ДТП в Тверской области, унесшее 5 октября жизни 12 пассажиров и водителя микроавтобуса на Старицком шоссе, – это следствие не только человеческой ошибки, но и ряда системных проблем. Губернатор Игорь Руденя уже сделал заявление о необходимости навести порядок в сфере пассажирских перевозок. «Караван» спросил мнение Станислава Петрушенко, председателя постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу, как будет меняться отрасль и чего ждать предпринимателям и гражданам.
– Прежде всего я хотел бы выразить соболезнования родственникам погибших и сочувствие пострадавшим, – сказал Станислав Петрушенко. – Это трагедия для всей Тверской области, каждый из нас переживает из-за того, что произошло. Однако нам необходимо принять случившееся как данность и сделать соответствующие выводы.
Москва как пример
– Сейчас говорят о том, что для частного бизнеса в сфере перевозок настали тяжелые времена проверок и запретительных мер.
– Запретительные методы, как правило, дают лишь кратковременный результат и провоцируют обратную реакцию: бизнес всегда найдет лазейку, и мы будем вынуждены играть с ним в кошки-мышки.
Сделать же пассажирские перевозки полностью муниципальными не представляется возможным: слишком высокие затраты из наших с вами налогов, а эффективность под вопросом. Честно вам скажу, не так много успешных муниципальных предприятий. Бизнес такие задачи решает гораздо лучше, только ему необходимо создать условия для развития и выработать четкие правила игры.
Москва в этом смысле демонстрирует хороший пример организации пассажирских перево-зок. Там действует опорная сеть маршрутов, на которых услуги по перевозкам осуществляет ГУП «Мострансавто», а часть маршрутов предприятие отдает на торги частному бизнесу, действующему также под маркой «Мострансавто» и соблюдающему определенные стандарты в соответствии с договором. Схема работает отлаженно: предприятие осуществляет контроль качества, и бизнес может чувствовать себя уверенно, если не нарушает правила, и пассажиры довольны.
Я считаю, что Тверская область может брать все лучшее из российского и мирового опыта. У нас таким региональным оператором может выступить «Тверьавтотранс», функция которого будет заключаться в осуществлении контроля за межрайонными пассажирскими перевозками. В регионе смогут работать разные частные перевозчики, но под единым брендом и по единым правилам. Новая схема практически разработана, сейчас нужна политическая воля, для того чтобы ускорить процесс по ее реализации. Крайний срок – это конец 2019 года, необходимо уже сейчас ставить время на обратный отсчет.
Бизнес не враг, а соратник
– Не ожидаете ли вы протеста со стороны частного бизнеса?
– Чтобы не было социального напряжения, нужно больше разговаривать и дать возможность предпринимательскому сообществу высказать собственные предложения, в конце концов, мы все заинтересованы в безопасности и удобстве пассажиров. Я предлагаю сначала сформировать требования к перевозчикам (например, установить камеры внутри салона), затем обсудить это с предпринимателями, дать им возможность внести поправки и только по итогам совместной работы принять окончательное решение. Если в результате возросших требований проезд увеличится в полтора раза, граждане нас не поймут, поэтому нужно всегда соблюдать баланс интересов. К сожалению, от бизнеса много чего хотят, но мало кто спрашивает, чего хочет он. Я убежден, что без сотрудничества с бизнесом ничего хорошего не получится.
– К вопросу об эффективности: даже если смотреть по произошедшей трагедии, частный микроавтобус был забит полностью, а огромный автобус «Тверьавтотранса» ЛиАЗ, судя по информации, шел практически пустым. Парадокс, но маршрутки и заказные микроавтобусы вызывают волну ненависти в обществе и в то же самое время бьют рекорды популярности среди других видов транспорта.
– Большие муниципальные автобусы, направляющиеся в различные районы Тверской области, могут быть востребованы в праздники или перед выходными, в остальное же время экономически целесообразнее частные маломестные автобусы. То же самое правило и для отдельного города: в часы пик, то есть утром и вечером, можно пускать муниципальные маршруты, а в остальное время – частные маршрутки. Нужна понятная схема, основанная на расчетах пассажиропотока.
Много говорят о том, что бизнес должен быть социально ответственным. На мой взгляд, нужно ставить знак равенства между экономическим интересом и социальной ответственностью. Например, есть маршруты рентабельные, а есть нерентабельные, и распределять их между перевозчиками нужно таким образом, чтобы предприниматели могли зарабатывать.
На мой взгляд, большее доверие между бизнесом и властью пойдет на пользу городу. Вот вам один пример. Остановки в Твери, находящиеся под контролем МУП «ПАТП-1», нефункциональны: продуваемы, невместительны, некомфортны. Почему бы не отдать их в концессию, разрешить бизнесу продавать на остановках кофе и сникерсы, обязав взамен через некоторое время установить электронное табло? Так мы снимем с муниципалитета содержание остановок и получим дополнительные доходы в бюджет.
Общественный транспорт может стать популярным
– Какие еще проблемы существуют в регионе в сфере пассажирских перевозок?
– Этим летом была история о том, как предприниматель выиграл маршрут и передал карточку другому предпринимателю, сам в то же время заявил об утрате документа, восстановил его и отдал третьему лицу. Мы считаем эту практику недопустимой и внесли проект изменений в законодательство: владелец маршрута при передаче карты лишается лицензии. Наши другие региональные инициативы послужили основой для внесения изменения и в федеральное законодательство, принятые совсем недавно.
Пока еще не решена такая проблема, как превышение количества автомобилей на маршруте. Например, положено 22, а на самом деле ездят 35 и более, отнимая клиентов у своих коллег. Управление государственного автодорожного надзора пытается пресекать нарушения, но необходимо продумать эффективный метод недопущения этого.
На федеральном уровне, на мой взгляд, требуется запретить гражданам других стран работать водителями в России. В Киргизии, Узбекистане и других странах ЕАЕС культура вождения совсем не такая, как в РФ, и ближе скорее к культуре вождения в Египте, где правила соблюдаются не так хорошо: посигналил – и поехал.
– Не могу не спросить про тверской трамвай. В октябре ожидается заключение комиссии по состоянию рельсов, и высказывается неутешительный прогноз: Тверь останется без трамвая.
– Однозначно могу сказать, что губернатор не рассматривает вопрос о ликвидации трамвайного движения в Твери. Возможно приостановление его работы в связи с ремонтом путей, но в этом случае городу будут четко обозначены сроки ремонта.
В целом общественный транспорт в городе можно сделать популярным и, соответственно, рентабельным, если он будет работать по расписанию. Одно из решений – это выделенная полоса для трамваев, автобусов. В часы пик это огромное преимущество перед автомобилями, стимулирующее жителей пересаживаться на общественный транспорт.
Сейчас пассажир согласен ждать на остановке 5–10 минут, а 15 минут он ждать уже не будет. Это только в моем студенчестве я был готов ждать троллейбус полчаса и потом еще сорок минут ехать, однако сейчас сильно изменилось восприятие времени. Если бы ко мне на работу исправно ходил общественный транспорт, я бы отказался от автомобиля.
Безопасность – это наша общая забота и обязанность
– В завершение я бы хотел обратиться ко всем нашим гражданам, – сказал Станислав Петрушенко. – Аварии происходят каждый день, но многих жертв можно было бы избежать, если бы пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности. Мой друг рассказал мне, что за день до трагедии ехал этим же маршрутом. Микроавтобус был полон, но только мой товарищ, по его признанию, был пристегнут ремнем безопасности. Это очень хорошо иллюстрирует, как порой люди относятся к своей жизни. И еще: сейчас у каждого есть возможность зафиксировать нарушение ПДД и пожаловаться в ГИБДД на водителя маршрутки, автобуса и так далее. Однако мало кто делает это. Наша с вами безопасность – это наша общая забота и обязанность.
Дмитрий Кочетков