Темные силы в сердце Твери. В Твери на стадионе «Химик» обнаружены массовые захоронения тверитян, убитых опричниками Ивана Грозного?

11.09.2018, 14:36

В связи с предстоящей реконструкцией стадиона «Химик» в самом центре Твери, у впадения Тьмаки в Волгу, археологи обнаружили массовые захоронения людей.

– Мы наткнулись на кладбище, – рассказал журналистам руководитель раскопок, директор Тверского научно-исследовательского историко-археологического и реставрационного центра Александр Хохлов. – Точной его датировки я пока не могу сказать. Но скорее всего, оно относится к концу Великого княжества Тверского и последующей эпохи уже Московской Руси.

Выходит, что захоронение появилось в XV веке, может быть чуть раньше или позже. При этом до этого никто, кажется, даже не подозревал, что тверские футболисты гоняли мяч по кладбищу. Под толщей земли некрополь идет в сторону гимназии N№ 6 (она тоже, видимо, стоит на погосте).

По мнению некоторых тверских историков, кладбище появилось на территории, позже занятой стадионом «Химик», в XV веке и функционировало как минимум несколько столетий. В связи с отсутствием единого мнения о происхождении массовых захоронений мы решили обратиться за разъяснениями не к историкам, а к антропологам. В Твери как раз сейчас создается мировая школа семиотической антропологии, которая формируется вокруг исследований Геннадия Климова. К нему мы и обратились за комментариями.

– Геннадий Андреевич, прежде чем мы перейдем к теме нашей встречи, скажите, чем отличается обычный историк от антрополога?

– Если мы говорим о зарубежной науке, то это одно и то же. Антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах. В России же по сложившейся традиции историки пытаются реконструировать по найденным археологами «черепкам» материальную культуру.  Это наследие сталинского материализма.

В Твери стихийно складывается новый центр семиотической антропологии. Прошлое реконструируется на основании междисциплинарных исследований с использованием самых разнообразных наук, начиная от математики, термодинамики и климатологии и заканчивая лингвистикой и культурологией. Основоположником нашей школы я считаю директора Института мировой культуры и Русской антропологической школы академика Вячеслава Всеволодовича Иванова. У нас с ним очень близкие выводы об истории цивилизации. Он читал курс лекций в Лос-Анджелесе. В прошлом году (7 октября 2017 года) в возрасте 88 лет он, к сожалению, покинул этот мир. Но в Твери появилось насколько его последователей.

– Понятно, но какое ваше мнение о происхождении этого кладбища в Твери, которое обнаружила экспедиция Александра Хохлова?

– Чтобы сделать заключение, нужно как минимум дождаться завершения раскопок. Пока можно высказать самые предварительные догадки. Захоронение вскрыли на месте средневекового кремля Твери. Никто людей не хоронит там, где живет. Поэтому захоронение сделано в какой-то критической ситуации. Возможно, они погибли во время обороны или были похоронены там, когда Тверь была уничтожена захватчиками. Такие ситуации случались несколько раз.

После того как князь Александр Невский стал вассалом чингизидов, начался раскол на западную и восточную Русь. Тверь была пограничьем – местом ожесточенных столкновений. Только в феврале 1238 года под ударами орды во Владимиро-Суздальском княжестве пало 14 городов, среди них и Тверь.

Хотя официально годом основания Твери считается 1135 год (когда в литературном произведении князя Всеволода Мстиславича «Рукописание» упоминается о неких денежных податях, которые привез «тверской гость»), по моим исследованиям, город был образован несколько раньше (в 1015 году) христианским пилигримом Аркадием Новотором.  Тверь того времени – круглая крепость с тремя стенами укреплений в устье Тверцы, где несли службу отроки, сыновья княжеских родов. Именно они и приняли удар монгольской орды. Это случилось на другой стороне Волги – и вряд ли кто-то бы стал перевозить покойников через реку, чтобы захоронить погибших после ухода ордынцев.

Скорее всего, в тверском кремле похоронены жертвы более поздней междоусобицы между Тверью и Москвой. На протяжении почти двух веков главным соперником Москвы была Тверь. Тверь тяготела к западным торговым демократиям и христианским странам, а Москва наследовала традиции Орды.

К началу XV века назрела необходимость объединения русских княжеств против влияния исламского Востока и возвращения к истинному христианству, которое во многом тогда деградировало, приняло языческие формы. 

Начал этот процесс Сергий Радонежский, который строил новые монастыри и проповедовал православное учение об умном делании. Его последователи в Твери и Литве начали процесс освобождения Руси от вассальной зависимости от чингизидов. Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, за ней последовала битва Мамая и Тохтамыша. Попытка создать антимонгольскую коалицию оказалась неудачной.

В 1453 году под давлением мусульман пала столица православного мира Константинополь. В это время первому русскому царю Ивану III Васильевичу было всего тринадцать лет.

Под влиянием бежавших на север византийских священников начинается трансформация русского мира в деспотию, а православие превращается в государственную идеологию. Москва во времена Ивана III погрязла в религиозном споре трех православных партий: партии нестяжателей Нила Сорского, образованных христиан (названных ортодоксальными недоброжелателями жидовствующими) и стяжателей-иосифлян во главе с Иосифом Волоцким. Победили иосифляне – сторонники церковного богатства, землевладения и союза с государством. Это и определило дальнейший ход истории.

Ко времени «стояния на Угре» тверские князья сохраняли независимость, но их земли оказались окружены московскими владениями со всех сторон. Чтобы противостоять московскому натиску, Тверь пыталась очередной раз опереться на помощь Литвы (тем более все западные королевские фамилии были отпрысками княжон тверского княжеского дома).

Тем не менее в сентябре 1485 года московская рать осадила Тверь. Князь Михаил бежал в Литву. Тверь перешла под управление его племянника, сына московского князя Ивана Молодого, получившего титул тверского великого князя и соправителя Ивана III. Он правил Тверью вместе со старой «тверской» думой. Отдельно от московского функционировал тверской «двор».

Новое нашествие Москвы на Тверь случилось уже при Иване Грозном. Двинувшись из Москвы на Новгород осенью 1569 года, опричники узурпатора Ивана Грозного устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и в других встреченных городах. Убитых жителей Твери (в том числе женщин и детей) никто не считал. В Отроч монастыре (на месте древнего детинца) Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа Московского, отказавшегося благословить поход на Новгород. Опричное войско насчитывало 15 тысяч человек, в том числе 1500 стрельцов.

Современники сообщают, что Волга стала красной от крови убитых жителей. Скорее всего, археологи под стадионом «Химик» в Твери на территории средневекового кремля (который в то время как раз и был на этом месте) обнаружили массовые захоронения побоища, устроенного опричниками Ивана Грозного.

После разорения Тверь возродилась не сразу. Из-за массового убийства жителей никто об этом некрополе не помнил, а новые тверитяне стали строить дома прямо на захоронении. Хотя надо внимательнее там все изучить. Вполне возможно, что археологами вскрыты еще и совсем древние пласты.

Не удивлюсь, что там обнаружатся детали ладьи. Все говорит о том, что на этом месте должно быть языческое капище. В дохристианские времена знатных русов после смерти сжигали в ладье вместе с женой и слугами. Такое там место кровавое.

Рядом находится здание медицинского университета, в котором в годы сталинских репрессий располагался НКВД. Там по приказу Сталина было расстреляно несколько тысяч польских военнопленных и без счету – простых русских людей.

Лет двадцать назад замначальника тверского ФСБ Геннадий Цветков показывал мне документы о расстрелах поляков. Их убивали тверские оперативники, стреляя из наганов в затылок ни в чем не виновных молодых парней, потом трупы грузили на трехтонки и везли в Медное закапывать. Рядом со стадионом «Химик» – просто капище бога смерти Йамы. Может, эти раскопки и раскаяние от осознания ужаса прошлого заставит темные силы успокоиться и дальше начнется мирная жизнь?

Александр Хохлов выполняет важную миссию. Мы можем победить силы зла, только перестав их бояться.

Записала Ирина Смирнова

47 0
Лента новостей
Прокрутить вверх