Атмосфера тревожности

23.10.2018, 12:56

Расстрел студентов в колледже в Керчи – первый отечественный случай такого рода. Его причины и последствия пока неизвестны. Но одна из причин все же ясно видна: это нарастающая в обществе атмосфера тревожности.

В США стало нарицательным название школы «Колумбайн», где произошел один из самых массовых «школьных расстрелов». Много лет американские психологи и педагоги пытаются понять, что служит спусковым крючком для подростков, которые берут ружье и идут расстреливать своих однокашников. В США очень сильная школа психиатров, налаженная система помощи тем, кто за ней обращается, но и там не удается предотвратить такие кошмарные случаи. В России система психологической помощи подросткам отсутствует, должность школьного психолога, скорее, профанация. Обращение к психиатрам и психотерапевтам до сих пор считается постыдным.

Что произойдет после керченского расстрела? Наладят психологическую помощь молодежи? Очень сомневаемся, специалистов просто неоткуда взять. Скорее всего, будет, как это у нас принято, «асимметричный ответ». Нападение террористов на школу в Беслане аукнулось в российской политике отменой выборов губернаторов. Сейчас, скорее всего, тоже какие-то гайки закрутят. Например, запретят рэп-музыку (тема «Колумбайна» популярна у рэперов, в том числе и у русских, ну вот на них можно будет скинуть вину за то, что произошло). А еще вырастет и без того огромная армия бесполезных охранников, появятся новые бесполезные рамки металлодетекторов, на которые будет размещен госзаказ по цене в три раза выше рыночной… И все это – до следующего раза.

Увы, уровень психического здоровья нашей нации после всех трагедий XX века очень низок. Западные ученые доказали, что последствия страшного жизненного опыта передаются по наследству. Дети и внуки солдат, воевавших на фронтах Второй мировой, больше подвержены риску преждевременной смерти, сердечно-сосудистых заболеваний и так далее. А ведь у нас, современных россиян, не только страшная война в генетической памяти. Тут и голод, и коллективизация, и репрессии, когда о каких-то родственниках наши бабушки и дедушки просто не говорили всю свою жизнь.

Мое поколение, люди, родившиеся в 1970-е, все детство испытывало один всепоглощающий страх – страх ядерной войны. Вне сомнения, это тоже не прибавило здоровья ни нам, ни нашим детям (а «керченский стрелок» и его мама, адепт секты «Свидетели Иеговы», как раз из этой категории).

Этот самый почти забытый страх на прошлой неделе умудрился зачем-то активизировать президент Владимир Путин. На Валдайском форуме, который по неведомым географическим соображениям называется Валдайским, а проходит в Сочи, Путин, рассуждая о возможности ядерной войны, сказал следующее: «Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. А мы, жертвы агрессии, мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют».

Эта фраза затмила начало мысли, что Россия никогда ни на кого не нападет первой. Слишком эмоциональный образ получился. С богословской точки зрения этот тезис очень сомнительный: упавший на голову кирпич или атомная бомба не делают человека мучеником автоматически, для этого нужно осознанно выбрать Христа и умереть за свою веру. Путин, судя по всему, сам формулирует для себя какой-то совершенно свой вариант православия, который, по его же словам, «ближе к исламу, нежели к католицизму».

«Хрущев обещал коммунизм, Горбачев – отдельные квартиры к 2000 году, а Путин – сразу рай», – грустно шутят россияне. Идея попасть в рай не по итогам долгой праведной жизни, а по итогам возможной ядерной войны не вдохновила практически никого, даже губернатора Тверской области Игоря Руденю.

Эта риторика чудовищно отличается от стиля брежневских времен, когда мир действительно балансировал на грани и силы супердержав, одной из которых был тогда Советский Союз, были приблизительно равны. Тогда о ядерной войне говорили как о конце всего, которого надо всеми силами избежать. Теперь вот президент зовет подданных в рай…

Через несколько дней после этого памятного выступления зашла речь о расторжении Договора о ракетах средней и меньшей дальности, ликвидировать которые договорились Горбачев и Рейган в 1987 году. Тогда нас избавили от страха, теперь, судя по всему, этот страх оживает. А заодно оживает изнурительная гонка вооружений, надорвавшая в свое время силы Советского Союза.

Как это отразится на и без того изношенной психике населения?

Сегодня, чтобы подорвать нервную систему, достаточно просто смотреть телевизор. Орущие безумные люди в политических ток-шоу способны внести атмосферу тревожности в любой дом. Конечно, вряд ли мы узнаем, что конкретно свело с ума «керченского стрелка» Рослякова. Но предположить можно…

Мария Орлова

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх