Молитва жены, матери и бабушки обо всех неправедно осужденных. 650 лет со дня смерти Анны Кашинской

16.10.2018, 15:37

15 октября Русская православная церковь и тверская земля отметили 650 лет со дня кончины одной из самых выдающихся женщин Твери святой благоверной княгини Анны Кашинской, супруги святого покровителя Твери князя Михаила Тверского. Она на 50 лет пережила своего супруга, явив своей жизнью подвиг иного рода – подвиг долготерпения.

Когда я стал собирать материал для этой статьи, то компьютер выдал наиболее частый  запрос в интернете в связи с именем Анны Кашинской. Им оказался вопрос: «Святая Анна Кашинская от чего помогает?» Это характеризует отношение русского человека к православию. Мы не ищем слово Христа, не учимся любви и благоразумию, не пытаемся различить Бога в череде самых разнообразных событий, которые проявляются, чтобы сделать нас лучше. Для многих православие – это бытовая магия, имеющая прикладное значение. В церковь ходят, как в поликлинику. Например, ребенка окрестить, чтобы не болел. При этом стараются избежать бесед со священниками: мол, зачем надо нам все это слушать? Мы же так прекрасны! Главное – от чего помогает?

Чтобы понять послание, которое несет нам Анна Кашинская, надо хотя бы прочитать ее житие. Так кому и от чего она помогает? Женам, потерявшим мужей, матерям и бабушкам, потерявшим детей и внуков, женам, у которых мужья и дети осуждены неправедно по злому навету (таких у нас, в общем-то, много) – все они могут найти утешение в молитве Анне Кашинской.

Анна Ахматова когда-то написала стихотворение «Причитание»:

И выходят из обители,

Ризы древние отдав,

Чудотворцы и святители,

Опираясь на клюки.

Серафим – в леса Саровские

Стадо сельское пасти,

Анна – в Кашин, уж не княжити,

Лен колючий теребить!

Будущая тверская княгиня Анна, дочь ростовского князя, родилась в 1280 году. В 1294 году вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Это было время большого испытания русского человека. Около ста лет прошло с того времени, как князь Александр Невский подчинился монгольским ханам и принял от них вассальную зависимость. Сто лет князья Рюриковичи, потомки первых русов, были вассалами монгольских чингизидов. Все платили дань ордынцам. Кочевники все чаще убивали русских князей, а красивых славянских и финно-угорских девочек угоняли в полон. В западных русских княжествах зрел антиордынский заговор. Дело осложнялось тем, что Орда приняла ислам. Веротерпимость Чингисхана стала заменяться планами исламизации Руси. Центром сопротивления этим планам стала Тверь, самый восточный форпост Европы. Тверь опиралась на мощь Великого княжества Литовского – восточноевропейского русского государства, существовавшего с середины XIII века.

Литовское княжество объединяло западную Русь: территорию современной Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье) и Молдавии (левобережная часть Приднестровья).

Многие предки княгини Анны мученически погибли в Орде. Ее прадед Василий Ростовский был изрублен мечами за то, что отказался служить врагам. Ее дед Борис Васильевич, прозванный на Руси Печальником Земли Русской, был свидетелем мученической кончины своего отца и, начиная с четырнадцатилетнего возраста, почти всю свою жизнь провел в Орде заложником.

Муж Анны князь Михаил Тверской в Бортеневской битве в декабре 1317 года разгромил большой отряд завоевателей, которые шли походом на Тверь по приглашению московского князя Юрия. После этого Михаил вынужден был поехать на суд в Орду, где был казнен ханом Узбеком. Потом в Орде погибли сыновья и внуки княгини Анны.

Однако дух свободы и независимости, рожденный под сенью святой Анны, принес через годы освобождение для русского народа. Внучка Анны княжна Иулиания, дочь великого князя тверского Александра Михайловича, стала женой великого князя литовского Ольгерда, матерью великого князя литовского и короля польского Ягайло – основателя династии Ягеллонов. От этого тверского корня пошли все королевские фамилии Европы.

У миллионов русских людей, вроде бы потерянных для Христа под натиском восточных орд, усилиями тверского княжеского дома появилась возможность вернуться в «каноническое православие».

Годы чередой пролетали в монастыре в Твери, в котором незаметно жила несчастная княгиня Анна, молясь за ушедших в мир иной своих близких. В 1367 году она переехала из Твери в Кашин вслед за своим оставшимся в живых любимым младшим сыном князем Василием Кашинским (он был изгнан из Твери своим племянником). Для матери князь построил в Кашине Успенский монастырь, в котором через год она и скончалась в возрасте 88 лет, намного пережив почти всех своих близких. Перед смертью она, как было заведено, приняла схиму, вернув себе имя, которое носила до монашества, снова став Анной.

Мощи святой Анны Кашинской были найдены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. По преданию, княгиня явилась пономарю Герасиму, исцелила его, а затем еще нескольких больных. Началось почитание ее останков как чудотворных мощей. Тело угодницы Божией оказалось нетленным, только небольшие тления были на лице и на ступнях ног. При этом было замечено, что правая рука лежит на груди, «согбенна яко благословящая с двоеперстным древним перстосложением».

В 1677 году в Кашин на поклонение святым мощам святой схимницы Анны – по примеру отца Алексея Михайловича – собирался царь Феодор Алексеевич, но не поехал. К этому времени случился раскол Русской православной церкви. Начался глупейший спор, почему, мол, у святой Анны рука сложена не троеперстием, как сейчас принято, а двуперстием (невдомек было, что во время жизни Анны все крестились двуперстием?).

В Кашин по распоряжению патриарха Иоакима прибыла комиссия. Комиссия объявила Анну Кашинскую несвятой, а ее мощи недостойными поклонения и целования. Комиссия распорядилась отобрать все иконы Анны Кашинской, уничтожить все украшения, которые были при раке. Сами мощи закопали в землю, могилу замуровали так, что от нее не осталось никаких следов, каменную крышку от гроба спрятали под полом в другом месте. Церковь в честь нее комиссия закрыла.

Великий собор 1678 года под председательством патриарха Иоакима еще раз подтвердил все предыдущие решения, а также запретил почитать княгиню Анну Кашинскую за святую, храм в честь княгини Анны переименовать. Житие святой Анны собор подвел под анафему.

Почитание Анны было восстановлено только после того, как в России в 1905 году вышел декрет о свободе воли, и старообрядцы вышли из подполья. Оказалось, что практически все русские промышленники той поры, такие как Мамонтовы, Рябушинские, Дементьевы и другие, были старообрядцами, хранителями дореформенного православия. Не исключено, что именно их стараниями в 1908 году было дано согласие царя Николая II на повторную канонизацию святой Анны Кашинской.

Открытие памятника в Кашине Тверской области святой благоверной Анне Кашинской состоялось 25 июня 2009 года при тверском губернаторе Дмитрии Зеленине. За сто лет до этого, в 1909 году, в Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания святой, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна, тоже в будущем святая страстотерпица. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге (ныне подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году – церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Геннадий Климов

227 0
Лента новостей
Прокрутить вверх