Как в Твери решили Конституцию отменить. Депутаты отбили атаку на местное самоуправление, но это еще не конец

23.10.2018, 12:43

15 октября в Тверь неожиданно вернулась настоящая политическая дискуссия. Депутаты Тверской городской думы вспомнили о том, что они представляют народ, и пресекли попытку городской администрации провести новую редакцию устава Твери, грубо нарушающую федеральные законы.

 

Вывести из-под отчета избирателям

Напомним, в последние годы в России осталось девять городов – региональных центров, где сохранились прямые выборы мэров: Хабаровск, Анадырь, Кемерово, Томск, Абакан, Якутск, Новосибирск, Майкоп и Екатеринбург. В остальных градоначальников назначает исполнительная и законодательная власть субъектов РФ. Нынешний глава Твери Алексей Огоньков был избавлен даже от необходимости избираться в Тверскую городскую думу, что было необходимо при прошлом «двуглавом» варианте городской власти, когда главу выбирали из состава депутатов, а потом по конкурсу назначали сити-менеджера, находящегося по сравнению с главой как бы на вторых ролях. По действующему законодательству сегодня глава в Твери один, и его связь с горожанами весьма относительна – жители города не могут ни выбирать этого главу, ни каким-либо образом влиять на него.

Формально, влиять на главу Твери могут депутаты Тверской городской думы. А предложенная новая редакция устава Твери превращает городскую думу и депутатов в профанацию. Самое главное, депутаты лишаются права удалить в отставку главу города. Сейчас глава Твери должен регулярно отчитываться перед депутатами и выслушивать их оценку своей работы. Если они дважды выставят ему неуд, то глава уходит с должности. По новой редакции подотчетность главы депутатам ликвидируется, тем самым ликвидируется подотчетность главы горожанам – мы ведь теперь не избираем мэра, и депутаты были единственным способом для населения влиять на этого чиновника.  Кроме того, думу хотели обязать в любом случае принимать бюджет города в течение текущего финансового года, даже если депутаты считают, что новый бюджет ущемляет интересы горожан. И так далее.

Вероятно, вывести главу Твери из-под влияния хоть каких-то избирателей городские чиновники решились потому, что нынешний состав ТГД – один из самых слабых в истории этого не очень сильного органа. Непонятно только зачем. Кажется, г-н Огоньков не видит, что рубит сук, на котором сидит.

 

В чем причина бедности Твери и ее населения?

Небольшое теоретическое отступление. Ровно год назад на московском Гражданском форуме под эгидой Алексея Кудрина мне подарили очень экономический бестселлер экономистов и политологов Дарона Аджемоглу и  Джеймса А. Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты». Основная идея этой книги – богатство и процветание государств не обусловлено ни климатом, ни религией населяющих их народов, ни культурой, ни прошлым, ни другими объективными причинами. Причины всегда кроются в общественном устройстве. Чем более инклюзивно государство, чем более широкие слои населения могут влиять на политику страны, тем она богаче. И наоборот: чем экстрактивнее, чем более узкая группа находится у власти, чем меньше у граждан возможность донести до этой группы свои чаяния, тем государство беднее. Потому что инклюзивные («вовлекающие») политические институты запускают инклюзивные экономические возможности, начинается экономический рост и расширяется число тех, чье благосостояние растет. А экстрактивные («выжимающие») политические институты запускают экстрактивную экономику, когда экономический рост останавливается и все национальное благосостояние оказывается в руках очень небольшой части населения.

К сожалению, то, что само собой получается из нашей политической системы, больше напоминает примеры из самой отсталой Африки и Латинской Америки. Вся власть в стране замыкается на одном человеке, кажется, уже изрядно от этого уставшем. Губернаторы на местах пытаются копировать эту систему в рамках своих возможностей и замыкают на себе власть в регионах – тоже уставая и не справляясь почти ни с чем. Притом что от власти, кажется, уже ничего не осталось, руководители муниципалитетов тоже пытаются править в одно лицо. В итоге «вертикаль власти» становится абсолютно недееспособной. У всех нервы на пределе, все не справляются, но все равно не хотят делегировать полномочия.

Губернатор Игорь Руденя получает нагоняи где-то в Москве, приезжая в Тверь, он устраивает выволочку Огонькову, а Огоньков, вместо того чтобы заручиться политической поддержкой на городском уровне, зачищает пространство вокруг себя. Зачем ему эта политическая поддержка, ведь его судьбу определяют не избиратели, а губернатор?

 

Примеры потерь

Вот примеры реальных потерь Твери от такой политической системы только за последнее время.

Тверь уже передала в областное правительство земельных участков на 4,5 млрд рублей, причем доходит до смешного: бывший трамвайный парк на площади Капошвара передан в область, а город продолжает платить за его охрану 800 тысяч рублей в год. Кстати, в этом месте должен был строиться «Тверь-сити», о котором губернатор Руденя достаточно много говорил, как только появился в области. Что с этим проектом? Спросить никто не решается.

Городское МУП «САХ», которое станет региональным оператором по мусору, реорганизовали в ООО. Пока 100% акций в руках города Твери, но есть подозрение, что таким образом его готовят к приватизации.

