Бумажка для галочки. Знает ли власть о реальной экономике?

09.10.2018, 14:32

В начале октября 2018 года в правительстве Тверской области очередной раз обсуждали стратегию развития региона. Как свидетель множества таких обсуждений со времен царя Гороха (в нашей региональной истории аналогом этого мифического царя принято считать покойного губернатора Владимира Платова), хочу рассказать, почему все эти стратегии так и не стали работающими документами.

 

Совещание ради совещания

Стратегия развития в российских реалиях – это такой документ, который делается не для реальных целей последующего выполнения, а для галочки, потому что этого требует законодательство. Поэтому, как правило, написание стратегий отдается на откуп какому-нибудь столичному центру по их написанию, где девочки – младшие научные сотрудники легким движением руки меняют в заранее сделанной заготовке «Тульскую область» на «Тверскую» и потом отдают заказчику. Заказчик, как правило, точно такая же девочка, только внутри региональной администрации. Большинство настоящих руководителей регионов в лучшем случае перелистывают эти стратегии, просматривая по диагонали.

Поэтому из года в год получается одно и то же. Каждый новый губернатор собирает одних и тех же заведующую кафедрой государственного управления Института экономики и управления Тверского государственного университета Галину Лапушинскую, доцента кафедры Марину Цуркан, старшего преподавателя кафедры социально-экономической географии и территориального планирования ТвГУ Илью Смирнова. И в очередной раз они рассказывают ему, что наиболее перспективными для развития в Верхневолжье являются сельское хозяйство, обрабатывающие отрасли, строительство, туризм, реализация транспортных и инфраструктурных проектов. «Участники совещания рассмотрели потенциал Тверской области с точки зрения географического положения, динамики показателей в экономике, малом и среднем бизнесе», – устало сообщает пресс-релиз правительства Тверской области.

Ясно, что это дежурное мероприятие ни о чем. Оно не имеет отношения к реальной региональной экономике, и участниками его являются, мягко говоря, теоретики, а не практики, в этой экономике работающие.

 

Чем Руденя мог бы удивить Сечина

Расскажу случай из жизни. Наш журнал «Умное производство» работает с рядом компаний, которые сегодня в Твери занимаются высокотехнологичным производством оборудования для нефтегазовой отрасли. Сейчас в связи с введенными Западом санкциями для отечественного нефтегазового сектора перед этими компаниями открылись огромные перспективы. Только в Твери в этом секторе занято около 1000 человек, с учеными степенями, весьма востребованных. Чем не кластер, которым может гордиться губернатор?

Между тем губернатор Игорь Руденя в рамках прошедшего на прошлой неделе форума «Российская энергетическая неделя» встречается с руководством «Газпромнефти» и «Лукойла», чтобы вести переговоры о строительстве… бензоколонок. О бензоколонках на трассе М-11 велись переговоры и с главой «Роснефти» Игорем Сечиным.

Видимо, губернатор не в курсе, что в регионе есть гораздо более важная для топливно-энергетических компаний точка роста – суперсовременные предприятия, которые могут произвести впечатление на того же Сечина. А сегодня этот уже сложившийся кластер, о котором понятия не имеют в областном правительстве, пытается увести в свою технико-внедренческую зону соседняя Дубна. И уведут. Наш журнал буквально из любви к искусству занимается внутренними коммуникациями между предприятиями нефтегазового машиностроения и ведущими инжиниринговыми компаниями, проектирующими машиностроительные заводы. «Роснефть» ждет, что в Твери будет построено несколько новых заводов для выпуска геофизического оборудования, но пока нет площадок. Об этом и о многом другом планируется большая дискуссия на форуме «Умное производство», который мы в очередной раз планируем провести в Твери в середине ноября. Кстати, и администрация губернатора Дмитрия Зеленина, и администрация губернатора Андрея Шевелева принимали участие в подготовке и в проведении этих форумов в прошлые годы.

На имя губернатора Игоря Рудени еще летом нами было направлено письмо о предстоящем мероприятии. Причем он сам просил нашего главного редактора Геннадия Климова предложить интересные драйверы для развития региона.

