Антибиотик ото лжи. Почему в Твери нашлись противники портрета Солженицына на стене дома

16.10.2018, 14:42

На одном из домов в Твери к 100-летию со дня рождения Александра Солженицына был нарисован портрет писателя, однако у этой идеи нашлись противники.

Портрет начали наносить на стену дома № 32 в Смоленском переулке 2 октября, и несколько недовольных граждан вызвали полицию. Конфликт продолжался почти неделю. 6 октября рядом с домом стояли люди и раздавали листовки с вырванными из контекста высказываниями нобелевского лауреата в защиту коллаборационистов, воевавших в Великую Отечественную войну на стороне нацистской Германии, и призывали к недопущению размещения на стенах домов Твери портретов Солженицына. Сообщалось, что протестовали жители дома. Но как мы поняли из разговора с Ольгой Кисляковой, координатором Тверского отделения движения «Суть времени», изначально против портрета выступил активист их движения, который живет в соседнем доме, а потом к нему подключились еще двое активистов. Сейчас кампанию против портрета ведет и местное отделение КПРФ. Портрет так и не удалось завершить до конца, но под ним уже появились надписи: «Подлец», «Предатель» и «Иуда». Неизвестно, чем закончится вся эта история.

«Караван+Я» спросил мнение участников этого конфликта, а также сведущих людей, которые помнят приезд Солженицына в Тверь в 1990-х.

 

«Надеемся на поддержку жителей»

Виктор Джокер, художник, автор портрета:

– Идея сделать портрет родилась у меня, когда я узнал, что в этом году отмечается 100 лет А.И. Солженицына, писателя, о чьих идеях и мыслях так важно сегодня напомнить людям. В память о нем будет проведена открытая встреча в Горьковской библиотеке 17 октября, а 30 октября, в день памяти жертв советских репрессий, также будет организовано уличное чтение Солженицына у той же библиотеки. Я подумал, что помимо этих встреч и чтений хорошо было бы посвятить достойную работу великому человеку, я обратился за помощью в администрацию, к депутату Илье Холодову, и он согласился помочь, даже организовал технику, материал и согласовал с департаментом архитектуры. Но этого было бы достаточно, только если бы жильцы дома были не против рисунка на стене, так как по закону они вправе коллективно решать судьбу стены своего дома. Но недовольные нашлись, и даже не один, а трое кажется. Не буду ручаться за точное количество. Проект пока приостановлен, хотя работы там осталось на один неполный день, думаем, как все-таки закончить хорошее дело. Пытаемся найти поддержку у жителей этого дома и города.

 

«Нельзя размещать портрет Солженицына в городе воинской славы»

Ольга Кислякова, координатор Тверского отделения движения «Суть времени»:

– Мы категорически против размещения портрета Солженицына в городе. Уже было много публикаций, история даже вышла на федеральный уровень. Часто наши действия называют провокацией, но я считаю, что это не соответствует действительности. Провокация – это как раз размещение портрета Солженицына на доме практически в центре города. Все-таки фигура Солженицына противоречивая, кто-то относится к нему негативно, кто-то позитивно.

Свою позицию я даже не буду комментировать. Все доказательства есть в открытом доступе в интернете. Есть записи, где он заявляет, что на СССР нужно сбросить атомную бомбу. Он оправдывал коллаборационистов во главе с Власовым, воевавших в Великую Отечественную войну на стороне нацистской Германии. Солженицын, по сути, искусственно сооруженный кумир, его насильно впихивают везде: от школьной программы до таких вот портретов.

Но хочется обратить внимание не на действия Солженицына, а на действия людей, которые решили поместить этот портрет. Вместо того чтобы создавать гражданский мир, они создают повод для конфликтов, раскачивают общество. Например, Илья Холодов, который поддержал этот проект, он хоть еще и достаточно юный человек, но у него есть большой политический опыт, он должен был понимать, что такие действия вызовут резонанс.

Кроме того, сами жители дома возмущены тем, что с ними не согласовали размещение портрета. Администрация также не была поставлена в известность. Наш активист живет в соседнем доме, он и еще два участника нашего движения в выходные пытались не допустить нанесения рисунка, но художники действовали очень нагло. Даже полицию пришлось вызывать. В итоге портрет все равно дорисовали ночью.

Мы сейчас предпринимаем дальнейшие действия. Написаны заявления в прокуратуру и полицию, написаны обращения в администрацию города, района и губернатору. Нужно донести до губернатора, что недопустимо размещать в городе воинской славы портрет человека, который оправдывал нацистов. Мы добьемся большого резонанса, уже люди грозятся приехать в Тверь из многих городов России и устроить митинг.

 

«Если портрет закрасят – это позор»

Игорь Корпусов, преподаватель ТвГУ:

– Все дело в личности Солженицына, а не в том, согласованы или же не согласованы были работы на стене дома. Это всего лишь средство воспрепятствовать появлению портрета. Я был около 32-го дома, беседовал с прохожими, встретил жителя  этого дома, и никто не был против портрета, все восприняли идею спокойно.

