Как бороться с коллекторами. В Твери судебные приставы и полицейские рассказали о способах защиты

25.09.2018, 13:38

В прошлом номере мы писали о том, как коллекторы пытаются выбивать деньги за якобы неоплаченные услуги сотовой связи и мобильного интернета. Расследование продолжается, а сейчас нам хотелось бы рассказать, как вести себя с коллекторами.

 

Обращайтесь к судебным приставам

Начальник отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Ирина Марченко:

– Как правило, коллекторы занимаются взысканием денежных средств в досудебном порядке. Через судебных приставов проходят только просуженные долги. Тем не менее при нарушении законодательства гражданам нужно обращаться к нам, приставы могут не только посмотреть наличие микрофинансовой или коллекторской компании в федеральном реестре (fssprus.ru/gosreestr_jurlic), но и провести административное расследование по факту нарушений в области защиты прав и законных интересов физлиц при деятельности по возврату просроченной задолженности.

С 10 августа 2018 года на основании ФЗ N№ 241 «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование можно проводить в досудебном порядке и по отношению к коллекторам. Заниматься административным расследованием теперь могут в том числе и должностные лица службы судебных приставов.

На коллекторов и микрофинансовые организации частенько жалуются в ЦБ РФ, прокуратуру и в другие инстанции, но, как правило, все заявления от граждан в итоге все равно приходят в службу судебных приставов.

 

Вы можете официально отказаться от общения с коллекторами

Главный специалист-эксперт Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Юрий Ильницкий:

– Изначально следует убедиться в том, существует задолженность или нет. Для этого ценным письмом с уведомлением отправьте ваш запрос о сущности и структуре долга в коллекторскую компанию, а также в организацию, имеющую к вам претензии, будь то банк, микрофинансовая фирма или сотовый оператор.

Если долг реально существует и его собираются продать коллекторам, то при таком раскладе ваш кредитор обязан сообщить и предоставить если не договор цессии, то хотя бы уведомление. Заявления от граждан должны быть рассмотрены в течение месяца. Самое главное правильно сформулировать запрос, мотивировав его ссылками на нормативные акты.

За отказ в предоставлении информации о долге коллекторов и микрофинансовые организации можно привлечь по статье 5.39 КоАП РФ. Если вам вовсе не отвечают, то это статья 14.57 КоАП РФ.

В том случае если долг реально существует, но вы хотите довести дело до суда, то вам следует отправить долговым агентам заявление об отказе от взаимодействия с коллекторами. Все заявления следует отправлять ценными письмами с уведомлением и обязательно сохранять чеки и корешки. При нарушении одного из вышеперечисленных условий немедленно обращайтесь к судебным приставам. Если у вас нет задолженности и это явно или косвенно подтверждается документами, то коллекторы попросту вводят вас в заблуждение и занимаются вымогательством.

 

Активно участвуйте в расследовании

Ирина Марченко:

– За текущий год по статье 14.57 КоАП РФ в отношении коллекторов и микрофинансовых организаций уже составлено восемь протоколов, выписаны штрафы. Как правило, нарушают законодательство прежде всего микрофинансовые организации. Так что граждане могут отстоять свои права. Но необходима доказательная база: письма, скриншоты СМС-сообщений, записи телефонных разговоров на громкой связи с наличием свидетелей. Адрес электронной почты для обращений mail@r69.fssprus.ru.

Бывает, что люди приходят и говорят: нам звонили 150 раз. Когда начинаем браться за дело, выясняется, что человек не брал трубку, то есть фактически взаимодействия с коллектором не было. Не можете говорить с назойливыми агентами – просто включите телефон и не подносите к уху, чтобы шла фиксация разговора. Как только у нас на руках появляется полный пакет доказательств, мы составляем протокол и направляем в суд. Если доказательств недостаточно, проводим административное расследование.

Юрий Ильницкий:

– Очень часто граждане стесняются или ленятся дойти до судебных приставов и довести дело до конца. Как правило, все ограничивается письмом в прокуратуру или полицию, а они направляют его нам, мы пытаемся выйти на граждан, которые, в свою очередь, не берут трубки, не идут на контакт, и дело разваливается.

Совсем недавно был такой случай, когда одна гражданка пожаловалась в управление, мол, мне звонят мошенники и представляются судебными приставами. Провели целое расследование, а потом выяснилось, было заявление в прокуратуру, которое затем спустилось к нам… Надо понимать, что без активного участия «жертв» приставы не могут провести полноценное расследование и привлечь коллекторов к ответственности.

 

Если есть нарушения, полиция разберется

Начальник ОИ и ОС УМВД России по Тверской области подполковник внутренней службы Вадим Левшин:

– В ФЗ N№ 230 закреплены общие правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности. Кредитор или лицо, действующее от его имени, могут взаимодействовать с должником через личные встречи, телефонные переговоры, электронные, почтовые, телеграфные сообщения.

При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или его представитель обязан действовать добросовестно и разумно. Не допускаются не только угрозы жизни и здоровью граждан, порча имущества, но и оказание психологического давления на должника, введение должника в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, а также сроков возврата долга, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.

Должник вправе направить кредитору или лицу, действующему от его имени, заявление, касающееся полного отказа от взаимодействия либо взаимодействия через доверенное лицо должника. Кредитор или его представитель обязан ответить на обращения граждан по всем вопросам, касающимся просроченной задолженности, в течение 30 дней. Кроме того, кредитор и его представитель обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам.

Заявления граждан по факту нарушения ФЗ N№ 230 подлежат рассмотрению в ФССП. Заявления и обращения граждан, содержащие признаки преступлений общеуголовной направленности (порча имущества, угрозы убийством), подлежат проверке органами внутренних дел. Заявления оформляются в произвольной форме на имя начальника территориального органа внутренних дел.

Павел Кириллов

33 0
Лента новостей
Прокрутить вверх