Но никакой обратной реакции мы не получили – письмо как будто ушло в никуда. Кажется, что в команде областного правительства отсутствуют внутренние коммуникации и нижестоящие чиновники просто побоялись донести информацию о грядущем форуме до губернаторских ушей.

 

Волга: не только туризм, но и работа

Еще один форум прошлой недели – «Реки России», вот уже несколько лет проходящий в отеле «Рэдиссон-Завидово».

По сути, это мероприятие, организованное проектом «Большое Завидово», позиционирующим себя как самая близкая к Москве «большая вода». О реках говорится с чисто туристической точки зрения, с той, которая понятна и близка организаторам. «Туризм в России активно растет и развивается – если за 2017 год в России было около 56,5 млн туристических поездок, то в 2018 году мы прогнозируем увеличение еще на 10 млн человек», – сообщила, открывая главное заседание форума, зампредседателя правительства России Ольга Голодец.

Сейчас в районе Большого Завидова планируется сделать транспортно-пересадочный узел, чтобы те, кто едет по железной дороге на «Ласточке» или по скоростной трассе М-11, могли именно в районе отеля «Рэдиссон» пересесть на теплоход и отправиться в тур по загадочному образованию, которое наше региональное министерство туризма окрестило «Волжское море» (каскад водохранилищ, от Иваньковского до Рыбинского).

Но вообще-то, в рамках дальнейшего развития международных транспортных артерий Север – Юг и Запад – Восток здесь, на Верхней Волге, нужен прежде всего грузовой порт. Китайская сторона уже дотянула скоростные железные дороги до портов на Каспии. И есть инвесторы, которые это осознают. Они ищут площадку для строительства судостроительного завода в Тверской области. Хорошее место в Белом Городке Кимрского района для строительства завода по выпуску так необходимых для грузовых и пассажирских перевозок судов класса река – море. Для экономики Тверской области это важнее, чем возможность для туристов сесть на борт прогулочного теплохода. Однако областное правительство, кажется, не знает об этом.

 

Имеет ли смысл запрещать маршрутки?

Символично, что открытие форума «Реки России» задержалось из-за страшной трагедии, случившейся на тверских дорогах. Заказной микроавтобус, осуществляющий пассажирские перевозки, врезался на Старицком шоссе в большой пустой автобус. Погибли 13 человек, и губернатор Игорь Руденя, вместо открытия форума, отправился в деревню Некрасово, где произошла трагедия.

В ночь после трагедии правоохранительные органы задержали руководителя компании «ТрансАвто», которой принадлежала попавшая в аварию маршрутка. «А почему не губернатора Тверской области Руденю? Или не начальника областной ГИБДД?» – поинтересовались жители. Понятно, предприниматель не виноват в случившемся. Вернее, не более виноват, чем вышеперечисленные руководители, в ведении которых находятся региональные дороги. И нельзя запрещать частные междугородные перевозки (о чем поспешно завил Игорь Руденя, у которого собрать все инфраструктурные объекты в один огромный ГУП – главная экономическая программа). Сейчас с тверского автовокзала главный региональный перевозчик возит в города Тверской области пассажиров еще более раздолбанными автобусами. Тут был микроавтобус «Форд», а там вы можете получить обычный пазик, совершенно не предназначенный для езды по трассе. Если огосударствить все перевозки, ни к какому повышению их качества это не приведет.

Просто нужен контроль. Лет 15 назад я путешествовала по Европе на автобусе польской туристической фирмы после нескольких крупных аварий с польскими автобусами. Так вот, на борту нашего автобуса был «черный ящик», тщательно фиксировавший скорость, полосу движения, сколько водитель находится за рулем, выполнены ли регулярные технические профилактические работы. И каждый полицейский в любой стране по пути следования мог проверить работу наших водителей. Так должно быть на любых междугородных перевозках. А уж кто ими занимается – муниципалитет, область или бизнес дело десятое.

