Геннадий Климов, главный редактор журнала «Умное производство»:
– Под Тверью произошла авария – погибли 13 человек в результате столкновения маршрутки и автобуса. Погибли четыре медика изо Ржева, ехавшие на курсы повышения квалификации, жена главы города Старицы и другие просто хорошие люди. СК зачем-то арестовал собственника фирмы-перевозчика. Понятно, что что-то произошло с водителем. Может быть, заснул, может, по телефону говорил, может, инфаркт или инсульт. Человек на дороге является самым слабым звеном и источником опасности. Это только подчеркивает важность наших антропологических исследований человеческого сознания, которые мы ведем в Твери.
В принципе, у нас есть все элементы, чтобы создать глобальную умную систему, которая контролировала бы состояние водителей, транспортных средств, графика движения и адекватности поведения на дороге. Ее легко связать с ГИБДД.
Мы давно задумывались, что именно человек – источник хаоса в производстве. Кто-то же просверлил дырку в обшивке космического корабля? Кто-то же заменил золото медью в Воронеже на космическом заводе, что могло привести к глобальным авариям? Поступки человека часто бывают совсем неадекватны, особенно эта неадекватность растет во время войн. Известно, что если подразделение реально воюет больше 60 дней, то оно все сходит с ума. А если вся страна воюет много лет?
Об опасности, нависшей над человечеством, мы особо задумались в ходе проектирования большого завода в Подмосковье для производства интегральных схем. Это много десятков километров трубопроводов, в которых жуткие яды. А если кто-то просверлит дырку? А рядом многомиллионная Москва…
Здесь для контроля за персоналом мы применили специальные браслеты с подводных лодок. Компьютер всегда знает, где находится и что делает каждый человек внутри периметра. Пока этот проект только в чертежах, но скоро состоится внедрение. Мы создали специальные промышленные гаджеты «Навиман» (Naviman), которые позволяют контролировать не только оборудование, но и человека. Принцип «Фарвар», которым мы измеряем ум, разделяет две среды с разной степенью свободы. Есть проектные хабы, где нужна особая творческая среда свободы и тотальной честности, а есть сферы деятельности, где нужно точно исполнять инструкции и регламенты. На кухне в общепите, например, творчество масс неуместно, согласитесь.
В принципе, все это легко конверсировать в умную систему управления пассажирскими перевозками, которая значительно уменьшит риск подобных аварий, что случилась под Тверью. Жаль, что у нас государство реально финансирует только военную тему, а деньги на цифровизацию осваивают фирмы, которые не обладают должными компетенциями и кругозором в части антропологии человеческого разума.
Все изменится к лучшему, когда руководитель России будет думать не о войне, а о мире. Когда страна начнет вкладывать деньги не только в ракеты и танки, но и в науку и культуру. Тогда и возникнет безопасность.