Все-таки Александр Исаевич – лауреат Нобелевской премии по литературе, он однозначно вошел в историю мировой культуры, Солженицын стал визитной карточкой России. Хотя я не отрицаю, что он очень спорная личность. Александр Исаевич велик тем, что в век господства тоталитарных идеологий заступился за человека. Он показал и доказал, если угодно, что любой человек, каким бы неказистым, слабым, малопривлекательным он ни казался, бесконечно важнее, выше и ценнее любой идеологии, любых идей. В век всеобщего помешательства прозвучало его трезвое слово христианина о человеке, которое возвращало к основам нашей культуры, ценностей… Оно снимало это прельщение отвлеченными идеями, которое так распространилось в мире, а уж в России особо. При этом он не впал в некую лишенную корней размытость. Он сумел сказать это как русский человек. Из той части русской культуры, которая всегда была на уровне лучших образцов мировой. Во всем этом его несомненное величие. За это его и ненавидят идеологи всех мастей и несчастные, остающиеся в плену этих обольщений. При этом понятно, что он не идеал, у него много ошибок и не самых лучших черт. Но не в этом дело. Не бывает непротиворечивых, идеальных людей.

А такой резонанс возник из-за того, что мобилизовались противники портрета. Если его закрасят – это будет позор для Твери. Тем более что место выбрано очень удачно, рядом с домом, где останавливался Александр Исаевич, когда приезжал в Тверь. У нас множество памятников, посвященных людям, которые и в нашей области-то не были.

 

«Солженицын не устраивает многих»

Сергей Глушков, журналист:

– Мне когда-то посчастливилось провести целых шесть дней в обществе Александра Солженицына. В сентябре 1996 года я сопровождал Солженицына и его супругу в поездке по Тверской области в качестве политического обозревателя газеты «Тверская жизнь». Мы посетили Конаково, Кимры, Кашин, Калязин, усадьбу Знаменское-Раек, Торжок, провели две встречи с огромной аудиторией в Твери. Александр Исаевич обладал удивительной способностью вовлекать в круг своих размышлений и переживаний, даже не обращаясь к тому, кто рядом. Его мощное энергетическое поле поднимало оказавшихся с ним рядом на такую высокую волну, с которой сам себе уже не кажешься маленьким. В его присутствии мозг как бы сам по себе работал интенсивно, все мелкое и пустое отбрасывалось.

Я не удивлен, что появление портрета Солженицына в Твери вызвало такой скандал. Он был очень самостоятельным и непартийным человеком. Я хорошо помню, как в Кимрах его спросили, за какую партию голосовать, он вскипел и сказал, что голосовать нужно за людей, а не за партии. Поэтому его не любят ни либералы, ни коммунисты, ни националисты. Взять хотя бы его книгу «Двести лет вместе», в ней, на мой взгляд, он полностью закрыл тему антисемитизма. Но она не устроила ни одну из сторон.

Я проходил мимо граффити, там мне сунули бумажку, где содержалась информация о том, что он оправдывал нацистов. Но это не соответствует действительности. Люди, которые делают такие заявления, видимо, даже не читали Солженицына.

В любом случае граффити только украсят наш город. Тем более буквально в 100 метрах от дома N№ 32 в Смоленском переулке находился дом, где останавливался Александр Исаевич, я навещал его там. Думаю, что, если портрет не закрасят, все равно найдутся те, кто испортит его каким-то образом, например представители НОД (оскорбляющие надписи под портретом появились уже после разговора. – Прим. ред.).

 

Противников – меньшинство

Андрей Васенев, руководитель медиапроекта «СТОЛ», сделал запись в «Фейсбуке»:

«Пять часов могут решить вопрос о чести нашего города. Всего пять часов, чтобы антибиотик против лжи и человеконенавистничества начал действовать. Этого времени должно хватить, чтобы закончить портрет Александра Солженицына в Твери, который пишет Витя Лебедев специально к столетию писателя. Не успел он сделать набросок, как реакция организма пошла. Хворь выдала себя, вирус советского идеологического иммунодефицита стал поднимать температуру общественного напряжения.

Я не удивлен, что появление этого портрета вызвало крик. Особенно важно, что образ писателя подкреплен его завещанием жить не по лжи. Эту максиму трудно вынести тем, кто согласился с «правдой» советской действительности. Сам Солженицын никогда не отвлекался на конъюнктуру, поэтому он смог написать «Архипелаг ГУЛАГ», поэтому родилось «Красное колесо», появилась книга «200 лет вместе». В общем-то, этот гвалт ищет одного: «Не надо нам жить не по лжи, не старайтесь быть выше среднего и не слушайте тех, кто этому учит». Простая закономерность: большинство ненавистников Александра Исаевича – люди не верующие, ориентирующиеся на падшую власть этого мира и на специфические методы достижения своих целей.

Этот крик создает впечатление могущества и многочисленности его издающих. Нет. Их меньшинство. Просто у них есть такая мера влияния на общественное мнение и на чиновников, которым всегда хочется, чтобы было тихо.

Кроме того, Солженицын был в Твери, встречался с его жителями. Есть среди нас и те, кто помнит эту встречу. Это было более 20 лет назад. Стоит ли помнить об этом? Или теперь нам за это стыдно?

Меж тем важно заметить, что культура граффити, которая удостоилась выставки в Москве, продажи работ на аукционе «Сотбис» по 1,5 млн долларов, в провинции пока еще в диковинку. Получился хайп на ровном месте. Причем если бы это был цветочек или бабочка, новостей про это мы бы не читали. А в душу лезть своим искусством – вот где мужество художника.

Наконец, нужно сказать, что сейчас для нашего города наступает новое время. Это не либеральная эпоха, не демократическая, не правоцентристская и не какая-то еще политическая. Нас догоняет время, когда дети могут вырасти в домах, где люди знают русских писателей и о том, о чем они писали. И нас от этого времени отделяет, может быть, всего пять часов».

Екатерина Смирнова

35 0
Лента новостей
Прокрутить вверх