 

Вымороченные территории

Другое дело, что далеко не все маршруты бизнес возьмется обслуживать. Вот что написал на прошлой неделе про тверские дороги известный блогер Сергей Мардан: «Ехал по Тверской области. Дороги убиты в хлам.

Первая мысль: вот же куда должен идти весь московский жир, который Собянин с Ликсутовым уже не знают на что пережечь. То ли на парк «Зарядье», то ли на памятник князю Владимиру.

Однако после второй сотни километров, на которой я встретил всего десятка три встречных машин, возник другой вопрос: а для кого тут строить дороги? Они зачем? Чтобы вывезти с заброшенных полей урожай борщевика? Бетонные остовы бывших коровников?

Центральная Россия – это Великая пустошь, где вся жизнь осталась только вдоль федеральных трасс.

Так что пусть осваивают хотя бы Москву».

Вернемся к совещанию по стратегии развития Тверской области, тому самому, с которого мы начали разговор. Основной целью этой самой стратегии развития было названо улучшение демографической ситуации. А наиболее перспективной отраслью сочтено сельское хозяйство.

Все так. Под боком у Тверской области два огромных рынка сбыта – Москва и Санкт-Петербург. А область пустеет прямо на глазах. В прошлом номере мы опубликовали статью Людмилы Титовой, почетного работника государственной статистики. Она приводила удручающие цифры: «Самая высокая смертность в России в Псковской области – 18,2 человека на 1000 человек населения, в Тверской области – 17,9 человека, и она увеличилась по сравнению с I полугодием 2017 года. Кроме естественной убыли населения, в Тверской области наблюдается миграционная убыль: за I полугодие 2018 года убыло 1613 человек, за I полугодие 2017 года – 933 человека».

Связь демографии с сельским хозяйством самая прямая: если в деревне есть жизнь, именно на селе родятся дети. Так вот, стратегия развития сельского хозяйства, на которую сделало ставку областное правительство, подразумевает уничтожение в наших деревнях последних очагов жизни. Гигантские агрохолдинги, такие как «Дмитрова Гора» и «Коралл», зайдя на территорию, добились фактической ликвидации мелкого фермерского свиноводства. Помните, как с началом их работы загадочно совпала вспышка африканской чумы свиней, когда у частников забирали и сжигали все имеющееся поголовье?

Для сельских жителей небольшое количество хрюшек во дворе означало возможность собрать ребенка в школу, ребенка постарше отправить учиться в тверской вуз, купить машину и так далее. Теперь такой возможности нет.

 Во всем мире для поддержания стабильной жизни на селе агрохолдинги как-то держат в узде: как правило, в той же Италии, Дании и др. они дают фермерам выращивать свой товар по определенной технологии, с определенными кормами. А у нас перед заходом крупных инвесторов фермеров просто уничтожают. И начинают травить запахом навоза дачников и перебравшихся из городов в отеческие дома пенсионеров – как в Бежецком районе травит территорию в радиусе десяти километров свинокомплекс «Коралл» с его открытыми отстойниками.

На прошлой неделе отправлен в отставку министр сельского хозяйства Тверской области Павел Мигулев. Скорее всего, он будет переброшен на руководство Тверской государственной сельхозакадемией, оставшейся без ректора после отъезда из Твери Олега Балаяна. Изменит ли перемена мест слагаемых подход к «развитию села»? Очень сомневаемся.

***

И еще один удивительный факт под занавес. Первый раз такое наблюдаю: все знакомые сотрудники областной администрации при встрече на дежурный вопрос «Как дела?» резко начинают жаловаться. Такого не было ни при губернаторе Платове, ни при губернаторе Зеленине, ни при губернаторе Шевелеве. Конечно, чиновники подписались терпеть любые капризы начальства и получают за это свои повышенные оклады, а в будущем – повышенную пенсию. Но кажется, что даже это не останавливает поток льющегося негатива. Главе Тверской области Игорю Рудене действительно есть над чем задуматься, в его «королевстве» что-то явно не ладно.

Мария Орлова

20 0
Лента новостей
Прокрутить вверх