Очень волшебные вещи происходят с городским транспортом. Мы видим, как на наших глазах умирает тверской трамвай, при этом на него продолжают выкидываться деньги. С 2015 года на ремонт трамвайных линий потрачено 450 млн рублей, причем Ирина Вуймина, руководитель правового управления городской администрации, прямо признала, что экспертизу путей, когда перекладывали рельсы, не проводили. Просто меняли одни плохие рельсы на другие, такие же плохие. И тратили на это бюджетные деньги. Купленные за 150 миллионов новые трамваи «Сити Стар» в этом году не выезжали из депо, оказывается, их покупка была не чем иным, как пиар-акцией Тверского вагонзавода. Притом что вагонзавод – предприятие «Трансмашхолдинга», чей головной офис находится в Москве, деньги на эту пиар-акцию были потрачены из дырявого бюджета города Твери.

Теперь «Сити Стар» продают в Москву за 20 млн рублей, а остальные трамваи пойдут на металлолом. При этом в действующем генплане Твери нарисованы трамвайные линии – аж пять штук, в том числе не существующие на момент его принятия. Кому и зачем врет руководство города?

В этом году была запланирована покупка новых автобусов, поскольку автобусный парк Твери тоже дышит на ладан, автобусы ломаются каждый день. Но деньги перенаправлены на зарплату сотрудникам ПАТП, потому что его руководитель, депутат гордумы от «Единой России» Артур Сычев уверил, что «выручка в день с одного автобуса или троллейбуса на социальных маршрутах составляет 500–1500 рублей и на них ездят в основном льготники и школьники». Нет электронного учета проезда по ЕСПБ, компенсация из региона не покрывает затраты на перевозку льготников. А наладить учет, контроль и диалог с областным правительством по этому поводу – некому.

И вишенка на торте: число городских чиновников в Твери сейчас примерно 1000 человек. А Тверской городской думе недавно пытались вообще сократить сотрудников аппарата и правового управления – нечего, мол, тут. Правовое управление администрации будет готовить вам документы, вы – послушно за них голосовать, и дело с концом.

Цифра из истории здания, где сейчас располагается городская администрация: во времена М.Е. Салтыкова-Щедрина здесь была губернская управа, и со всеми делами справлялись несколько десятков чиновников. Без интернета, автомобилей и сотовых телефонов. Письма доставлялись почтовыми тройками.

 

Серьезное противоречие федеральному законодательству

Но вернемся к истории с поправками в устав Твери. Она иллюстрирует все пренебрежение к обществу, сложившееся в головах чиновников.

Эта редакция устава Твери поступила в думу еще в мае, но пять (!) месяцев лежала без движения. И только за три дня до пресловутого заседания в минувший понедельник (как обычно, внеочередного) документ раздали для ознакомления депутатам. Большинство единороссов его даже получать не стали: зачем, все равно надо голосовать, как велено. А немногочисленные депутаты от оппозиции взяли поправки к уставу, прочитали и ужаснулись. «Чисто технические поправки», как они были анонсированы городской администрацией, на самом деле меняли всю диспозицию в местном самоуправлении, фактически его упраздняли. Не говоря уже о том, что поправки эти серьезно противоречили федеральному законодательству.

С федеральным законодательством у местных единороссов вообще серьезные проблемы. Так, зампред думы Алексей Арсеньев в голос засмеялся, когда депутат Юрий Фролов напомнил, что по Конституции РФ источником власти в стране является народ. Он-то, видимо, думал, что источник власти – это любое начальство, которое что-то велит.

Забавно, что никому не удалось установить авторство этого документа. По словам депутата от КПРФ Сергея Шишкова, этот нормативный акт как будто материализовался из пустоты. Обычные субъекты правотворческой инициативы – депутаты, председатель думы, глава города – не имели отношения к его появлению. Это даже стало причиной перебранки на заседании между председателем комитета по местному самоуправлению и регламенту Сергеем Аксеновым и председателем ТГД Евгением Пичуевым.

В этот раз антиконституционный документ, представленный начальником правового управления городской администрации Ириной Вуйминой, не прошел. Против проголосовали депутаты от оппозиции: Юрий Фролов, Елена Гончарова, Сергей Шишков, Олег Цуканов, Сергей Юровский, Дмитрий Игнатьков, Леонид Булатов.

Даже часть единороссов поняла, что нельзя рубить сук, на котором сидишь. Хотя всем им пришлось отчитываться, как они голосовали, перед Сергеем Аксеновым, на некоторых бюджетников было оказано беспрецедентное давление. Так, директора школы N№ 4 Ирину Тюрякову даже до слез довели. Давили и на директора дома ребенка «Теремок» Татьяну Жомову, для которой ее детище, образцовый дом ребенка, конечно, дороже всех городских нормативных актов. Достойно повел себя наш коллега редактор «Местного времени» Дмитрий Фадеев, который, несмотря на принадлежность к «Единой России», не стал сразу голосовать за новую редакцию устава. Кажется, не стала участвовать в этом и Наталья Павлюк, заместитель главврача областной больницы.

Необходимых для принятия проекта нового устава в первом чтении двух третей голосов не набралось. Но попытка «продавить» думу не закончилась. Насколько нам известно, на прошлой неделе глава Твери Алексей Огоньков, начальник правового управления Ирина Вуймина и Сергей Аксенов собрали совещание, посвященное тому, как это лучше сделать.

Мария Орлова

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх