«Караван» публикует вторую часть интервью с участником шоу «Голос» Александром Евдокимовым. В свое время он исколесил весь Союз с такими ансамблями, как «Добрые молодцы», «Красные маки», «Поющие сердца». Александр продолжает выступать и следит за современными веяниями – мы попросили его сравнить сегодняшнюю эстраду с песнями в советское время и в 1990-е.
– В советское время такие группы, как «Самоцветы», были очень популярны. Почему же начиная с 1990-х годов и по сеи? день их песни непопулярны?
– Я бы так не сказал. «Самоцветы» весьма востребованы до сих пор, у них много работы, много концертов. Факт остается фактом, но хиты 1970-х проходят на ура и в XXI веке, причем не только у людеи? 50–60 лет, но и у молодежи. Несколько недель назад я выступал в парк-отеле «Атлас», и меня поразило то, что 20–30-летние ребята не только танцевали под ретро, но и активно мне подпевали. «Куда уходит детство», «Листья желтые», «Я к тебе не подои?ду» – эти советские шлягеры знают до сих пор. Я считаю, что 1970-е годы стали пиком расцвета не только эстрады, но и вообще хороших песен. Есть вещи, которые будут слушать и петь даже через сто лет, например композиции группы The Beatles. В то же время существуют песни и группы-однодневки, они были в 1990-е, они есть и сегодня.
– А в чем, на ваш взгляд, разительное отличие песен 1970–1980-х и настоящего времени? Все дело в профессионализме?
– Старые шлягеры, как мне кажется, более искренние, романтичные. Хорошии? глубокии? текст, мелодия, интересная гармония, ну и, конечно, исполнение – все эти факторы помогают раскрыть образ и донести его до слушателя. Песни 1970-х практически не имеют слабых мест. Творения нынешнеи? эстрады какие-то математические. В целом они сделаны достаточно неплохо. Хорошая аппаратура и студии звукозаписи позволяют сделать саунд на более крутом уровне, но в песнях не хватает чего-то душевного. Это как с фильмами: если раньше акцент был сделан на романтику, философию, смысловые диалоги и какую-то добрую человеческую наивность, то теперь балом правят экшен, часто пошлость и агрессия. Фильмы, как и песни, должны нести в себе какую-то идею. Песни, на мои? взгляд, должны быть связаны с определенными чувствами и переживаниями человека, а не просто «оп-ца дрица оп ца-ца-ца». Хотя, должно быть место и для простого танцевального стиля.
– Говоря про математику, можно вспомнить Киркорова, Баскова и иже с ними. А что вы можете сказать про андеграунд, вышедшии? на довольно широкую аудиторию благодаря интернету: Игорь Растеряев, Монеточка или рэпер Хаски, в чьих песнях, несмотря на дикии? эпатаж, многие слушатели находят глубокий смысл?
– Этих исполнителеи? я не знаю, а к эпатажности я отношусь скорее равнодушно. Для меня определяющую роль играет мастерство, профессионализм. Каждыи? исполнитель имеет право на самовыражение, не опускаясь до пошлости и цинизма.
– А что вы можете сказать про рок-культуру?
– Хоть я не поклонник тяжелого рока, меня не может не зацепить яркая мелодия, харизматичныи? профессиональныи? вокалист. Мне нравятся джаз-рок, джаз, ритм-н-блюз. Предпочитаю слушать таких исполнителеи?, как Элла Фицджеральд, Стиви Уандер, Мэраи?я Кэри, Агилера, «Земля, Ветер и Огонь». Понимаете, рэп или рок – дело вкуса, а о вкусе не спорят. Кому-то нравится «Ласковыи? маи?», кому-то Маи?кл Джексон. Другое дело – мастерство, его можно оценить всегда и в любом жанре. Я могу послушать несколько рок-композиции?, особенно если это исполняется шикарно, с драи?вом. Тот же джаз-рок или джаз – сложная афроамериканская музыка, не всегда понятная для русского уха.
– Какую музыку вы предпочитаете исполнять?
– Сеи?час джаз-рок я не исполняю, хотя у меня есть даже собственные песни в этои? стилистике. В России джазовые и блюзовые жанры не слишком-то и популярны. Хотя, помню, был такои? случаи? в 90-х, когда известныи? шоумен Отар Кушанашвили пригласил меня и моих музыкантов на пресс-пати группы Smokie. Мы там выступали как раз таки с джаз-роком, и британцам это понравилось. Но это их культура, которую могут понять либо ее носители, либо профессиональные музыканты и небольшая группа слушателеи?. Поэтому я с удовольствием пою для широкои? аудитории эстрадные песни и романсы.
– С эстрадои? понятно, но разве романс проще джаз-рока?
– По исполнению проще. Но романс – это немного про другое. Если джаз-рок или джаз созданы для драи?ва, то русскии? романс для души.
– После того как вы ушли из групп «Красные маки», «Поющие сердца», вы стали выступать сольно. Где вы обычно поете?
– Кроме Твери и Тверскои? области, бываю в Москве и в Подмосковье. Выступал я и на очень крупных концертных площадках, например в Кремле на юбилеях замечательного поэта и нашего земляка Андрея Дементьева. Мне посчастливилось записать совместныи? альбом «Дарите женщинам цветы», в котором звучат мои песни на стихи Андрея Дмитриевича. Приглашаю тверитян на свои? концерт, которыи? планирую провести в ближаи?шее время.
Павел Кириллов