 1960-м годам она пришла в аварийное состояние – прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974–1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской.
С тех пор прошло много лет, и состояние церкви снова стало аварийным. Тверьпроектреставрация установила крест и громоотвод, что очень важно для деревянного здания. Но полная реставрация возможна, только когда будет подготовлен проект и выделены средства. Каменный храм, в котором проходят службы, в 1992 году был передан верующим и отремонтирован на средства благотворителей, стены были частично расписаны в древненовгородском стиле московскими художниками. Но памятники деревянного зодчества требуют высокопрофессионального подхода.
– Существует православное общественное движение «Общее дело»: священники и молодые волонтеры в Архангельской, Псковской, Новгородской и других областях занимаются противопожарной обработкой храмов, защитой от разрушительных воздействий. Приходилось ли вам сотрудничать с этой организацией православных добровольцев?
– Нет, к нам такие волонтеры не обращались. В любом случае противопожарная обработка объекта историко-культурного наследия не может проводиться без ведома уполномоченных на его охрану государственных органов. Надеюсь, что проект реставрации предусмотрит и такую обработку, и меры по обеспечению противопожарной безопасности и системы пожаротушения. Главное, чтобы реставрация была проведена как можно скорее. Церкви угрожает не только пожар, но и просто разрушение частично прогнивших конструкций. Здание накренилось в сторону воды, и, несмотря на то что стены построены из бревен большого сечения со скругленными углами, как в древнерусских клетских церквях, памятник может разрушиться в любой момент при неблагоприятных погодных условиях.
***
Государство, Церковь и общество должны вместе приложить усилия по сохранению этих уникальных построек, проблему нужно решать комплексно и профессионально. «Караван» продолжит рассказывать о деревянных церквях в Тверской области, следите за нашими публикациями.
Мария Парамонова